"С этого момента мы должны остановить службу в турецкой армии, уплату налогов и использование турецкого языка. Начался новый этап". Призыв к борьбе последовал от Мурата Карайылана, высшего полевого командира повстанческой Рабочей партии Курдистана (РПК). Ему предшествовала серия кровавых столкновений на преимущественно курдском юго-востоке.
Волнения начались 18 марта, когда, вопреки запрету правительства, десятки тысяч курдов собрались на улицах Стамбула и Диярбакыра, чтобы отпраздновать курдский новый год (Науруз). Погибли один курдский политик и один турецкий полицейский, сотни курдов были арестованы и многие другие ранены полицией, которая при поддержке вертолетов и броневиков применила слезоточивый газ для разгона толпы. В Батмане, Ахмет Турк, влиятельный курдский политик и человек с больным сердцем, получил удар в лицо от полицейского и был доставлен в больницу. "Что это было - праздник или война? Я не могу сказать", говорит Ариф Арслан, который руководит газетой "Батман Чагдаш".
Реджеп Тайип Эрдоган, премьер-министр Турции обвинил курдскую Партию мира и демократии. По его словам, она выбрала борьбу, игнорируя государственный запрет на празднование Науруза кроме его официального дня, 21 марта. БДП ответила, что в прошлом году правительство позволило ей провести торжества в выходные дни, чтобы позволить участвовать большему количеству курдов, так почему же нельзя на этот раз?
До лета прошлого года, Партия справедливости и развития г-на Эрдогана вела тайные переговоры с РПК в Осло, а также с ее находящимся в заключении лидером Абдуллой Оджаланом. Так называемое "курдское открытие", в ходе которого состоялся запуск первого в Турции государственного курдоязычного телеканала, должно было быть увенчано договором, завершавшим 28-летнее восстание РПК. Несмотря на волну зачисток РПК, в результате которой в тюрьмы были брошены тысячи курдов, AKП получила половину голосов на юго-востоке на всеобщих выборах в июне 2011 года. Тем не менее, правительство, далекое от того чтобы использовать этот мандат для продвижения реформ, пошло по другому пути, обстреливая базы РПК на контролируемом курдами севере Ирака и арестовывая тысяч курдов по неопределенным обвинениям, что они являются "террористами". Были арестованы избранные мэры, начальники пожарной охраны, врачи и даже мальчики-официанты из чайных.
"Количество задержаний в прошлом году удвоилось, также пытки и сексуальные домогательства в отношении заключенных находятся на подъеме", говорит Рачи Биличи, исполняющий обязанности председателя главы юго-восточной Ассоциации прав человека Турции. Его предшественник находится тюрьме с 2009 года. Офисы ассоциации неоднократно подвергались обыскам, и документы изымались.
Г-н Биличи говорит, что новая тактика правительства заключается в том, чтобы заставить курдских молодых людей становиться агентами. Ботан Чанкурт, 19-летний автобусный стюард, который сейчас находится в тюрьме по обвинению в терроризме, сообщил суду в Диярбакыре в прошлом месяце, что полиция обучала его делать коктейли Молотова и организовывать антиправительственные демонстрации. Текошин Булча, товарищ подозреваемого, сказала, что был завербован, чтобы провоцировать членов БДП и докладывать об их деятельности. Сейма Урпер, адвокат, утверждает, что "идея заключается в использовании этих детей, чтобы спровоцировать насилие в отношении сил безопасности, что позволило бы последним в свою очередь оправдать их аресты.., это еще один способ разделения и ослабления курдов".
Более широкая стратегия правительства, как кажется, заключается в том, чтобы подавлять и заставлять подчиниться курдов вплоть до разработки новой демократической конституции, которую Эрдоган уже давно обещает издать. Тем не менее, ведутся разговоры о факультативном изучении курдского языка в государственных школах. Одной из сильных сторон Эрдогана является его умение отпрянуть от края пропасти. Некоторые его сторонники полагают, что может начаться новый раунд мирных переговоров и реформ.
К сожалению, наступление на курдских националистов укрепило раздутые претензии БДП о том, что АКП была неискренна с самого начала. Действительно, хотя г-н Эрдоган настаивает на том, что именно РПК несет вину за эскалацию нападений прошлым летом, "становится все труднее защищать АКП," - утверждает Шахисмаил Бадрханоглу, председатель Юго-Восточной ассоциации предпринимателей и промышленников в Диярбакыре. "Связи между турками и курдами никогда не были так тонки, мы находимся вблизи критической точки".
Больший риск скрывается в Сирии, где проживает около 2 млн. курдов. Сирийские курды, как полагают, составляют около трети боевых сил РПК. Теперь необратимый разрыв между Эрдоганом и президентом Сирии Башаром Асадом, возможно, возродит дружбу Асада с РПК. Растущие разногласия между курдами Ирака в Эрбиле и руководимым шиитами центральным правительством в Багдаде вселяют еще большее беспокойство. "Рано или поздно, неизбежно возникнет независимый Курдистан", говорит высокопоставленный западный дипломат. В любом случае, Турция должна предложить своим курдам более выгодную сделку.