Не часто упоминаемая в последнее время, но тем не менее ожидаемая региональная война на Ближнем Востоке, вполне вероятно, может начаться между Турцией и Ираном, но обязательно под стратегическим руководством США и при практическом содействии Израиля, что вовсе не исключает активного участия Саудовской Аравии и других арабских монархий Персидского залива, требующих безотлагательной смены однопартийного баасистского режима миноритарной шиитской элиты, в будущей международной коалиции.
Региональная война, возможно, провоцируется и подготавливается секретными подразделениями специальных разведывательных служб США, чтобы полностью вовлечь все противоборствующие суннитские и шиитские силы государств Ближнего Востока в активные вооруженные столкновения и обеспечить переход вялотекущих внутренних межконфессиональных и межэтнических конфликтов, особенно в Сирии и Ираке, в стадию масштабных гражданских войн. США будут предлагать своим союзникам в этой геополитической игре участие в заключительном рамочном соглашении о гарантиях национальных интересов.
Можно предположить, что переговорный процесс давно идет в соответствии с намеченным планом. Об этом свидетельствуют прежде всего фактически добровольный вывод контингента вооруженных сил США из Ирака, совпадение позиций исламских монархий и США по Сирии и, видимо, по Ираку, активное сотрудничество Турции с Лигой арабских государств.
Формальным поводом для начала региональной войны могло бы стать вторжение Турции в Сирию, согласованное с Лигой арабских государств и поддержанное Западом, якобы для прекращения гуманитарных преступлений, бесспорно совершаемых диктаторским режимом Башара Асада в отношении "братского сирийского народа", открытия коридоров жизни и предотвращения гражданской войны.
Турция, следуя своей военно-политической стратегии регионального лидерства, готова была бы к оккупации Сирии именно в таком коллективном формате, обеспечивающем некую видимость легитимности военного вторжения. Однако, главная цель Турции при этом заключалась бы в том, чтобы не допустить непредсказуемой активизации деятельности объединенного национально-освободительного движения всех четырех частей курдского народа. Турецкое руководство стремится стать одним из основных участников решения курдского вопроса прежде всего для обеспечения стратегических интересов Турции. Турция скорее всего заинтересована установить долгосрочные союзнические отношения с большим, экономически сильным и политически суверенным Курдистаном, чем бесконечно продолжать бессмысленную, непродуктивную и кровавую борьбу с курдскими повстанцами. Поэтому Турция попытается помочь объединению сирийского Западного Курдистана с иракским Южным Курдистаном, предоставит турецкому Северному Курдистану национально-территориальную автономию, а также будет содействовать решению вопроса о самоопределении иранского Восточного Курдистана по сирийскому или турецкому варианту в зависимости от международной обстановки и политических обстоятельств.
Иран, очевидно, выступит адекватно и жестко против турецких оккупантов Сирии, своего главного регионального конкурента, выполняя свой политический и конфессиональный долг, совпадающий с целями государственной стратегии борьбы за лидерство в исламском мире любой ценой.
Сирия, превратившись в кровавое поле крупных военных сражений и находясь под невыносимым давлением внутриполитического хаоса и во внешнеполитической изоляции, в конце концов будет обречена на капитуляцию режима и распад страны по этно-конфессиональному и национально-территориальному принципу самоопределения народов.
Главная цель Запада будет достигнута и многосторонний переговорный процесс по урегулированию последствий сирийской проблемы будет осуществляться в русле западной "миротворческой программы" за "круглым столом", но с учетом новых обстоятельств и глобальных задач.
Западный Курдистан в лице сирийской части курдского народа, испытавшего в прошлом и настоящем времени все тяготы и лишения от геноцида, угнетения и произвола правящей власти, откровенное презрение и унижение со стороны национал-радикальных элит господствующих арабских этно-конфессиональных сообществ , несомненно объединиться с Южным Курдистаном. К тому времени Южный Курдистан, окончательно разорвав формальные отношения с Багдадом, от имени народа автономного региона уже провозгласит о суверенитете и независимости, включив в состав нового государства все спорные территории в Ираке, в частности издревле и по сегодняшний день курдские Киркук и Мосул.
