Иракские курды готовятся к провозглашению независимого курдского государства, которое ожидается 21 марта. В тревожном ожидании замерли и соседние с Ираком страны, на территории которых живут курды, включая Иран, Сирию и Турцию. В той же Сирии большинство курдов до сих пор оставались лояльны режиму, и вопреки ожиданиям там не было выступлений оппозиции вроде тех, что наблюдались в Хаме и Дераа. Однако курдские лидеры сохраняют довольно устойчивые контакты с оппозицией и ведут переговоры на тему своего возможного участия в выступлениях против сирийского режима.
Для противников режима это крайне важно, поскольку довольно политизированные курды составляют около десяти процентов сирийского населения и большая их часть проживает компактно на севере и северо-востоке страны.
Как известно, еще весной прошлого года, когда оппозиционеры только разворачивали действия против Асада, Дамаск предпринял ряд мер, направленных на удержание курдских районов "в узде": выпустил целый ряд находившихся в тюрьмах оппозиционеров, организовал программу по развитию малого бизнеса среди курдов, в том числе и женщин, предоставил сотням тысячам их гражданство.
Можно ли надеяться на то, что эти поблажки остановят сторонников курдской независимости? На этот вопрос в интервью "Правде.Ру" ответиликурдский и арабский эксперты Ишхан Мероев и Али Салим Асад.
Али Салим Асад, один из лидеров Комитета Сирийского национального единства: "Многие из сирийцев и не мечтают о тех преференциях, которые сейчас получили курды от правящего режима. Но что бы он ни делал, это не может удовлетворить их амбиции, нацеленные на создание собственного государства. Но тут есть ряд моментов. Во-первых, если исходить из желания справедливости, к которой взывают курды, то тогда не лучше ли было передать эти земли тем же армянам, которые против режима не выступают? Ведь до 1915-1916 годов на значительной части этих территорий жили представители именно этого народа. И курдам они достались от турецкого руководства за активное с их стороны участие в геноциде армян и прочих христианских народов, проживавших на территории Османской империи.
Но если говорить серьезно, то никто им такой независимости не даст. Говоря о сирийских курдах, следует помнить и о соответствующих проблемах в Иране и Турции. Если они допустят расширения курдского вопроса далее, то это будет напрямую угрожать их существованию.
Или другой момент: власть и оппозиция, как это ни покажется кому-то странным, едины относительно курдского вопроса, и если курды поднимутся, все сирийское общество объединится против них. Надо отдавать себе отчет в том, что для Сирии населенные курдами районы имеют стратегически важное значение. Во-первых, с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности, поскольку именно здесь выращивается значительная часть производимого в Сирии продовольствия. И во-вторых, потому, что это нефтедобывающие районы.
Есть еще один момент: курды недовольны тем, что, дескать, они не получили многого из того, что хотели бы. Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны: многие сирийцы и сами недовольны тем, как ведет себя значительная часть курдов после того, как им дали гражданство. К примеру, они не хотят служить в армии. То есть, права мы получить хотим, а вот соответствующие обязанности нести не хотим. Так не бывает.
Но как бы там ни было, пока большинство курдов не горит желанием свергать Асада и променять нынешнее положение на хаос. Это относится и к курдской элите, представители которой занимают не такое уж и низкое положение в Дамаске".
Ишхан Мероев, главный редактор газеты "Свободный Курдистан": "Режим Асада, как и режим Саддама Хусейна, проводит подавление и репрессии против курдов. И хотя до применения против сирийских курдов химического оружия не дошло, как это было в Ираке, подобные угрозы были.
Наконец, не надо забывать о том, что произошло в 2004 году. Режим Асада несет полную ответственность за кровавое побоище после матча между сирийскими футбольными командами, арабской и курдской, которое стоило курдам десятков жертв.
А произошло следующее: пришедшие на матч арабы заранее вооружились холодным оружием и пистолетами, причем служба безопасности их не обыскивала, зато курдов подвергла очень тщательному досмотру.
Пришедшие на матч экстремисты подняли плакаты, на которых были написаны угрозы физической расправы над курдами. Это было дополнительным провоцирующим моментом. После побоища власти лишний раз продемонстрировали, что они если не организовали это убийство, то открыто потворстовали ему. Достаточно обратить внимание на то, как они отнеслись к выдаче родственникам убитых курдов трупов и как они расследовали это дело.
Сирийские курды помнят это очень хорошо. Что же касается уступок, сделанных им режимом, то они слишком малы для настоящих реформ и к тому же чересчур запоздали. У 400 тысяч курдов нет гражданства, вопрос с культурной автономией, в том числе, подразумевающей развитие собственного языка, образования и издания собственных газет, по сути не решен.
Впрочем, полагать, что курды выжидают, не совсем верно. До сих пор они не поддержали Сирийский национальный совет только потому, что они никому не верят, боясь стать разменной монетой в играх режима и его противников, поскольку последние отнюдь не намерены идти им навстречу и потому придерживаются осторожной политики.
Однако ситуация в регионе сейчас крайне нестабильная, и она может очень быстро меняться. Ясно одно: уже в ближайшие месяцы или недели сирийский режим может быть свергнут, и тогда курды будут действовать сообразно обстановке. Никакими обещаниями автономии курдов в узде сирийского режима уже не удержать. Главное для курдского народа — достижение независимого государства.
Разумеется, есть огромная опасность вмешательства Турции. Курды к этому готовы. Барзани уже пообещал, что сирийские собратья в случае необходимости получат помощь в полном объеме".