Перед новым Правительством региональной автономии во главе с Нечирваном Барзани стоит очень сложная и архиважная задача, суть которой заключается в создании эффективных, действенных институтов и механизмов формирования подлинно рыночных отношений в экономике с целью основательной подготовки к успешной демократизации полностью независимого Южного Курдистана.
Национальный рынок Южного Курдистана, помимо сугубо стержневых аспектов промышленного развития, должен быть нацелен на достижение надлежащего уровня гарантированных стандартов социальной защиты населения и отдельно взятого гражданина в сфере здравоохранения, образования, культурного досуга, трудоустройства, пенсионного обеспечения, продовольственной безопасности и правопорядка. От степени выполнения этой задачи напрямую будет зависеть не только качество жизни, но и связующего "общественного материала" в фундаменте демократии и политической системы Южного Курдистана. Строить правильную демократию без наличия рыночной экономики, основанной на принципах свободы и честной конкуренции, защиты частной собственности, равенства всех перед законом, равности стартовых социальных условий для молодежи на протяжении всего периода воспитания и обучения с раннего детства и до совершеннолетия, функциональной прозрачности и открытости исполнительных органов всех уровней народной власти, без сомнения, невозможно и совершенно бесполезно.
В Южном Курдистане, начиная с 1991 года и особенно с момента свержения иракской государственной диктатуры в 2003 году, интуитивно началось движение именно в этом направлении. Однако, объективно говоря, перемены приходилось и пока еще приходится осуществлять на старой общественно-политической почве Саддамовского Ирака, насквозь пораженной "бациллами" коррупции, клановых интересов, кумовства, вражды, ненависти, невежества, зависти и некомпетентности. Быстро избавиться от такого негативного наследия не удастся, но ликвидировать самые опасные социальные источники распространения вредных возбудителей коррупции вполне по силам высшим органам народной власти и политической оппозиции. Сильное гражданское общество и мощное государство в Южном Курдистане должны быть в одной связке, чтобы прочно стоять на демократической почве, надежно опираясь многонациональными корнями на общий традиционно-нравственный фундамент с современными рыночными отношениями и без явных признаков всеобъемлющей "бацилловой эпидемии" в политике и социальной сфере. Сегодня все силы и ресурсы должны быть подчинены выполнению этой задачи. Оппозиционные партии обязаны исходить из национальных интересов Южного Курдистана и оказывать правящим партиям и Правительству практическую помощь и содействие. Всестороннее партийно-политическое партнерство должно быть направлено на зарождение основ рыночной экономики с целью строительства, полагаю в ближайшем будущем и в условиях государственной независимости, политической надстройки подлинной демократии в лице органов народной власти и организаций общественного самоуправления.
Необходимо строить современную экономику, полагаясь на собственные энергетические ресурсы, создавая благоприятные условия для индустриализации, развития финансово-банковской инфраструктуры, стимулирования профессиональной подготовки национальных кадров, реформирования административного аппарата в центре и на местах. В Южном Курдистане, как известно, локомотивом индустриального бума и диверсификации промышленного развития будет нефтегазовый сектор экономики. Сотни миллионов тонн углеводородного сырья в нефтяном эквиваленте будут добываться ежегодно на месторождениях Южного Курдистана. Внутренние потребности в энергоносителях, в финансовом покрытии расходной части бюджета, в наличии профицита за счет положительного сальдо внешнеторгового баланса будут обеспечиваться стабильно и в долгосрочной перспективе, в том числе благодаря постепенному замещению обязательных статей импорта ростом местного производства в области агропромышленного сектора, легкой промышленности, фармацевтики, строительных материалов и т.д. Крупные промышленные, высокотехнологичные и социально-значимые проекты национального масштаба, как правило, будут реализовываться с помощью прямых иностранных инвестиций, не исключая полного или частичного участия местного частного капитала, в том числе под гарантии Правительства Южного Курдистана, на базе очень привлекательных условиях наибольшего благоприятствования предпринимательству с точки зрения долгосрочности налоговых льгот, упрощенного прохождения таможенных процедур и иных обязательных формальностей.
Сегодня, помимо межнациональной и межконфессиональной конфронтации, очевидными являются неопровержимые факты политической, идеологической, социальной и экономической несовместимости Южного Курдистана и остального Ирака. Региональная автономия стремительно движется к развитой демократии посредством поэтапного построения современной рыночной экономики с социальной направленностью, а Ирак топчется на месте, образуя громадную яму под государством и страной. Южному Курдистану пора отказаться от бесплодных иллюзий, неблагодарных попыток сохранить единый Ирак и построить совместно с арабскими политическими и идеологическими оппонентами демократическое общество и федеративное государство. Руководство Южного Курдистана, исходя из соображений безопасности и необходимости защиты интересов автономии, вынуждено воспользоваться конституционным правом народа на выход из состава Ирака с целью провозглашения независимости и государственного суверенитета. Несогласное с таким решением ничтожное политическое и общественное меньшинство региональной автономии, пользуясь имеющимися уже плодами демократии, может свободно и добровольно покинуть Южный Курдистан в любое удобное и приемлемое время как до, так и после провозглашения независимости Южного Курдистана. Парламент автономного региона должен постоянно находится в состоянии полной "боевой" подготовки к процедуре рассмотрения вопроса о выходе из состава Ирака и провозглашении независимости Южного Курдистана в полноценных национально-территориальных границах.