Выборы в законодательное собрание (меджлис) Исламской Республики Иран (ИРИ) 9-го созыва пройдут в ближайший выходной день - в пятницу 2 марта (12 эсфанда по иранскому солнечному календарю, 12-й месяц, начинается 20 февраля). Парламентские выборы в Иране проводятся раз в четыре года за три месяца до окончания срока работы предыдущего состава парламента, который заканчивается в июне 2012 года.
Иранским избирателям, а право голоса на предстоящих парламентских выборах из 75-миллионного населения Ирана имеют 48,2 миллиона человек, предстоит выбрать 290 депутатов из 3 444 кандидатов. На самом деле зарегистрированных кандидатов было гораздо больше - 5 395 человек, но успешно выдержавших проверку на соответствие требованиям к кандидатам в депутаты меджлиса осталось именно это количество.
Накануне выборов глава государства, Верховный лидер Исламской революции аятолла Хаменеи обратился к населению страны с призывом принять активное участие в выборах и таким образом ответить на "попытки, предпринимаемые внешними врагами и их пособниками внутри страны", дискредитировать политический строй ИРИ и иранскую избирательную систему, "Оживленные выборы нанесут серьезный удар по врагу", - подчеркнул Хаменеи [1].
Что касается "внешних врагов", то, действительно, происходящие в настоящее время международные события вокруг Ирана имеют явную цель усилить давление на иранское общество с целью ослабить существующий режим. Соединенные Штаты продолжают свой более чем 30-летний курс конфронтации с Ираном, не прекращают действовать в интересах углубления международной политической, военной и экономической изоляции ИРИ. При этом, сменяющие друг друга в Белом доме, администрации республиканцев и демократов не отказываются от этой цели и не исключают вооруженного пути решения "иранской проблемы".
В центре внимания США, их западных союзников, Израиля и арабских стран Персидского залива, по-прежнему, остается ядерная программа Ирана. В июне 2010 года Совет Безопасности ООН принял очередную, уже четвертую, резолюцию об ужесточении санкций в отношении Ирана (№. 1929). В январе этого года Евросоюз одобрил введение дополнительных всеобъемлющих и беспрецедентных торговых санкций против Ирана. Тем самым, Европа поддержала Вашингтон в его усилиях по дальнейшей международной изоляции Ирана. Это стало очередным раундом мер, направленных на финансово-экономическое "удушение" Ирана.
Для обоснования принимаемых в отношении Ирана довольно жестких ограничительных санкций, США, в дополнение к обвинениям Тегерана в стремлении заполучить ядерное оружие, навешивает на Иран ярлык главного спонсора терроризма в мире [2]. В частности, иранские власти обвиняются в том, что через территорию Ирана осуществляется транзит людских и финансовых потоков "Аль-Каиды" в Афганистан и Пакистан. "Изобличая секретные сделки Ирана с "Аль-Каидой", направленные на ее поддержку, мы еще раз хотим подчеркнуть, что Тегеран является крупнейшим в мире спонсором терроризма", - именно так оценил Иран заместитель министра финансов США по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Дэвид Коэн [3]. По сути, ничего нового в своих "дежурных" претензиях к "странам-изгоям" американская администрация и на этот раз не выдвигает. Все те же, дискредитировавшие себя в Ираке и Афганистане, аргументы: наличие оружия массового поражения и пособничество международному терроризму. При этом весьма прозрачным остается стремление Вашингтона во что бы то ни стало сменить, неугодный Западу, режим исламского фундаментализма в Тегеране.
На фоне последних заявлений Евросоюза в отношении ИРИ, у ее противников в очередной раз появилась иллюзия: возможного краха правящего в Тегеране режима, который, якобы не выстоит под напором новых ограничительных санкций, экономику страны охватит хаос, финансовые институты лишатся последних международных связей, внешняя торговля будет парализована из-за отсутствия валютных средств, что, в конечном итоге, приведет к ухудшению социально-экономического положения страны и снижению уровня жизни большей части населения.
Насколько такие предположения обоснованы? Старший научный сотрудник Фонда стратегических исследований Бруно Тертре, считает, что в определенных условиях антииранские санкции могут сыграть свою роль. По его мнению: "Санкции необходимо применять эффективным образом. Они должны сопровождаться серьезной угрозой военной операции. И только сочетание давления извне и изнутри (недовольство местного населения) заставит иранских лидеров опасаться за будущее своего режима" [4].
Тем не менее, Иран в своей новейшей истории уже не раз бывал объектом экономических санкций, международного давления, военных угроз и, тем не менее, выстоял. Рост ВВП в Иране (темпы экономического роста) с учетом нефтяной промышленности составил в прошлом году 6,5%, а без учета последней – 7,3%. Такие данные приведены статистическим центром Ирана [5]. На долю добычи полезных ископаемых, сырой нефти и природного газа в ВВП Ирана приходится – 16,5%, то есть зависимость от экспорта нефти есть, но она не настолько критичная, чтобы предрекать коллапс всей иранской экономики. И все же отрицать негативное воздействие последних международных санкций на экономику Ирана нельзя, их влияние на ситуацию в стране отмечается и в преддверии парламентских выборов.
