Нападение произошло ночью. Пятьдесят молодых курдов, возвращавшихся из Ирака, подошли к турецкой границе, когда вокруг них начали взрываться ракеты. Это было в конце декабря, стоял мороз. "Пятеро или шестеро укрылись за камнями. Они все умерли ..." сказал Сервет Энчу, один из 15 оставшихся в живых.
Мужчины не были "боевиками". Но правительство чувствует угрозу из-за недавних нападений на военные посты в этой области.
Власти называют их контрабандистами, они переправляли товары первой необходимости, которые приобрели у других курдов в Ираке для своих отчаянно бедных братьев в Турции.
Тайные тропы между Турцией и Ираком являются известными артериями для повстанческой Рабочей партии Курдистана (РПК), и, данные разведки, поступившие ночью с беспилотных летательных аппаратов, показали, что подозрительная группа приближается к границе. Осознав свою ошибку, турецкое правительство принесло публичные извинения.
Уже не в первый раз за последнее время турецкое правительство извинается перед курдами. За месяц до этого инцидента, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган принес извинения от имени государства за гибель тысяч курдов в Дерсиме в 1937 году.
Эти извинения следует приветствовать, и они отражают общую либерализацию курдской политики при Партии Справедливости и развития (АКП). Требуется мужество и сострадание, чтобы признать ошибки, которые стоили человеческих жизней.
Тем не менее жестокий характер бомбежки указывает на проблемы, которые до сих пор испытывает Турция в борьбе с курдами.
Курды, которые составляют 25-30% населения, продолжают жаловаться на маргинализацию и часто чувствуют, что их голос не слышен. Курдам не предоставлено право получать образование на родном языке, что также запрещено использовать его в мечетях или правительственных учреждениях. Избирательный закон отстраняет от участия в парламенте любую партию, которая не может получить 10% голосов по стране. Кроме того, курды утверждают, что турецкие антитеррористические законы направлены против сторонников курдского национализма, активизма и признания. По данным исследования, проведенного "Ассошиейтед Пресс", по турецким антитеррористическим законам осуждена примерно треть людей, осужденных за терроризм во всем мире после 9/11.
Жалобы курдов в Турции подобны жалобам их братьев в Сирии и Иране. Сирийские курды получили гражданство от президента Башара аль-Асада только в апреле 2011 года, но, так как государство перебывает в хаосе на протяжении всего прошлого года, это мало что значило. Эмнисти Интернейшнл и Хьюман Райтс Вотч сообщили в последние годы, что курдов принудительно выселяют из их домов, не позволяют родителям регистрировать своих детей с курдскими именами, а также ограничивают образование на курдском языке.
Только иракские курды, которые претерпели крайнюю жестокость при Саддаме Хусейне, специально поименованы в конституции своего государства, которая также объявляет курдский язык официальным языком страны. В результате американской интервенции, они установили федеральный автономный регион на севере страны с сильной властью, экономикой и системой образования.
Кто такие курды, и каковы источники их недовольства? Этот вопрос может быть понят только через призму традиционной структуры курдского социума, истории , полной противостояния с центральными органами власти, и вполне реального страха культурного - или даже физического - уничтожения.
Парадокс нашего времени государства-наций в том, что в то время как крошечные страны, как Тувалу, с населением около 10000 человек, стали независимыми государствами с полноправным членством в Организации Объединенных Наций, курды, численность которых оценивается примерно в 30 миллионов, распределяются между Турцией, Сирией, Ираном и Ираком.
Курды делятся на различные племена и кланы и традиционно живут по кодексу чести, который подчеркивает гостеприимство и верность. Оскорбления чести становится причиной мести. Кодекс чести сохраняется и является неотъемлемой частью того, что означает быть курдом.
Попытки подчинить или ассимилировать курдов были встречены ожесточенным сопротивлением. Их история является сплошной серией восстаний против различных центральных органов власти, начиная с Аббасидов в VIII веке.
Впоследствии, курды создали много независимых династий, в том числе Айюбидов, чье правление простиралась от Египта на большую часть Северной Африки, на Ближний Восток и Йемен. В Османской империи, курды пользовались степенью автономии, организованной в квази-независимые вилайеты. Однако в эпоху национализма в XIX веке отношения с центром стали более антагонистическими.
По всем стандартам курды являются полноправной нацией: они имели свою собственную территорию, язык, этническую принадлежность, обычаи и историю на протяжении более тысячи лет. Они имели все основания гордиться собой. Они породили великих ученых, таких как мистик Саид Нурси, и великих правителей, как легендарный Саладин, который был образцом благочестия, милосердия и мужества. Они даже дали имя для своего региона: Курдистан.
После распада Османской империи, Севрский договор в 1920 году пообещал курдам государство. Хотя договор был подписан Османской империей, он был отвергнут Ататюрком, ратоборцем светского турецкого национализма.
Курды попали под колониальное управление в Ираке и Сирии, где они были противопоставлены арабскому населению. Новые государства обернулись для курдов систематической кампанией репрессий, направленных на то чтобы подорвать, растворить, или искоренить чувство курдской идентичности в попытке укрепить арабский, турецкий, персидский национализм.
Некоторые из самых страшных репрессий курдской идентичности произошли в Турции.
