Не знаю, какую морально-нравственную и политическую оценку получит смысловое содержание интервью Талабани среди абсолютного большинства курдов, но уверен, что у многих первые чувства будут похожи на признаки удушающего шока. И только потом, полностью оправившись от пронзительной боли, как если бы кто-то неожиданно "ударил ножом в спину", все начнут осмысливать сказанное и недосказанное этим известным политиком.
Предвосхищая ликование незначительного меньшинства среди "своих" и "чужих", скрыто или явно проповедующих несостоятельность идеи провозглашения независимости Южного Курдистана, хочу обратить внимание "реалистов" на противоречивость и необоснованность доводов в ответах Президента Ирака на вполне разумные и адекватные вопросы журналиста телекомпании "Al Jazeera".
Президент Ирака якобы убежден, "…что свержение власти (Саддама) стало началом нового Ирака – вместо диктатуры у нас есть демократическая система. У нас есть свобода для всех партий, групп и без каких-либо препятствий… у нас есть свободные выборы… мы разработали стандарт жизни… Конечно, у нас есть какие-то проблемы, - мы должны иметь реальное национальное единство … в Ираке… это хороший шаг вперед".
Касаясь будущего Южного Курдистана, Талабани отметил, что "… следующий шаг – в укреплении демократии в Ираке и создании инфраструктуры нашего общества… Это правда, что мы (в Курдистане) имеем право на самоопределение, но мы используем эти права, чтобы служить иракской демократической системе. Иракская Конституция, которая настаивает на единстве Ирака, объединенного демократической системой, получила 59 голосов (не очень понятно о каких именно голосах или процентах идет речь) в иракском Курдистане – в то время как эта Конституция не получила голосов в любой другой части Ирака". Далее он продолжает говорить в том же духе: "…Это означает, что курдский народ показал свою решимость оставаться в рамках демократического федеративного Ирака… мы всегда за демократию в Ираке, мы все еще боремся за ее расширение и укрепление, что будет своего рода гарантией для курдов и других иракцев". Как справедливо и откровенно заметил сам Талабани, государство-образующее арабское большинство Ирака не хотело и не хочет демократии и федерализма. Вместе с тем, Талабани заявляет, что сегодня "… новому поколению нужен какой-то опыт, чтобы понять связь между курдами и арабами… мы должны объяснить новому поколению важность братства между курдами и арабами". Относительно существующего мнения (видимо, имелись в виду критические высказывания Президента курдской автономии Масуда Барзани) о нарастающей диктатуре Премьер-министра и монополизации им государственной власти в Ираке Талабани ответил следующее: "Нет, я думаю, что это ошибка… Я также несу ответственность…за все, что мешает защитить Конституцию… мы все несем ответственность за недостатки в правительстве".
Завершая иракскую тему, Табалани сказал: "…Все, о чем я думал –это место в парламенте, но потом меня избрали президентом. Я горжусь тем, что был избран большинством. Демократия всегда была нашим лозунгом в освободительном движении курдов. Демократия достигнута…Мы достигли нашей главной цели".
Понятно, если главная цель достигнута, то борьбу надо прекращать. В этом явственно заключается главный вывод Талабани. То есть, выходит, что он всегда был политическим минималистом-реалистом, а другие курдские лидеры - политическими максималистами-авантюристами. Президент Ирака не верит, что курды нужны арабам лишь временно для достижения компромисса при разделе власти между шиитами и суннитами. Он опровергает предположение, что придет время, когда политическая элита страны предложит курдам "заслуженную кость" с арабо-иракского барского стола. Это несмотря на то, что ему хорошо известны высокопоставленные арабские партийно-правительственные чиновники как из числа правящей, так и оппозиционной политической верхушки, которые никогда не видели и не видят, на каких общественно-политических принципах и на какой социально-культурной почве можно обеспечить единство арабов и курдов.
Тем не менее, по мнению Президента, нельзя отказываться от созидательного воздействия прогресса, благим образом и по воле Всевышнего насаждаемого в Ираке назойливыми, но единоверными братьями курдами: "…не только независимость не представляется возможной, но теперь это в интересах курдского народа – остаться в рамках Ирака… эпоха этого столетия –это не эпоха малых стран, это эпоха больших союзов".
Пытаясь обосновать эту мысль, Талабани говорит: "…Посмотрите на Европу, …на другие страны. …в рамках демократического федеративного Ирака мы участвуем во всех мероприятиях, и мы имеем все виды свободы, и мы имеем все возможности … но мы должны быть реалистами… Турция, Сирия, Ирак или Иран не пошлют свои войска, но просто закроют свои границы. … Курдистан изменился за эти годы, -регион, который был угнетенным … теперь вы видите, - мы выжили".
По теории Талабани получается, что главная задача курдского народа – научиться "выживать" и быть "по-братски" ведомыми среди ведущих арабов, турок и персов.
"Талабанизм" сегодня – усовершенствованная версия очень старого, забытого и отверженного всеми поколениями субъективизма, имевшего место в длинной истории курдского национально-освободительного движения: программа партии, идеологически соответствовавшая общим целям и задачам патриотической борьбы курдского народа, успешно использовалась до тех пор, пока лидер, наконец, не достиг определенного и желаемого социально-политического результата.
