Дня не проходит без того, чтобы кто-нибудь из высокопоставленных иранских функционеров не обрушивался на Турцию с угрозами
Например, Яхья Рахим Сафави, крупный военачальник, генерал-майор, в недавнем предостережении Анкаре заявил: "Турции следует в корне пересмотреть свою политику по отношению к Сирии. Не уповать на ракетный щит Альянса. Отказаться от навязывания арабскому миру своей исламской модели и больше заниматься проблемами собственного народа и его соседей".
По мнению региональных экспертов, в этом нет ничего удивительного, ибо мы присутствуем, вероятно, при возрождении соперничества, уходящего корнями в седую старину, в эпоху царствия в этих краях двух государств: турок-османов и персов-сефевидов. Утихомирились лишь в ХХ веке. В недавнем прошлом турецкая экономика, управляемая Партией справедливости и развития, пережила подлинный расцвет. Страна вновь обрела великую роль. От сирийских интифад до иракской конфессиональной вражды и иранской ядерной программы Анкара активно вмешивалась и бросала вызов амбициям Тегерана единолично господствовать в регионе.
После 2002 года, когда исламистская партия пришла к власти, соперничество с персами в принципе перестало интересовать Анкару. Отношения между столицами заметно потеплели. Оба государства защищали правое дело арабского народа Палестины, Турция не проявляла враждебности к иранскому ядерному досье. Визиты государственных особ мирового класса в обе столицы стали рутиной, а торговое сотрудничество - классическим образцом подражания для соседей по региону и предметом зависти.
И Турция, и Иран энергично противостояли иракской военной кампании. Вместе с тем, Тегеран воздержался от предоставления политического убежища боевикам Курдской рабочей партии. Оба фактора были замечательны и способствовали упрочению уз добрососедства и взаимопонимания.
Но "арабская весна", которая принесла в Сирию протестные бунты, развела добрых соседей по диаметрально противоположным направлениям. От прежнего согласия не осталось и следа.
Верная демократическим традициям, Турция на стороне сирийских повстанцев и поддерживает их требования. Автократический Иран подпирает президента Сирии Башара Асада и грозно маячит за всеми карательными акциями режима против гражданского населения.
С нарастанием сирийского политического кризиса соперничество между соседями перешло в иную плоскость и раскололось по иракской трещине: турки и персы поддерживают и снабжают противоборствующие лагери и блоки.
После завершения демократических выборов в Ираке 2005 года Тегеран взял сторону партии "Ад-Даава"("Призыв"), лидер которой Нури аль-Малики. Анкара поддерживает политический блок "Аль-Иракийя", возглавляемый Айядом Алави, экс-премьером Ирака. После избирательной кампании 2010 года Малики удалось наконец сформировать кабинет. Не без помощи Тегерана.
Нури аль-Малики начал кампанию против союзников Анкары, настаивая на аресте вице-президента Тарика аль-Хашими, укрывшегося в Иракском Курдистане. Это обстоятельство заставило курдов смягчить шесть позиций жесткого антиарабского противостояния, реализация которых приведет к тому, как обходился с ними Саддам Хусейн. Курды иракского региона склонны видеть в Анкаре союзника, чтобы создать противовес политическому и военному напору Тегерана в Ираке.
Турецко-иранское соперничество идет на землях, издревле называемых "Плодородным Полумесяцем", перетекая в жаркое противостояние. Область протянулась широкой дугой от Персидского залива вдоль северного края Сирийской пустыни, и далее – к Палестине и границе Египта.
Иранское руководство неустанно атакует турецкую "исламистскую светскость", грозится нанести удар по Анкаре, если та окажет содействие реализации планов НАТО по созданию ракетного щита, позволив установить на своих землях соответствующие радары. То, что получит взамен Турция от Альянса, или какие-либо ближневосточные дивиденды, будет угрожать иранским интересам в гораздо большей степени, чем Турции, чья привязанность к Западу исчисляется не одной декадой.
Не исключено, что выдержка изменит Ирану, и он рассвирепеет. На этот случай есть у него в резерве гвардейский спецназ "Аль-Кудс". Эксперты высказывают опасения, что эта элитная команда находится в постоянном и тесном контакте с Курдской рабочей партией на севере Ирака, вынашивая цели нанести удары по Турции и заодно – по Иракскому Курдистану.
Грянет ли "очистительная война", которая положит конец противостоянию "османских турок" и персов-"сафавитов"? Приверженцев генерал-майора Яхьи Рахима Сафави. Но не отпрысков древней династии сефевидов.
Времена изменились…