В 1924 году в устно и письменно использование курдского языка было запрещено правительством кемалистской Турции в попытке гомогенизации населения, в политику "тюркизации". Когда турки попытались насильственно ассимилировать курдов, произошла серия восстаний. Закон о переселении, принятый в 1932 году, привел к переселению сотен тысяч курдов в степи Анатолии.
Усилия по переселению зашли в тупик, когла турки столкнулись с ожесточенным сопротивлением курдов в горном районе Дерсим, который был переименован правительством в Тунджели. Турки подавили восстание с помощью бомбардировок, отравляющих газов, а также сжигая курдов в их укрытиях в пещерах, амбарах, и лесах. Женщины совершили самоубийство, чтобы не попасть в руки правительственных войск. В результате операции погибло несколько десятков тысяч человек. Режим запрещал иностранцам въезд на территорию до середины 1960-х годов.
Военный губернатор Дерсима заявил, что курды известны как "горные турки", отрицая их идентичность, что стало образцом для правительства. В 1960 году президент Турции заявил: "В этой стране нет курдов, и всякому, кто скажет, что он курд, я плюну в лицо". В следующем году он будет утверждать, что: "Не существует ни одного человека, который бы называл себя членом курдской нации".
Следующие десятилетия были сравнительно тихи, и потрясения в турецком политическом обществе приводили к незначительному ослаблению отношения государства к курдам. Новое поколение курдов выросло, получив образование в турецких школах, оставляя свои города на периферии ради возможностей, предоставляемых современными городами, как Анкара и Стамбул. Тем не менее, обучающиеся в городах решительно отстаивали свой статус курдов, и гнев среди студентов рос.
В начале 1980-х годов, Рабочая партия Курдистана, изначально марксистское студенческое движение, начала восстание против турецкого государства. Со временем РПК закрепилась в горных районах и создала базы в курдских районах соседних стран. РПК пыталась привлечь на свою сторону племенные группы, в то же время нападая на курдских помещиков, известных как ага, и других, которых она обвиняла в сотрудничестве с центральным правительством. И правительство, и РПК соревновались, чтобы добиться лояльности местных кланов. Простые люди страдали больше всего, так как целые семьи были уничтожены одной или другой стороной.
Правительство выселяло деревни, обвиненные в поддержке РПК, и более 3500 деревень опустели к 1999 году. Число перемещенных лиц достигло миллиона.
После того, как в 1999 году был захвачен лидер РПК Абдулла Оджалан, она объявила о перемирии. Она пообещала, что отныне будет использовать только мирные методы и работать в рамках политической системы, для достижения своих целей. Появилась атмосфера оптимизма в связи с тем, что в 2002 году к власти пришла АКП которая работала на платформе реформ. В ситуации после 9/11, тем не менее, РПК считалась террористами, с которыми правительству не подобает иметь дела. В 2004 году РПК возобновила атаки.
Конфликт между центральным правительством и курдской периферией с тех пор усилился. В октябре 2011 года РПК убила 26 солдат, в самом кровопролитном нападения на силы безопасности с начала 1990-х годов. Президент Гюль пообещал "месть", Эрдоган в начале этого года обещал "уничтожить" РПК.
Сегодня ситуация крайне неустойчивая. Драконовские меры, принятые государством встречает отчаянные акты противодействия со стороны периферии. Это статус-кво должен измениться.
Большинство курдов хотят не более, чем жить с честью и достоинством в мире и процветании. Они требуют равных прав и возможностей, чтобы играть полноценную роль в своих странах. На своем вебсайте, иранский филиал РПК, курдская Партия за свободную жизнь в Курдистане (Пежак), заявила, что выступает за автономию в составе Ирана, в том числе за "создание конституции на основе международных шаблонов прав человека". Исполняющий обязанности лидера РПК объявил в 2010 году, что его организация "разоружится, когда права курдов в Турции будут достигнуты".
Неразрешимый конфликт с курдами, результаты которого можно видеть в трагической гибели контрабандистов и более 40000 человек в течение последних 30 лет, может быть по-настоящему решен только распространением на них полных права личности, самовыражения и участия в демократической системе.
Турция превратилась в военный и экономический центр региона со своим собственным голосом. Эрдоган был первым главой мусульманского правительства, который посетил Сомали и увидел страдания голодающих сомалийцев. Он взял на себя инициативу в Тунисе и Сирии для защиты прав гражданских лиц, убиваемых своими бессердечными правителями. Турция наслаждается ролью ведущего игрока на международной арене с большими дядями Запада. Она начинает ценить то, что лучше быть почетным гостем в Африке и Азии, чем нежелательным в Европе.
Но в основе формирования новой идентичности Турции лежит дихотомия. Она не может быть защитником прав человека и сострадать людям за рубежом, игнорируя при этом происходящее дома. Присутствие курдов, таким образом, проблема в Турции, как и для каждой страны, в которой они находятся.
Эта статья была написана Акбаром Ахмед и Айа Андерсон. Акбар Ахмед Ибн Халдун – профессор кафедры исламских исследований в Американском университете в Вашингтоне и бывший Верховный комиссар Соединенного Королевства в Пакистане.
Айа Андерсон - координатор программы по кафедре Ибн Халдуна.