Возможно, кому-то эти слова из книги Экклезиаста покажутся неуместными. Но именно они приходят мне на ум, когда я узнаю о некоторых реалиях, о некоторых вопиющих фактах текущей действительности Южного Курдистана. Как-то неуютно и тревожно становится на душе.
Признаюсь, я вовсе не считаю, что у меня есть хоть какое-то право критиковать или подвергать сомнению те события, которые имеют место быть в очень непростой жизни Южного Курдистана.
В силу многих причин. Я живу в Москве. Я человек другой культуры, другого воспитания и другого восприятия жизни. Трудно на расстоянии многих тысяч километров, не имея абсолютно достоверной информации, выносить некий вердикт. Но с другой стороны, никто и ничто не может запретить мне иметь своё мнение, равно как и чувствовать свою сопричастность ко всему тому, что имеет отношение к моему народу, к моей далёкой родине.
Я всегда очень напрягаюсь, когда слышу некий негатив, некое нелицеприятное мнение о курдах, о Курдистане. Но если на чужое и зачастую лживое и несправедливое мнение, простите за грубость, можно наплевать, то на то, что творят сами курды, я не могу просто развести руками. Мы, курды, последние несколько лет живём в ожидании серьёзнейших перемен, заслуженных ценою неимоверных страданий, жертв, лишений, моря крови, горьких слёз и потерь, великих побед и проигранных сражений, раздавленных восстаний и воскресших надежд. Мы такой несгибаемый народ, мы прошли такой сложный и долгий путь к своей победе, что позволить кому-то или чему-то свести на нет, завоёванное нами право быть счастливыми, свободными и устремлёнными только к созиданию, только вперёд – было бы преступно и глупо, если не подло.
За очень-очень короткий период народ Южного Курдистана совершил фантастический прорыв. Были восстановлены лежащие в руинах города и деревни, создана впервые в современной курдской истории развитая и модерновая инфраструктура во всех областях и сферах. Победам несть числа! И вот на фоне всего этого такие неприглядные, если не сказать позорные и удручающие факты. А факты, как известно, вещи упрямые. Лично я очень долгое время пыталась не концентрироваться на таких омерзительных явлениях как суды / как вообще это можно называть судом / чести. Считала, что это некий омерзительный пережиток, который будет неизбежно изжит, уничтожен, преодолён. Но не всё так просто, хотя бы потому, что явление это укоренившееся и в некотором смысле считается нормой жизни. И чему тут удивляться. Даже в самых просвещённых странах практически до середины 20 века женщина была, можно сказать, бесправна. Конечно, это не было столь жестоко и агрессивно, как скажем, в восточных деспотиях, в обществах с устоявшимися воззрениями на женщину, как на существо второго сорта. Удивительно, но даже во многих языках слово "мужчина" это синоним слова "человек". А женщина как бы и не человек. Сегодня, конечно же, не всё так драматично и беспросветно. Женщина сумела отвоевать своё пространство в мужском мире и своё право на многие аспекты жизни. Но не всё и далеко не везде проблема эта успешно преодолена. Мне больно, что случаи жестокого обращения с женщинами, случаи самоубийства среди женщин в некоторых частях Курдистана происходят достаточно часто. А ведь это чуждое курдской ментальности, культуре, традиции явление. И это вызывает гнев и возмущение в обществе, это отторгается и осуждается. Я очень верю и надеюсь, что власть – сильная, мудрая, современная и крепкая – никогда не прогнётся перед мракобесами, и невежество не будет править бал в моём Курдистане. Общественность Курдистана, всего Курдистана, должна быть совершенно нетерпима к подобным явлениям. Я не хочу, чтобы Курдистан ассоциировался с Сомали, Афганистаном, Пакистаном. Для меня эти страны в этом вопросе – синоним ада.
Я не хочу, чтобы курдянки ходили опустив очи долу, потому что того требует какая-то фальшивая и вывернутая на изнанку "нравственность", а у кого-то тупоголовые и жестокие родственники, одурманенные "хранителями веры". Убийства в Курдистане женщин ретивыми родственниками только за то, что она осмелилась полюбить или даже просто посмотрела на мужчину, преступны и постыдны.
Конечно, это совсем не норма курдской жизни. Но, всё же, не укладывается в голове, что это происходит в курдской среде. Ну не может народ, создавший великие песни о любви, порицать любовь, стыдиться любви, отторгать любовь.
