Сирийский национальный совет (СНС) по-прежнему остается крупнейшей политической структурой оппозиции. Это признается всеми главными международными политическими игроками (за исключением, может быть только России и Китая). Признанию со стороны последних мешают, наверное, только призывы руководства СНС "к иностранному вмешательству и интервенции". Вместе с тем эта позиция может трансформироваться, и к этому есть несколько предпосылок.
Первая и очень важная. Руководство СНС поддержало инициативу специального представителя ООН и ЛАГ по Сирии Кофи Аннана "из шести пунктов". Делегация из Национального координационного комитета (НКК), которая вчера завершила свой визит в Москву, придерживается той же точки зрения. Сейчас между двумя этими основными группами идут закрытые консультации по формированию общей позиции. Напомним, что в руководство НКК входят два видных деятеля – алавита А.Хейр и А.Далиля. Оба, а особенно А.Далиля, пользуются безусловным авторитетом в рядах оппозиционеров. Тот же А.Далиля пока неформально претендует на роль сирийского президента переходного периода, так как является консенсусной фигурой и для алавитов (или, по крайней мере, представителей этой конфессии из Латакии, которые считаются более умеренными в отличие от алавитов из Хамы и Хомса, которые являются в своем большинстве сторонниками продолжения "жесткой линии". И тот факт, что семья Асада из Латакии в этом "раскладе" мало что меняет), и для руководства сирийских "Братьев-мусульман" (которое уже заявило о поддержке его кандидатуры в случае ее выдвижения), и, как представляется, с некоторыми оговорками, и для лидеров Народно-демократической партии (НДП) Дж.Сабра и Р.Турки. Последний сейчас находится на подпольном положении в Сирии и фактически руководит подавляющей частью выступлений, которые проводят т.н. "комитеты сопротивления". Более того, он же обладает влиянием на т.н. "военные комитеты", которые все чаще действуют в координации с "гражданскими комитетами". Отметим также, что большинство из них организованы и действуют по "территориальному признаку", т.е. состоят в основном из местных жителей того же района или города, где и действуют.
Вообще надо учитывать и тот факт, что СНС состоит из трех основных частей. Это, условно, "либералы", которых представляют нынешний председатель Б.Гальюн и Б.Кадамани. Они ориентированы на страны ЕС и пользуются очень ограниченным влиянием внутри Сирии. Вторая часть – "Братья-мусульмане", которые также подразделяются на "умеренных" и "радикальных". И третья – "светская", которая имеет самый большой авторитет внутри Сирии и которая концентрируется вокруг лидеров НДП (отколовшихся ранее от компартии Сирии и придерживающихся марксистских взглядов) Р.Турки и Дж.Сабра. Структурирование СНС и ее массовое признание международными игроками "как единственной силы, которая может представлять сирийский народ", началось по большому счету именно после того, как руководители НДП заявили о полном вхождении в него.
Дж.Сабра около трех месяцев назад был выпущен из тюрьмы, перешел на нелегальное положение, а затем также нелегально выехал в Париж. Можно гадать, насколько сирийские спецслужбы были в неведении этого. Некоторые эксперты полагают, что Дамаск "дал ему сознательно уйти" с целью ускорения реформирования СНС. В этом может быть доля правды, поскольку, если Дж.Сабра был бы очень "опасным для режима", его вряд ли бы освободили бы "по амнистии". Речь не идет о его причастности к агентурному аппарату сирийских спецслужб, но существуют моменты, когда освобождение ярого противника может принести куда больше пользы, нежели чем его тюремное заключение. Дж.Сабра уполномочен Р.Турки реорганизовать руководство СНС, наладить работу его подразделений и, что самое важное, т.н. "военных бюро". В самой ближайшей перспективе Дж.Сабра с большей долей вероятности эту структуру (СНС) и возглавит. Таким образом, нынешние консультации между СНС и НКК имеют сейчас важное значение с точки зрения дальнейшего объединения двух самых мощных оппозиционных сил. И в этой ситуации Дамаск вполне может быть заинтересован в "понижении градуса" протестов путем перевода их в формат некого диалога с властями. Другими словами, руководство НКК, по оценке сирийского режима, должно договариваться об альянсе именно с руководством НДП, без участия которого говорить об успехе в консультациях невозможно. И в Дамаске это начинают понимать. При этом лидеры НДП слывут "радикалами" и "ястребами". Они готовы вести диалог только о формах и условиях ухода нынешнего сирийского руководства. Отсюда возникает второй важный момент.
Члены делегации НКК, которая приезжала в Москву, неоднократно в рамках проводимых переговоров акцентировали внимание партнеров на том, что "они не будут разговаривать непосредственно с президентом или лицами из его семьи". Это заявление полностью укладывается в рамки программы Р.Турки и Дж.Сабра. При этом как реальные политики и те, и другие отчетливо понимают, что вести разговор о будущем устройстве страны без президента Башара Асада и его окружения невозможно. Башар Асад – это не Каддафи, а Сирия ливийский сценарий усилиями России и КНР не повторит. Надежды на это в настоящее время нет ни у кого из оппозиции. При этом и Р.Турки, и тот же А.Далиля желают всеми возможными способами избежать полномасштабной гражданской войны и иностранной интервенции. И ошибка нынешнего руководства СНС, по оценке ряда экспертов, состояла именно в том, что Б.Гальюн "призвал к иностранной интервенции" именно в тот момент, когда ни одна из серьезных сил (США, ЕС, Турция, КСА) к ней ни морально, ни физически готовы не были.