Однако в самый решительный момент, когда возникла угроза потери высокого федерального статуса, материально овеществленного экономического благосостояния, популярности и лидирующего авторитета в курдском обществе, ответственность и долг нашего лидера перед народом быстро отошли на задний план в пользу его политических амбиций и личных интересов.
Таким весьма странным, непредсказуемым образом он отказался не только от дальнейшего участия в вынужденной, справедливой и мирно продолжающейся борьбе иракских курдов за полноценное самоопределение в форме государственной независимости Южного Курдистана, но, очевидно, и от выдающейся партии курдских патриотов.
Все перемешалось, к сожалению, в голове у Президента Ирака, видимо, из-за преклонного возраста и огромного желания прославиться на долгие века в качестве неутомимого строителя образцовой иракской федеративной модели исламской демократии, которую только лишь в соответствии с теорией вероятности можно было бы заложить в виртуальный фундамент нового, современного халифата единой арабской нации.
Говоря о Европе, Президент Ирака забывает о том, что Евросоюз –это вовсе не замкнутое и централизованное административно-территориальное образование какой-то "европейской нации", а объединение свободных и равноправных крохотных, малых, средних и крупных государств, сохранивших национальный суверенитет и независимость, в рамках союзного договора и соглашений, предусматривающих обязательные механизмы регулирования общих интересов на основе добровольного делегирования некоторых прав и полномочий каждой страны избираемым и назначаемым структурам единых органов управления Союза.
С точки же зрения Талабани, надо полагать, даже Большой Курдистан теоретически является крохотным и неперспективным политическим проектом.
Можно было бы согласиться с иракским Президентом, если бы он предложил, например, классическую конфедерацию, состоящую из арабо-шиитского Ирака, арабо-суннитского Ирака и демократического Южного Курдистана.
В таком формате возможно было бы избежать многих противоречий этно-конфессионального и национально-культурного характера, объединяясь ради социально-экономического благополучия, обеспечения общей безопасности и стабильного развития на основе прочного и долгосрочного межгосударственного союза свободных стран. Но такой вариант не очень соответствует личным интересам Талабани, потому что предусматривает прохождение нескольких обязательных этапов: провозглашение независимости новых государств; получение международного признания; образование конфедерации и т.д..
Хотя, начав реализацию такой программы, Президент-реформатор мог бы предложить Турции, Ирану и Сирии воспользоваться прогрессивным опытом Ирака и подумать о перспективах образования современного союза равноправных конфедераций стран "ТИИС".
Однако, проблема состоит в том, что господин Талабани слишком увлекся своей утопической и корыстной "игрой" в демократизацию и федерализацию исламского государства Ирак, где рядом с арабами мирно и тихо уживались бы почти "родные братья-курды" и другие уважаемые народности, образуя единую и мощную "иракскую нацию".
По мнению Президента Ирака, в случае провозглашения независимости, безусловно, границы Южного Курдистана с Турцией, Ираном, Ираком и Сирией будут закрыты. Новоиспеченное государство окажется якобы изолированным от внешнего мира и не сможет просуществовать даже очень короткое время.
О реакции международного сообщества на подобное развитие ситуации Талабани не рассуждает, будучи, видимо, уверенным, что ни одна страна в мире не признает суверенитет Южного Курдистана. Он, предполагаю, считает Турцию, Иран, Ирак и Сирию геополитически близкими, дружественными и солидарными странами, что позволит этому квартету единовременно и единогласно создать своего рода политический союз против курдского народа.
Только пустая демагогия и обостренная политическая близорукость могут быть в основе такой примитивной и надуманной позиции. С другой стороны, обвинить Талабани в незнании реальной ситуации, по крайней мере в регионе, было бы наивно. Если же предположить, что Президент Ирака располагает определенной и очень важной информацией, которая заставила его пересмотреть свое отношение к курдскому вопросу в целом, то почему такие данные известны только ему. Какие новые обстоятельства могли сломать Талабани?
Неужели мы станем свидетелями политического тандема "Талабани-Малики"? Надеюсь, такой спектакль не состоится в Ираке. Талабани не может опуститься до такого низкого морально-нравственного уровня.
Да, похоже, что Президент Ирака выдает желаемое за действительное. Мания величия Талабани, стремящегося к исторической высоте великого Саладина, несомненно, сыграла свою неприятную роль в жизни этого борца и государственного деятеля.
О чем это говорит и свидетельствует, уважаемые "реалисты"? Подумайте, вам станет легче дышать, видеть, соображать, плодотворно трудиться и творить во благо, конечно, если сумеете отличить "правду" Талабани от истины.
Талабани, к огромному сожалению, совершил серьезную ошибку, однако он всегда может рассчитывать на снисходительность и благородство курдского народа, уважающего людей почтенного возраста и их прошлые заслуги.
Никто и никогда, особенно в современных благоприятных международных условиях, не сможет подмять свободолюбивую и добрую волю курдского народа. Только вперед, к приближающейся независимости Южного Курдистана и к справедливому самоопределению во всех других частях Большого Курдистана!