Что такое курдская Песня, курдская Лирика? Это такой великий гимн Любви! Это такие страдания, томления, чувственность, нежность. Это Мужчина и это Женщина! И это Бог!
Общество, в котором женщина не свободна – обречено. Это очень хорошо поняла Рабочая партия Курдистана. Эта партия совершила грандиозную мировоззренческую революцию, она пробудила в обществе уважение к женщине, поставив её на одну ступень с мужчиной. То есть она восстановила то, что всегда было в курдской среде, в курдской ментальности, в курдской литературе и в курдской песне и чем мы всегда гордились, и что нас всегда выгодно отличало от многих. Когда я смотрю по телевизору, по курдским каналам на прекрасные и светлые лица наших женщин в горах Кандила, слушаю их речи, меня так и распирает от гордости. Каждая из них могла бы стать, как минимум, профессором философии. У них даже пластика другая, а чувство собственного достоинства так осязаемо, так явственно. А эта вскинутая рука с пальцами в форме буквы “V” – VICTOIRE, ПОБЕДА!
И всё же. Не всё так замечательно, так благостно, на мой взгляд. Сформировалась другая крайность, что может привести к неким необратимым последствиям в обозримом будущем. Борьба рано или поздно закончится. Найдут ли своё место эти женщины в мирной жизни? Я не знаю. Но я уверена, что женщине не место на войне. Это не её мир, не её миссия, не её предназначение.
Несколько иная ситуация в Южном Курдистане. Комфортная, сытая жизнь стала привычной и приятной. Люди познали прелести обустроенной и практически безопасной жизни. Возник класс очень богатых людей. Но вместе с тем сформировались и осмелели те, кто рвётся к власти, у кого свои представления о том, как должно быть обустроено курдское общество и кто и куда должен двигать курдский локомотив. Я уверена, что это вопрос жизни и смерти курдской государственности, которое сегодня в зачаточном состоянии, существует пока только лёгкий абрис этой такой манящей государственности и курдского будущего. Ну а рядом со всем этим и внутри всего этого наращивает мускулы псевдорелигиозная риторика, которая оказывает влияние на определённые слои курдского общества, на молодёжь, у которой нет работы и перспектив на будущее, на обозлённых и неграмотных, обиженных на судьбу и ещё на кого-то. Таких тоже достаточно. Скапливается негатив. А долго ли умеючи направить эту энергию в нужное провокаторам русло. Вот и происходят погромы парикмахерских, массажных салонов, винных магазинчиков. Некоторые отыгрываются на женщинах. Не туда и не на того взглянула, не так оделась.
Здоровое, сильное общество прекрасно знает, что такое хорошо и что такое плохо. В здоровом обществе не может ужиться исковерканная мораль. Фальшь и сомнительные ценности только ломают психику и взращивают нравственных уродов. Наказания за убийства женщин должны быть жёсткими, если не сказать – жестокими. В этом вопросе есть пробелы, хотя справедливости ради надо сказать, что есть и достижения.
Недавно прочитала о курдской поэтессе Назанд Багихани. Она известная правозащитница и учёный, и работа её связана как раз с гендерными проблемами и насилием в семье. Она лауреат двух международных премий: британской премии Эммы Хамфри и французской женской премии Симоны Ландри. Есть и такие женщины как Махабад Али. Из уборщицы в офисе она за несколько лет выросла в амбициозную бизнес-вумен, создав свою бизнес-империю. Мои друзья из Эрбиля рассказывали мне, что всё больше женщин рассекают улицы курдских городов за рулём шикарных авто, открывают собственные бутики, любят путешествовать. Меня это только радует, но такое могут себе позволить люди обеспеченные. А как быть, например, молодёжи, которая не может поехать на уикенд в Эмираты или в Бейрут. Красивые города в Курдистане, к сожалению, не имеют некой досуговой жизни, того содержания, что составляет очарование и привлекательность любого притягательного для жизни города. Молодёжь хочет ходить в ночные клубы. Я считаю – имеет право. Что в этом плохого? Почему в Стамбуле, Бейруте, в Эмиратах это можно, а в Эрбиле – нет. Есть прекрасные кафе и рестораны, куда ходят преимущественно мужчины. Женщины в таких заведениях не очень приветствуются. Вобщем, очень много табу. Ислам в Курдистане становиться каким-то уж очень воинственным. Меня это пугает и удручает. Но ещё больше пугает, что власть – реальная, светская власть, уж какая-то больно реверансная по отношению к мракобесам. Люди веры, истинные служители веры, очень далеки от низменных и похотливых мыслей и проявлений. А те, кто пропагандирует насилие и издевательства в отношении женщин, обрезания девочек, неуважение к жене, сестре, дочери – это люди с извращённой психикой, пациенты сексопатологов, с серьёзнейшими и опасными комплексами. Их надо изолировать от общества, лишать всяческих прав. Но что делают власти? Срочно закрывают все массажные салоны по требованию мулл. Послушайте, за что боролись курды на протяжении столетий? За торжество мракобесия? Как такое могло произойти на родине Шейх Саида, Шейха Барзинджи, Симко, Кази Мухаммеда, Мустафы Барзани?