Таким образом, речь идет об опосредованном диалоге с Башаром Асадом через любую нейтральную фигуру, типа Фарука аш-Шараа, что позволяет оппозиционерам "сохранить лицо перед улицей". В качестве первого и необходимого этапа этого является выполнение плана К.Аннана. Соответственно перед НКК стоит задача консолидировать основные ветви оппозиции и начать диалог с сирийским режимом, что в состоянии серьезно минимизировать очаги вооруженного сопротивления.
Здесь интересна позиция Дамаска. Внешне власти отказываются вести диалог или консультации с НКК как с единой структурой, предпочитая разговаривать с каждым из руководства организации сепаратно. При этом члены НКК репрессиям не подвергаются. О том, что сирийский режим явно "симпатизирует" этой структуре говорит и факт того, что зачастую негласным условием освобождения политзаключенных из тюрем является их согласие примкнуть к НКК. Несмотря на то, что руководство НКК такое "игнорирование со стороны Дамаска их единой структуры" "обижает", представляется, что сирийское руководство старается всеми возможными путями избежать компрометации нового объединения оппозиции, которое имеет все шансы стать "мостиком" между ним и СНС.
Несколько слов о структуре и составных частях вооруженного крыла оппозиции. Оно сейчас делится на несколько групп, которые действуют во многом обособленно друг от друга или же в слабой координации. Это Сирийская свободная армия (ССА) полковника Р.аль- Асаада, которая теперь формально входит в СНС. Формально, потому что реальной координации действий достигнуть по-прежнему не удается, тем более, что "военное бюро" СНС возглавил генерал М.аш-Шейх, который находится в "прохладных отношениях" с Р.аль-Асаадом. Назначение М.аш-Шейха было пролоббировано саудовцами, которые жестко увязали это с открытием "финансовой помощи" этой структуре. Асаад опирается на турецкое покровительство. Ну и конечно, личные амбиции также играют большую роль. В распоряжении ССА сейчас не более трех тысяч бойцов. Этого далеко недостаточно для того, чтобы серьезно угрожать власти или постараться открыть полномасштабный фронт против правительственных войск.
Исламисты-радикалы, об опасности усиления которых активно все рассуждают, также насчитывают не более трех тысяч бойцов. Они действуют в основном в районах Хомса и Идлиба. По данным ряда экспертов, доля "джихадистов" в военных структурах оппозиции не превышает 10-15%.
Основной же блок боевиков (около 10 тыс. вместе с т.н. "помощниками", или лицами, которые оказывают им логистическую или иную помощь), которые ведут основные боевые действия с правительственными властями именуются "ротами суннитского сопротивления", хотя официально такого объединения не существует. То, что в ряде случаев они называют себя сторонниками ССА, тоже мало, что меняет в их ориентации. Здесь речь идет о тех самых "территориальных отрядах", которые тесно взаимодействуют с "гражданскими" комитетами. Они в большинстве своем ориентируются именно на Р.Турки, что делает его ключевой фигурой не только в СНС, но и в качестве партнера для будущей коалиции для НКК. Последний своих вооруженных отрядов не имеет. Собственно позиция Р.Турки, который и остановил вооруженное сопротивление режиму в связи с поддержкой инициативы К.Аннана, обусловлена не только осознанием опасности "полномасштабной гражданской войны", но и пониманием того, что если план спецпредставителя ООН и ЛАГ по Сирии провалится, то исламистская составляющая вооруженного сопротивления будет увеличиваться пропорционально денежным вливаниям из стран Персидского залива.
Несколько слов о сирийских курдах. В составе делегации НКК присутствовал представитель "курдских слоев" Салех Муслим Мухаммед. Это очень символично, поскольку он является представителем Рабочей партии Курдистана (РПК) в Сирии. В период "потепления" сирийско-турецких отношений после высылки из Сирии Лидера РПК А.Оджалана, С.Муслим Мухаммед выехал из страны и скрывался в горах на турецкой территории. Там он руководил проведением боевых операций отрядов РПК против турецких войск. После начала сирийского кризиса и обострения отношений Дамаска с Анкарой он при посредничестве сирийских спецслужб вернулся в страну. Теперь он контролирует с отрядами РПК несколько обширных районов на турецкой границе. Дамаск предоставил курдам здесь фактическую автономию, включая дислокацию их вооруженных отрядов. Соответственно, и РПК обеспечивает охрану границы на этих участках, препятствуя инфильтрации боевиков ССА из Турции, а также ведет борьбу с оппозицией непосредственно внутри Сирии. Естественно, что РПК решает и задачи своей координации и планирование боевых действий со своими однопартийцами в самой Турции.
С.Муслим Мухаммед решает и еще одну важную задачу. Он должен "выиграть борьбу за умы" курдской молодежи. Она в массе своей поддерживает оппозицию. Те тринадцать курдских партий, которые провозглашали в качестве главной идеи создание "единого курдского государства", явно проигрывали во влиянии на молодежь со стороны еще одного курдского лидера М.Тамо, который видел реализацию "главных чаяний сирийских курдов" только в случае победы общедемократической революции в стране. Его убийство около полугода назад означал очень резкий ответ Дамаска на такую политику, которая грозила возникновением серьезных беспорядков на лояльных режиму курдских территориях страны. По данным ряда экспертов, его убийство было осуществлено именно боевиками РПК.
Присутствие С.Муслима Мухаммеда в составе делегации НКК естественно было санкционировано сирийскими властями. А это означает, что Дамаск очень серьезно рассматривает инициативы НКК как реальную возможность стабилизации ситуации в стране.