Саммит Лиги арабских государств (ЛАГ) в Багдаде 29 марта с.г. имел, прежде всего, символическое значение: организация впервые заседала в "освобожденном Ираке", тем самым, демонстрируя "наступление стабильности" в этой части арабского мира. "Стабильность" и "безопасность" (а вернее, ее обеспечение во время заседания) обошлась организаторам чуть не в три сотни миллионов долларов в твердой валюте. За "спокойный" месяц март погибло более 100 мирных жителей и представителей силовых структур и более 350 получили ранения, что оценивается экспертами из США "как наступление периода стабильности".
Никаких серьезных обсуждений "последствий арабской весны" на саммите не было, поскольку мнения на этот счет у государств -членов ЛАГ разные. Для аравийских монархий - это, прежде всего, уничтожение основных региональных конкурентов в лице М.Каддафи и Х.Мубарака и замена их идеологически родственными им (пока!) "Братьями-мусульманами". Для Ирака и Ливана – это серьезная дестабилизация на их границе в связи с сирийскими событиями и возможная потеря союзника в лице режима Башара Асада. А единственное, что пока объединяет страны ЛАГ – это боязнь повторения ливийского или тунисского сценария у них самих.
Над собранием "витал" призрак "шиитской угрозы". Вообще проведение саммита ЛАГ в Ираке, который находится под плотным влиянием Ирана, для тех же саудовцев и катарцев было неким символическим посылом о том, что "битва за Месопотамию далеко не проиграна". На самом деле никаких реальных подвижек в деле налаживания конструктивных отношений с нынешним руководством в Багдаде Эр-Рияду и Дохе достигнуть не удалось. Иракские сунниты продолжают при поддержке аравийских монархий кампанию террора против нынешнего шиитского руководства. Иракский сектор границы остается наиболее важным для поставок оружия, продовольствия и топлива для сирийского режима, а "меры усиления пропускного режима", о которых было широко объявлено, в основном касаются повстанцев, которые пытаются уйти от преследования сирийских войск или инфильтроваться на родину с оружием в руках. При этом добровольцы из числа сторонников иракского шиитского лидера М.ас-Садра не испытывают никаких препятствий в своих перемещениях из Ирака в Сирию и обратно, если конечно не считать столкновений с сирийскими суннитскими племенами. Как утверждает ряд экспертов, в настоящее время "армия Махди" становится одним из основных поставщиков рекрутов в Сирию для войны на стороне сирийского режима. При этом боевики проходят подготовку под руководством инструкторов из иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Таким образом, восполняется дефицит военнослужащих в сирийской армии.
Убедить иракское руководство изменить свою позицию по вопросу введения санкций в отношении Дамаска, саудовцам не удалось. Особенно с учетом проблем и споров по вопросам использования нефтяных терминалов между Ираком и Кувейтом, который традиционно поддерживается КСА.
То же самое касается и нынешнего ливанского руководства. Таким образом, основными направлениями организации контрабандных каналов переправки боевиков, оружия и боеприпасов в Сирию становится территория Турции и Иордании. Причем второй "заливники" отдают большее предпочтение. Очень скоро по этим каналам в Сирию должны пойти и ливийские "добровольцы".
Отметим также и то, что Эр-Рияд и Доха начинают потихоньку отходить от формата ЛАГ, понимая, что эта организация слишком "рыхлая" для того, чтобы использовать ее в качестве "тарана" для продвижения собственных интересов. В ней уже невозможно, особенно после ливийских событий, достигнуть консенсуса по вопросу санкций или иных "обвинительных решений" в отношении очередного "провинившегося" режима. А на очереди, судя по всему, Ирак. Естественно, после того как будет "разрублен сирийский узел".
Исходя из этого, в Эр-Рияде взяли курс на создание союза суннитских монархий "под зонтиком" ССАГПЗ. Отсюда статус наблюдателей для Иордании и Марокко. И здесь упор, прежде всего, делается на то, что армии этих монархий являются наиболее боеспособными. В случае иранской агрессии иорданцы и марокканцы должны стать своеобразным "военным щитом" для абсолютно "мягкотелых", несмотря на обилие современного оружия, аравийских монархий. С теми же марокканцами у саудовской разведки были налажены в свое время хорошие отношения, а военная операция в заирской провинции Шаба в 70-х годах прошлого века явилась плодом взаимовыгодного (КСА – деньги; Марокко – войска) сотрудничества. Подразумевается, что марокканцы станут силовыми гарантами интересов "заливников" в Африке, а иорданцы – на Ближнем Востоке. Взамен – инвестиции и финансовые пожертвования, а также более льготная политика по "открытию своих трудовых рынков" для подданных иорданских и марокканских королевств. Напомним, что в этих странах подушевой ежегодный доход составляет порядка 4 тыс. долларов, в отличие от КСА или Катара (более 40 тыс. долларов). Смогут ли страны Персидского залива "переварить" экономические проблемы новых союзников, покажет время. Некоторые эксперты сомневаются в этом, указывая и на традиционную неприязнь хашимитов и саудитов.
Все сказанное абсолютно не означает, что ЛАГ как структура себя окончательно изжила. Несомненно, что этот механизм, который так хорошо себя "проявил" в период ливийских событий, еще не раз будет использован саудитами и катарцами для оказания политического прессинга на тот же Дамаск. Другой вопрос, что в нем все явственнее проявляются силы (Ирак, Алжир, Судан, Ливан), которые не желают безусловной гегемонии аравийских монархий. Скорее всего, что и Египет по мере структурирования в нем новой политической реальности в лице союза военных и умеренных исламистов, также начнет эту монополию на принятие решений нарушать. Новый альянс – это подстраховка на случай даже не сколько реальной иранской агрессии, сколько на вероятность возникновений волнений у себя "дома" тех же шиитских общин, а это, пожалуй, основные опасения, которые сейчас присутствуют в Эр-Рияде и Дохе.