К тому же во всём этом есть некое лицемерие. Богатые могут позволить себе сделать массаж в дорогих отелях, там салоны остаются. А как же быть бедным, тем, кто не может позволить себе посещение дорогущих салонов? Массаж – процедура медицинская. Иногда это единственное средство поставить человека на ноги, убрать болевой синдром. Но людям с ущербной психикой, никчёмным и нигде и никак не состоявшимся, безобидный массаж рисуется торжеством Содома и Гоморры. Хотя уверена, что себе, дорогим и любимым, они уж точно не отказывают в маленьких радостях жизни. Да и в больших тоже.
Люди иногда болеют, а некоторые даже и очень часто. Многим требуется операции, осмотр врачей, наблюдения. Женщины, как и мужчины, страдают урологическими недугами, есть болезни гинекологические, всевозможные опухоли. Как решается эта проблема в Курдистане, где, как мне известно, сегодня есть первоклассные больницы, оснащённые самыми передовыми высокотехнологичными системами, оборудованием? Как там поступают в случае, если спасти надо женщину, а врач – мужчина? Она обречена? Так, что ли? Страшно!
И в то же время меня не оставляет ощущение, что вряд ли кому-то удастся совладать с курдской женщиной. Тому примеров много. На всём обозримом и хорошо известном периоде курдской истории, женщина всегда была личностью, фигурой значимой и передовой. Всегда хорошо воспитанная и скромная, она самозабвенно выполняла своё главное предначертание – хранительницы семьи, духовности и моральных ценностей. Я очень надеюсь, что именно в этой своей ипостаси, она и будет участвовать в жизни своего народа и своей страны. И никому не будет позволено унизить её, пугая дамокловым мечом. Даже если это какой-то очень известный, а может и вовсе неизвестный религиозный деятель.
В одной из частных школ Курдистана произошла трагедия. Ученик убил своего учителя. Почему он это сделал – никто не знает. Но меня поразило заявление Союза учителей Курдистана, что причины убийства и самоубийства носят религиозный характер и связаны с навязыванием христианства. Прямо какая-то дедукция. А может индукция? Да кто их разберёт с их замутнённым сознанием. Рада, что министр образования Сафин Дизаи не поддался этому прессингу и воздержался от поспешных мер в ожидании расследования. И вот сегодня появилось официальное заявление КРГ, в котором достаточно чётко отметена религиозная составляющая инцидента.
Я очень верю и очень надеюсь, что Курдистан – страна и родина курдов и не только курдов, а всех, кто жил, живёт и захочет жить на этой древней и очень гостеприимной земле, богатой недрами, а главное, щедрыми душой и талантами людьми, станет образцом уважения, толерантности и процветания.
Я совершенно не понимаю тех, кто, побывав где-нибудь в Европе, сокрушаются, что в Париже много выходцев из Африки и Азии, Ближнего Востока, а Лондон наводнён индусами и пакистанцами. Я же просто обожаю это разнонаречье и разноцветье. Скучно и грустно, да и опасно, жить в замкнутом пространстве, не признавая других, замыкаясь только на свою значимость и состоятельность. Это - тупик. Но это тема для других и очень серьёзных размышлений.
Сегодня курдам так много предстоит сделать. Столько надо построить, столько надо освоить, от многого надо отказаться, многое преодолеть и многое познать. Дорогу осилит идущий! Смелый и сильный!
kurdist.ru