Еще вчера большинство жителей "цивилизованного мира" считало, что Томбукту — сказочный город из восточных мифов, а не центр провинции государства Мали, захваченный туарегами. Признанный центр исламского богословия, Томбукту входил в империю Мали еще во времена Куликовской битвы. Только вот в современной Республике Мали Томбукту оказался лишь потому, что французы в конце XIX века так — по линейке — нарисовали на карте границы провинций Французской Западной Африки. Так им отошла большая часть кочевых угодий туарегов, а меньшая часть досталась итальянской колонии Феццан. Именно оттуда, из охваченной гражданской войной Ливии, малийским туарегам перепало и бойцов, и оружия, и радикального ислама.
Исторический экскурс показывает ограничители таких понятий, как нация, суверенитет и территориальная целостность. С раннего Средневековья до образования ООН эти понятия рождались в европейском мире и только для европейского мира. Государство — если на пальцах — это общность людей, признающих монополию на сбор налогов и насилие за одним и тем же центром силы. Если же в монополии есть сомнения, а этот центр слабеет, на поверхность выходят иные правила игры.
Но для неевропейских обществ конституции и договоры значат куда меньше, чем чувство племенной общности, феодальной или этнической лояльности. Во многих частях мира эти общества уже "перемолоты" современностью. Но исключений немало, особенно там, где помогает география — пустыня или горы, куда боится соваться регулярная армия. Какая разница курдам, кто мешает им создать независимый Курдистан — турки или персы, иракцы или сирийцы,— воюй со всеми и помогай врагам своего врага. Какая разница туарегам, за Каддафи или против воевали их братья по племени в Ливии, несут ли они идею свободы или исламские догматы. Главное, чтобы оружием и боевым опытом помогли выгнать не шибко мощную малийскую армию из земель, которые они считают своими. Поле открыто для большой геополитической игры, "разделения и властвования", для игр между местными царьками, а также для "Аль-Каиды". Ведь ей нужны союзники, взрывающие мироустройство на западный лад.
Не надо считать эту ситуацию неприсущей "цивилизованным народам". Только-только утихли сепаратизмы в Стране Басков, Северной Ирландии и Чечне. Не стали в полном смысле государствами Босния и Герцеговина, тем более Косово и Южная Осетия. Вмешательство Запада разбередило Ирак и Афганистан.
В таких случаях международное право сдается на милость двойным стандартам. Кто признал Косово, тот не признал Южную Осетию. И наоборот. Если признаешь право на государственность Азавада (земель туарегов), то нужно ли признавать те же права за Курдистаном? Так рушащаяся монополярность порождает все новые вызовы для мира, считающего себя цивилизованным.
Борис Макаренко, председатель правления Центра политических технологий