Иракское руководство в лице Премьер-министра Малики, потеряв основную и единственную иранскую опору в регионе, не сможет предпринять никаких мер по удержанию власти и предотвращению раздела страны. Иракские политические силы будут озабочены исключительно вопросом сохранения целостности остальной части арабской страны, заняты проведением новых реформ и политических преобразований с целью достижения межконфессионального союза между суннитами и шиитами во имя единого исламского Ирака.
В итоге на политической карте мира появится новое демократическое государство Юго-Западный Курдистан с населением более десяти миллионов свободных и равноправных граждан из самых разных этно-конфессиональных сообществ, с огромными природными запасами углеводородного сырья, в целом очень перспективной и привлекательной экономической географией.
Ирану, несмотря на высокий уровень социально-экономической напряженности и тяжелые обстоятельства военного положения, будет дана временная возможность сохранить некоторую стабильность внутриполитической обстановки, но при условии достижения договоренности с Западом и союзной коалицией. Оказавшись в безвыходной ситуации с полностью разрушенной военной инфраструктурой и перед угрозой распада персидского государства, Иран согласится с ультимативным требованием о предоставлении иранским курдам и азербайджанцам в соответствии с новой конституционной реформой широких национально-территориальных автономий в Восточном Курдистане и Южном Азербайджане.
Турция подталкиваемая США и другими членами НАТО, а также в соответствии с внешнеполитической стратегией страны примет новую конституцию и торжественно предоставит турецкой части курдского народа широкую национально-территориальную автономию в Северном Курдистане. Северный Курдистан в Турции и Южный Азербайджан в Иране получат статус международных буферных зон безопасности под защитой НАТО. Естественно эти территории будут использованы для размещения военных баз США и НАТО для усиления господства Запада на Большом Ближнем Востоке и расширения влияния в прилегающих азиатских регионах. В результате этих военно-революционных событий на Большом Ближнем Востоке начнется эпоха эволюционных процессов. Господствующий Запад во главе с США будет опираться на два региональных и взаимозависимых полюса безопасности и экономического развития:
- Турция, действующий член НАТО и будущий член Евросоюза и лидер исламского мира;
- Саудовская Аравия, лидер исламского союза арабо-суннитских монархий Персидского залива.
Юго-Западный демократический Курдистан будет выполнять роль связующего звена и регионального центра политического, экономического и этно-культурного сотрудничества на Большом Ближнем Востоке.
Вместе с тем, возвращаясь к сегодняшним реалиям, надо отметить, что Турция, несмотря на очень высокий уровень поставленных задач, определяющих амбициозный характер внешнеполитической стратегии страны, обоснованно опасается приступить к решительным практическим действиям для утверждения лидерства в исламском мире без наличия твердых гарантий со стороны США и Запада в целом.
Нынешняя администрация США уклоняется до предстоящих президентских выборов открыто говорить о каких-либо гарантиях и обсуждать с Турцией тактические вопросы, связанные с вторжением в Сирию и началом войны с Ираном.
Барак Обама далеко не явный фаворит в начавшейся президентской гонке и, вероятно, не имеет ясного представления о том, что может произойти на Большом Ближнем Востоке, в частности в отношениях между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией, особенно в связи с курдским вопросом.
Ожидать какого-то продвижения в переговорном процессе Турции с европейским Западом тоже пока не приходится. Евросоюз погряз в поисках выхода из экономического кризиса и без решения США не предпримет никаких шагов в направлении военного вмешательства во внутренние дела Сирии.
