Конечно, курды сознательно обострили конфликт вокруг поставок курдской нефти (составляющей пока лишь несколько процентов от иракского экспорта) и платежей Багдада нефтедобывающим компаниям, на фоне которого сейчас проходит визит президента Иракского Курдистана Масуда Барзани в США. Кроме того, этот визит Барзани непосредственно предшествует проведению Национальной конференции (5 апреля), где курды, шииты и сунниты попытаются разрешить проблемы, сопровождающие нынешнее правительство Нури эль-Малики с самого момента выборов, которые его партия проиграла "Иракийе".
Долг платежом красен
Без доброй воли курдов ситуация в противостоянии суннитов и шиитов в Ираке могла бы далеко зайти и даже стать неуправляемой, а уже было заявлено о выводе американских войск из Ирака. К курдам обратились США, обращение было на высшем уровне. Очень активную роль играл вице-президент США Джо Байден, по приглашению которого Масуд Барзани сейчас посещает Вашингтон. Тогда курды пошли на уступки, взяли на себя посредничество в разрешении кризиса, который блокировал создание нового правительства по итогам выборов 2010 года, и справились с этой задачей. Были приняты Эрбильские соглашения (19 пунктов), которые Нури эль-Малики, став премьером, по сути, отказался выполнять, мотивируя свою позицию тем, что часть этих положений противоречит Конституции Ирака (2005 года). При этом упускается из виду, что участники этих соглашений представляли на тот момент конституционное большинство вновь избранного парламента, и если бы сохранилось взаимопонимание между ними, то им было по силам внести и необходимые поправки в Конституцию, хотя это и сложный процесс, предполагающий и голосование провинций. Собственно, так готовилась и принималась нынешняя Конституция Ирака, которая была безусловным компромиссом сторон, участвовавших в ее подготовке, решения принимались так же, как они были приняты в Эрбиле.
Это был процесс поиска компромисса, на котором только и мог быть восстановлен единый Ирак, все остальные пути вели к его катастрофическому распаду. Не стоит забывать, что американцам потребовалось несколько лет, чтобы сломить суннитское вооруженное сопротивление. И это было сделано не столько силой, сколько тем, что были признаны права суннитов на управление своей территорией, на поддержание безопасности в своих провинциях. Это были тяжелые годы, когда курды помогли сохранить страну, а вместе с тем и миллионы жизней своих соотечественников. Ирак и так понес огромные потери от шиитско-суннитской розни, с которыми не сравнится даже то, что позже произошло в Ливии. Если в Ираке начнет реализовываться силовой сценарий раздела страны, столь богатой природными ресурсами, и со столь непростой историей, то вспыхнет весь Ближний Восток. Тогда станет ясно, что вторжение Саддама Хусейна в Кувейт (1990 год) было лишь началом большой и разбитой на многие этапы войны в этом регионе.
Сегодня Масуд Барзани в Вашингтоне ищет пути решения курдского вопроса, не доводя дело до катастрофы, но тем самым он решает и проблему сохранения мира в Ираке. Конечно, еще далеко до соглашения, иначе и Малики был бы в Вашингтоне. Курды еще не отказались от идеи подлинно федеративного Ирака, они многое сделали, чтобы эта идея обрела жизнь и стала привлекательной для провинций страны. Эрбильские соглашения, если сохранится их дух и обязательства, могут стать новым шагом в развитии федеративных отношений в стране. Федерация – это решение многих проблем Ирака. Беда, на мой взгляд, в том, что США, которые до 2005 года поддерживали федеративную модель государственного строительства, сами отказались от этой модели для Ирака, сознательно пойдя на принятие заведомо авторитарной по духу фигуры Нури эль-Малики. Теперь надо восстановить баланс в Ираке, который был смещен, в том числе, чтобы обеспечить спокойный выход американских войск из Ирака
Пожар легче предотвратить, чем потушить
Мы сейчас наблюдаем, как западные страны и Лига рабских государств активно вмешиваются в события в Сирии: фактически из ничего формируют Национальный совет Сирии, который великие державы готовы признать в качестве представителей сирийского народа. Кстати, здесь нет ничего нового, накануне вторжения в Ирак США также создавали из разношерстных оппозиционных сил, но курды и тогда, и сегодня в отличие от различных политических сил, чьи взгляды идеологически мотивированы, представляли реально национально-освободительное движение, реальный народ с одним желание получить независимость на своей земле.
Почему же требуется так много времени и крови, чтобы заставить сильных мира сего прислушаться к позиции национального лидера, которого в вопросе национальной независимости Курдистана поддерживает 100% населения. Это реальное волеизъявление, которое может зафиксировать любая объективная комиссия.
Но сколько можно ждать проявления доброй воли со стороны федерального правительства, которое не желает договариваться с устоявшимся, успешным федеральным регионом, а различными способами вымогает у его властей уступки. Более того, хочет низвести этот регион до положения рядовой провинции, лишенной каких-либо национально-государственных амбиций. Вряд ли это можно сделать после 20 лет курдской независимости.
Масуд Барзани прибыл в Вашингтон в непростое время. Непростое время и для Ирака, и для Курдистана, и для США. Проблема даже не в президентских выборах в США, хотя это также суживает возможности маневра для президента, добивающегося получения второго срока. Дело в том, что в очень неустойчивом, кризисном состоянии весь Ближний Восток. В центре кризиса соседи Ирака – Сирия и Иран. Курдистан опять оказывается заложником ситуации, чьи собственные интересы блекнут на фоне уже существующих проблем. Но нельзя же доводить ситуацию до взрыва.
О чем договорится Масуд Барзани с администрацией США, мы узнаем уже сегодня, этот день будет долгим и одним из самых решающих для президента Курдистана, но хотелось бы надеяться на лучшее…