Так, до 2011 года на дотации населению уходило до 30% бюджета Ирана. Сейчас, несмотря на повышенную активность в области госрегулирования внутреннего рынка и внешнеэкономической политики, Иран переживает довольно сложный период. Проблемы, вызванные международными санкциями, начинают всё заметнее отрицательно сказываться на хозяйственной деятельности страны, реализации правительственных программ и законов, направленных на преодоление как кризисных явлений в экономике, так и смягчение социальной напряженности. Правительство Ирана вынуждено принимать меры, которые не всегда популярны и поддерживаются населением.
К примеру, в конце января этого года произошло стремительное падение обменного курса иранского риала, которое практически парализовало внутренний валютный рынок и вызвало панику среди населения. Резко возрос спрос на твердую валюту и драгметаллы, в первую очередь, на изделия из золота. В результате иранский риал подешевел по отношению к доллару вдвое. Среди основной массы представителей иранского мелкого и среднего бизнеса падение курса национальной валюты вызвало резкое недовольство, привело к серьезным финансовым потерям и создало трудности в материальном обеспечении семей. В целом это привело к заметному росту недовольства нынешним руководством и его политикой.
Уместно вспомнить, что на состоявшихся 12 июня 2009 года президентских выборах действующий глава Ирана Махмуд Ахмадинеджад набрал 62,63 процента голосов, его основной соперник Мир Хоссейн Мусави - 33,75 процента голосов. Кандидаты в президенты Мусави и Мехди Карруби заявили о массовых фальсификациях на выборах и потребовали проведения повторных президентских выборов. Многотысячные акции протеста недовольного населения стали причиной столкновений с полицией. Во время акций протеста в Тегеране были погибшие и раненые. По некоторым оценкам, это были самые мощные антиправительственными выступлениями за всю историю Исламской Республики Иран.
А не станет ли спустя три года после тех выборов эта «персидская весна» продолжением «арабской весны» 2011 года? Известно, что тогда волна демонстраций и протестов привела к революциям в Тунисе и Египте, гражданской войне в Ливии, приведшей в итоге к падению режима. Рядом с Ираном произошли вооруженные восстания в Бахрейне и Йемене, население прибегло к массовым протестам в Алжире, Ираке, Иордании, Марокко и Омане, менее значительные антиправительственные демонстрации имели место даже в соседних с Ираном богатых и считающихся благополучными Кувейте и Саудовской Аравии. В Сирии, с которой у Исламской Республики Иран тесные военно-политические союзнические отношения, эскалация гражданской войны поощряется и сейчас в целях "продвижения демократии". При этом американский госсекретарь хотела бы видеть следующий сценарий развития дальнейших событий: "офицеры поляризуют и устранят фигуру Асада, и, тем самым, уклонятся от долгой и кровавой гражданской войны" [6].
Как уже отмечалось здесь, нарастающее давление на Иран со стороны Запада направлено на ослабление существующего режима и парламентские выборы могли бы стать удобным поводом для организации беспорядков и протестных выступлений населения, но сами результаты выборов вряд ли способны кардинально повлиять на расстановку политических сил в стране.
Несмотря на то, что именно меджлис занимается в Иране составлением законопроектов и бюджета, ратификацией международных договоров, его деятельность ведется под строгим контролем Совета стражей конституции, в полномочия которого входит наблюдение за деятельностью парламента. Да и сами парламентские выборы проходят под контролем этого Совета, особого государственный органа Ирана, состоящего из 12 человек: шестерых представителей исламского духовенства, назначаемых Высшим руководителем, и шестерых юристов, назначаемых главой судебной системы. Совет стражей имеет исключительное право вносить поправки в конституцию страны, а также утверждать кандидатуры на высшие государственные посты, в том числе президента.
Совет стражей конституции как специальный надпарламентский орган имеет право наложить вето на любой законопроект и вернуть его на доработку в парламент. Если меджлис откажется это сделать, то разрешать спорный вопрос будет Совет по определению политической целесообразности — совещательный орган при Высшем руководителе Исламской Республики Иран, который является главой государства и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Именно он определяет общее направление развития страны, внешнюю и внутреннюю политику.
Надпарламентская роль Совета стражей Конституции и в этот раз отчетливо видна уже на этапе допуска кандидатов в депутаты к участию в голосовании. Его официальный представитель А.Кедхудаи заявил, что Советом не были утверждены полномочия 30 процентов зарегистрированных министерством внутренних дел Ирана кандидатов [7]. В числе кандидатур, получивших "дисквалификацию" в органе специального надпарламентского контроля, оказались 33 действующих депутата меджлиса, вновь выдвинувших свои кандидатуры для участия в парламентских выборах, их имена не были включены в избирательный список. А.Кедхудаи не предоставил информацию по их персональному составу.