Турецкое руководство прекрасно понимает чрезвычайно высокую степень опасности и важности курдского вопроса для будущего Турции. В создавшихся международных обстоятельствах и внутриполитических условиях, когда стало очень сложно действовать на опережение и отсутствуют эффективные средства предотвращения неминуемого объединения всех частей курдского национально-освободительного движения, Турция, надо полагать, ищет возможность для достижения определенной договоренности с руководством Южного Курдистана хотя бы об отсрочке провозглашения независимости.
Курдскому народу терять нечего, кроме "своих исторических цепей", поэтому у политических лидеров курдского освободительного движения нет особой необходимости в согласовании своих действий с Западом. Курдский вопрос является мощным детонатором войны на Ближнем Востоке и с ним должны считаться все члены международного сообщества.
Тем не менее, не учитывать внешние и внутренние возможности для обеспечения успеха единого мирного наступления и надежности вооруженного сопротивления сегодня нельзя. Лидерам Большого Курдистана надо быть решительными оптимистами, но с тщательно взвешенной и достаточно прагматичной логикой борьбы, полностью отвечающей главной цели и задачам курдского народа.
В российских средствах массовой информации опубликована программная статья кандидата в президенты РФ В.В. Путина о внешней политике страны в ближайшей перспективе. Откровенный стиль и обоснованная суть документа в целом, без всякого сомнения, принадлежат и соответствуют Путину, но некоторые аспекты ближневосточной темы имеют уже привычный осадок советских стереотипов, существенно влияющий на уровень качества российской стратегии и тактики в этом регионе.
Касаясь ситуации в регионе, автор не оставляет без внимания все основные тенденции развития событий, в частности практику применения Западом искаженных международно-правовых норм, усиления механизма одностороннего принятия неправомерных решений вне площадки СБ ООН и доминирования двойных стандартов. Упомянуты все участники ближневосточной драмы, в том числе проблема палестино-израильского конфликта, названная почему-то в статье "арабо-израильским" противостоянием. Большинство арабских стран, а их очень много в мире, особенно на Ближнем Востоке, не конфликтуют с Израилем и не очень сильно озабочены судьбой своих "палестинских братьев". Палестино-израильский конфликт, имевший на самом деле локальный характер, был искусственно раздут в период разгара "холодной войны" в многополярном мире, где противостояли друг другу и сдерживали всеобщее равновесие два основных и равнозначных геополитических полюса, США и СССР.
Вместе с тем, консультанты и помощники автора программной статьи «забыли» о курдском вопросе, несмотря на несопоставимо более значимый геополитический и сугубо исторический статус данной проблемы по сравнению с спекулятивно-коммерческим и надуманно-конъюнктурным проектом под вымышленным названием "арабо-израильский вопрос".
Как же собирается Россия выходить из ближневосточного одиночества, бороться с нарушениями неотъемлемых прав народов, массовым истреблением и угнетением целых этно-конфессиональных сообществ, если на внешнеполитическом уровне не реагировать должным образом и решительно на срочную необходимость решения по сути глобального курдского вопроса? У России пока есть время активно и полноценно подключиться к текущему международному процессу обсуждения условий и способов урегулирования проблем Ближнего Востока, в частности связанных с Сирией и Ираном, в контексте решения курдского вопроса.
Россия может использовать свое военно-политическое влияние и авторитет, экономические и дипломатические рычаги воздействия на Турцию, Иран, Сирию и Ирак для демонстрации приверженности российского государства принципам исторической, морально-нравственной справедливости и неотъемлемого права курдского народа на выбор приемлемой формы самоопределения вплоть до создания единого независимого государства за счет ограничения территориальной целостности и суверенитета вышеуказанных государств.
Россия в соответствии со статусом ведущей мировой державы должна незамедлительно приступить к переговорам с другими постоянными членами СБ ООН по принятию международной программы решения курдского вопроса в согласованном формате и на основе предоставления курдскому народу безупречных гарантий безопасности и выполнения политических требований.