В скором времени на карте Ближнего Востока может появиться независимое государство и новый крупный нефтяной игрок в одном лице. Обещание главы Иракского Курдистана Масуда Барзани объявить о независимости в день праздника Новруз (21 марта) пусть и не воспринимается многими буквально, но, в купе с событиями в Сирии, дает сигнал о том, что процесс возможного создания курдской государственности вступает в решающую стадию. На этом фоне сегодня происходит ряд интересных событий вокруг иракской нефти.
По данным BP, доказанные запасы нефти Ирака на начало 2011 года составили 115 миллиардов баррелей, что выводит страну на третье место на Ближнем Востоке после Саудовской Аравии и Ирана. В иракском Курдистане сосредоточено почти 40% всей иракской нефти, или около 45 миллиардов баррелей.
"Курдистан должен добиться воссоединения мирным путем", - заявил 15 марта в Эрбиле Барзани, выступая на молодежной конференции.
Для достижения этой цели иракскому Курдистану как воздух нужны две вещи - политическая стабильность и крупные инвестиции. Первого добиться удалось, второму мешает законодательная неопределенность, а именно, отсутствие до сих пор Закона о нефти и газе, который бы регулировал разделение полномочий между Багдадом и автономией, распределение доходов и другие условия, связанные с разработкой и добычей нефти и ее экспорта. Это внесло бы ясность в инвестиционную политику иностранных нефтяных компаний, которые хотят гарантии для безопасности своих инвестиций.
Обсуждаемый уже в течение семи лет Закон имеет две версии, и каждая из сторон поддерживает свой законопроект. В частности, Багдад настаивает на заключении сервисных контрактов, а региональное правительство готово заключать контракты о долевом распределении продукции, Багдад хочет предварительно утверждать их, а курдское руководство не хочет зависеть от подписи федерального правительства. Есть и другие разногласия.
Ситуация стала меняться после того, как в октябре прошлого года нефтяной супергигант ExxonMobil и курдское правительство подписали договор о разработке шести нефтяных блоков. Это резко повысило привлекательность дальнейшего заключения сделок с региональным правительством для более мелких компаний. А буквально на днях другой нефтяной гигант - Total, также объявил о намерениях начать операции на территории иракского Курдистана. Как отмечают многие эксперты, более выгодные контрактные условия стали козырной картой регионального правительства иракского Курдистана в привлечении крупнейших нефтяных компаний к разработке углеводородных месторождений в этом регионе Ирака.
Правительство Ирака считает заключение сделок между иностранными компаниями и правительством автономии незаконным. Оно поставило участие ExxonMobil в очередном, майском тендере по продаже лицензий на разработку нефтяных месторождений на юге Ирака, и эксплуатацию нефтяного месторождения в Западной Курне в зависимость от отказа компании от прошлогоднего договора с курдским правительством. Американцы пока не дали однозначного ответа иракскому правительству, но, похоже, заключение дальнейших сделок с курдами уже не остановить - западным компаниям выгоднее работать на курдских условиях, чем на багдадских.
На днях ситуация еще более усугубилась. По словам официального представителя министерства нефти Ирака Асыма Джихада, курдская администрация Северного Ирака сократила экспорт нефти с 175 тысяч баррелей до 65 тысяч баррелей нефти в сутки. Как сказал Джихад в интервью агентству Trend, региональное правительство объясняет сокращение поставок отсутствием средств на добычу нефти. Однако эта причина не является объективной, так как производство нефти на месторождениях на территории Курдской администрации полностью оплачивается министерством финансов Ирака, сказал он.
В ответ правительство автономии заявило, что с начала этого года Курдистан экспортирует от 90 до 100 тысяч баррелей сырой нефти в день. "Если утверждения Министерства нефти имеют силу, это означает, что от 25 до 35 тысяч баррелей в день исчезают в процессе их поставки на рынок. Курдистан считает, что эта разница в количестве должна быть расследована немедленно - на тот случай, если кто-то обогащается за счет неё", - говорится в заявлении курдской администрации. Кроме этого, курдское руководство обвиняет федеральное правительство в том, что с мая 2011 года оно прекратило выплату задействованным в экспорте компаниям, и что оно должно Курдистану более 1 миллиарда долларов с прошлогоднего оборота.
Азер Ахмедбейли, эксперт аналитического центра Trend