"Среди лиц, чьи полномочия утверждены, есть кандидаты от каждого крыла, группы и политических партий. На предстоящих парламентских выборах будет идти напряженная конкуренция между кандидатами", - так заявил официальный представитель Совета стражей Конституции Ирана [7].
Можно добавить, что все они в соответствии с требованиями, которым руководствовался Совет стражей, должны быть гражданами Ирана, исповедовать ислам, "верить в Исламскую Республику и проявить свою веру на деле". Они должны быть верны конституции Ирана и Верховному лидеру страны. Их принадлежность к "крыльям" и "группам", а тем более к политическим партиям, для рядовых избирателей не всегда понятна. В самом распространенном случае для избирателя из иранской провинции кандидат должен быть авторитетным лицом и не иметь темного прошлого.
Для участия в парламентских выборах в Иране госслужащие, в число которых входят губернаторы провинций, члены городских советов, руководители территориальных органов различных министерств и ведомств должны за полгода до начала регистрации своей кандидатуры подать в отставку с занимаемой должности. На практике в большинстве регионов вопрос с их избранием решается положительно. Исключения бывают, но редко. Не бывает вопросов, как правило, и с выбором в парламент представителей религиозных меньшинств Ирана. В их отношении не применяется требование "мусульманское вероисповедание". В иранском парламенте для зороастрийцев и иудеев предусмотрено по одному месту, а для христиан - три (по одному на айсоров, армян и халдеев). Это не касается представителей национальных меньшинств-мусульман, они принимают участие в голосовании на общих основаниях.
Но определенная политическая интрига на этих выборах все же есть. Так, представители оппозиционного лагеря иранских реформаторов, проигравшие президентские выборы в 2009 году, не примут участия в выборах. Они уже заявили о том, что выборы не в состоянии обеспечить честное голосование и справедливое выявление результатов. Их отказ от участия в выборах выглядит добровольным, однако с самого начала подготовки к предстоящим парламентским выборам некоторые представители лагеря консерваторов потребовали не допускать их к выборам с учетом произошедших в 2009 году столкновений.
Неучастие реформаторов не означает отсутствие политической борьбы за места в парламенте. За места в парламенте будут бороться сторонники и противники президента Ахмадинежада. В настоящее время сторонники лидера Ирана Хаменеи все активнее критикуют экономический курс президента и правительства. Депутаты меджлиса этого созыва уже с началом избирательной кампании по выдвижению кандидатов вызвали президента для дачи пояснений по ряду принятых им внутри и внешнеполитических решений в парламент. Под соответствующим обращением поставили свои подписи около 100 из 290 иранских законодателей. Это первый с момента Исламской революции в 1979 г. случай, когда президента вызывают в парламент.
Не обошлось и без шпионского скандала. Хейдар Мослехи, министр информации ИРИ (глава иранских спецслужб), сделал заявление об аресте лиц, занимавшихся шпионской деятельностью в интересах Соединенных Штатов. Точного числа задержанных Мослехи не назвал, но подчеркнул, что есть доказательства их намерений воздействовать на ход предстоящих парламентских выборов в Иране.
Видимо, по уже отработанной схеме накануне парламентских выборов в Иране введена интернет-блокада, запрещен или ограничен доступ к социальным сетям и другим сайтам, что является проявлением государственной цензуры. Это тоже подтверждает то, что Иран к парламентским выборам готовится довольно тщательно, а правящий режим, несмотря на наступление сезонной весны, повторения арабского сценария не допустит. "Персидской весны" в Тегеране пока не ожидается.
Кольчугин Николай Петрович, эксперт по проблемам Ближнего и Среднего Востока, кандидат исторических наук, доцент
Список источников:
1. Оживленное участие на выборах заставит врага отступить, mehrnews.com/ru/newsdetail.aspx?NewsID=1535443
2. “Iran: The Most Active State-Sponsor of Terrorism,” Kabul Perspective, May 20, 2009, kabulperspective.wordpress.com/2009/05/20/iran-the-most-active-state-sponsor-of-terrorism/
3. У США имеются подтверждения связей Ирана с "Аль-Каидой", 8 августа 2011, realite-eu.org/site/apps/nlnet/content3.aspx?
4. Бруно Тертре, Санкции против Ирана могут сработать, realite-eu.org/site/apps/nlnet/content3.aspx?c=9dJBLLNkGiF&b=5890857&ct=11621069
5. iran.ru, 22 февраля 2012 № 499518
6. Клинтон публично подстрекает сирийских "силовиков" устранить Асада, wffw.info/446151/novosti-klinton-publichno-podstrekaet-sirijskix-silovikov-ustranit-asada/
7. Почти 3,5 тысячи кандидатов будут вести борьбу за места в парламенте Ирана, 21 февраля 2012, vestikavkaza.ru/news/politika/power/52556.html