Киркук не был защищен от принудительных перемещений и преследований, перенесенных евреями в Ираке в середине прошлого века. Но воспоминания о сообществе, которое жило в Киркуке на протяжении долгих лет, по-прежнему сильны среди сегодняшних жителей.
После того как ранее евреи жили в относительном мире и процветании, с началом Второй мировой войны Ирак стал опасным местом для евреев, которые жили там большую часть своей жизни.
Подъем пронацистского режима в 1941 году и декларация о плане раздела Палестины ООН в 1947 году, а также региональная нестабильность привели к преследованию и убийству евреев по всей стране и на всем Ближнем Востоке.
Первоначально запретив евреям поездки в Израиль, из опасений укрепления вновь созданного государства Израиль, иракское правительство затем разрешило им выезд на условии отказа от их иракского гражданства и имущества.
Большая часть общины эмигрировала из Ирака в период между 1949 и 1950 годами, известный как "Азра и Нахима". Но дальнейшая миграция была предотвращена в начале 1950-х годов, со 135 000 евреев, живших в Ираке (2,6% населения), их число к 1951 году сократилось до 15 000 (0,1%).
В Киркуке, евреи жили в знаменитой исторической крепости, которая существует до сих пор, и их бывшие дома также есть в окрестностях крепости.
Крепость позже стала местом паломничества для туристов, желающих посетить могилы трех еврейских пророков Даниила, Ханина и Узаира.
Исторические источники свидетельствуют, что подавляющее большинство иракских евреев жили в городах, включая Багдад, Басру, Мосул и Киркук, и способствовали строительству в Ираке. Первый министр финансов в иракском правительстве в 1921 году был еврей по имени Хсагел Сассон.
Наджат Хусейн, член провинциального совета Киркука, сказал "Ак-Ньюс": "Киркук сейчас полностью лишен евреев, они жили в замке и кварталах около в районе Берьяди, недалеко от рынка Кирку, и этот район был известен как Еврейский район".
После процесса "Азры и Нахимы" и после того как оставшиеся евреи были лишены возможности миграции, их условия начали улучшаться с государственным переворотом 1958 года произведенным генералом Абдул Каримом аль-Касамом, который ликвидировал монархию и правил как премьер-министр. Он отменил ограничения для евреев, оставшихся в Ираке, и их жизнь вернулась в нормальное русло.
Но с переворотом партии Баас и убийством Касема в 1968 году, преследования и ограничения для евреев начались снова.
В 1969 году несколько торговцев, большинство из них евреи, были казнены по обвинению в шпионаже в пользу Израиля, что привело к ускорению кампании исхода иракских евреев, которая достигла своего пика в начале семидесятых.
После вторжения США в Ирак в 2003 году в нем оставалось менее 100 евреев, большинство из них в Багдаде, и подавляющее большинство пожилые и немощные.
Сардар аль-Джаббари, учитель истории, говорит, что "количество евреев в Киркуке было не так уж велико по сравнению с Багдадом, и их присутствие было ограничено районом крепости (Джарбаглуа). Затем они выехали и оставили Киркук в пятидесятые годы ".
"Остались только воспоминания. Как хорошо было бы, если бы евреи остались в Киркуке и город включал все национальности и религии, как город братства"
"Евреи способствовали восстановлению Ирака, и они были хорошо известны в торговле, музыке, искусстве, пении, политике и сельском хозяйстве."
Историки говорят, что покойный певец Салима аль-Мурад был евреем, а Овадия Йосеф, раввин восточных евреев в Израиле и духовный лидер ортодоксальной партии ШАС, родился в 1920 году в Басре.
Другие известные иракские евреи включают Беньямина Элиэзера, бывшего министра обороны Израиля, и знаменитого экономиста Мир Басри, который написал несколько книг по иракской экономике и обществе.
Иракские евреи, известные в области музыки - композитор Якоб Эзра, музыкант Салех аль-Кувайтим, лютнист Азория аль-Авад, артист Фулфул аль-Оайи и Наджат аль-Иракия, который умер в Израиле в 1989 году .
Ум аль-Артан, пожилая женщина, которая говорит по-туркменски, провела свое детство с евреями и очень жалеет об их отсутствии. "Мы жили в крепости, когда мне было 18 лет или меньше. Евреи, которые жили в Киркуке, свободно говорили по-туркменски".
"У меня были друзья-евреи, и я была так расстроена, когда они покинули Киркук, и я хочу встретиться с ними прежде чем я умру.
"Я не знаю, почему они были депортированы. Они никогда никому не причиняли вреда, и крепость была свидетельницей религиозного сосуществования, где не было никакой разницы между мусульманином, иудеем или христианином.
В то время как Артан вспоминает несправедливости прошлого, у нее есть новые опасения по поводу настоящего и будущего:
"Я помню, как в день прощания, они стояли на могилах трех пророков и плакали. Все мы плакали вместе с ними.
"У меня есть опасения, что на этот раз плакать будут мои соседи-христиане, потому что они подвергаются тому же самому".