Политическое по форме, но дипломатическое по сути совместное заявление России и Лиги арабских государств является всего лишь формальным миротворческим призывом к международному сообществу о соблюдении невмешательства во внутренние дела Сирии. Россия рекомендует.
Образно выражаясь, Россия договорилась с ЛАГ относиться к Сирии, как к виртуальному боксерскому рингу, на котором могут присутствовать только непосредственные соперники, участники предстоящего финального боя. Российское внешнеполитическое ведомство, видимо, смирилось с неизбежностью войны между государственной властью и общественно-политической оппозицией Сирии.
Последние усилия МИД РФ, соответствующие внешнеполитической позиции российского государства, были направлены на согласование с ЛАГ вышеупомянутого условия и дополнительных правил "игры": невмешательство "болельщиков" в ходе ведения боя и оказание "срочной помощи" участникам поединка исключительно по гуманитарным соображениям.
Однако, остаются открытыми самый главный вопрос и хотя бы краткое описание процедуры:
Кто может выполнять функции рефери? Сколько раундов отводится на ведение боя? Какую награду и каким образом получит победитель? И, самое важное, кто обеспечит непредвзятое и объективное судейство?
Вероятно, все эти вопросы будут включены в повестку внеочередного заседания Совета Безопасности ООН. Хотя вряд ли можно будет надеяться на консенсус его постоянных членов для принятия универсальной международной резолюции. При любом исходе, очевидно, вступят в силу "договоренности и возражения по умолчанию". Россия, по мере необходимости и возникновения новых обстоятельств, будет в той или иной степени вмешиваться в процесс "нормализации" обстановки, но достаточно умеренно и без особых протестов против фактов грубого поведения некоторых из "болельщиков".
"Болельщики" не будут непосредственно вмешиваться в ход ведения поединка на ринге, но смогут проявлять любую приемлемую с их точки зрения поддержку своему участнику. Поддержка с применением различных "инструментов и приспособлений" для внешнего давления на "утвержденных или добровольных" судей и рефери не будет нарушать ни правила, ни процедуру боя. Никто не сможет ограничивать права "болельщиков", да и очень строго наказывать их за мелкие "хулиганские" поступки. Правда, многое будет зависеть от того, какие страны будут представлены в судейской коллегии. Будет ли Россия в составе судей? Захочет ли Россия?
Победителем, как полагается в таких случаях, будет признан тот из участников, который останется стоять на ринге после завершающего гонга, подавая признаки жизни.
Но мы живем не в виртуальном, а в реальном мире и должны смотреть на события с точки зрения здравого смысла. Скорый конец режиму Асада не вызывает никаких сомнений. Вместе с тем, понятно, что ни о каком всеобщем единстве в рядах оппозиции, особенно после падения режима, думать не приходится. У оппозиции нет общей и взаимоприемлемой идеи, ради которой все стороны были бы готовы пойти на компромисс, чтобы добиться выполнения всех задач и в интересах всех этно-конфессиональных сообществ в рамках одного государства Сирия. Уж слишком много разных противоречий, дискриминирующих факторов и непростительных обид существуют в сирийском обществе, чтобы можно было говорить об образовании единого сирийского народа. Сирия должна подвергнуться разделению по национально-территориальному, возможно, и конфессиональному принципу на отдельные и самостоятельные государства.
Без вмешательства международного сообщества в этот процесс, несомненно, размежевание будет проходить в условиях ожесточенной гражданской войны. Поэтому надо срочно принимать конкретные меры и определять международный механизм выполнения требований всех отдельных оппозиционных субъектов общественно-политической жизни в Сирии, не допуская начала гражданской войны в масштабах всей страны.
Не вызывает никакого сомнения, что первыми объявят о своем выходе из состава нынешней Сирии сообщество всех сирийских курдов для объединения Западного и Южного Курдистана, создания свободного, демократического, многонационального и многоконфессионального государства Курдистан с мощной экономикой, высоким уровнем благосостояния народа и каждого гражданина, независимо от его этно-религиозной принадлежности и политических взглядов.
Курды не будут инициаторами гражданской войны в Сирии, как впрочем и в Ираке, Иране и Турции, но и не позволят каким-либо внутренним или внешним силам препятствовать реализации волеизъявления курдского народа. Турция и Иран окажутся перед очевидной необходимостью предоставления курдам национально-территориальных автономий с широкими правами и полномочиями. Такое решение будет не только разумным и целесообразным, но и выгодным для политических и экономических интересов этих государств.
Свободный, независимый и суверенный Курдистан будет иметь все необходимые возможности для возрождения и восстановления утраченной территориальной и этно-культурной целостности страны – государства дружбы, уважения и патриотического единства всех автохтонных наций и конфессий.
Очень жаль, что МИД РФ не видит или не желает видеть такое развитие событий под флагом курдского освободительного движения на Ближнем Востоке.