Самая горячая точка в мире, Ближний Восток, всегда был и остается средоточием таинств.
Почему премьер-министр Ирака Нури аль-Малики решительно выступает против иностранного вторжения в Сирию, хотя в свое время подведомственная ему страна приняла на себя и шквал военной интервенции сил Альянса во главе с США, и открытое содействие Ирана?
Или вот такой факт. Бойцы иракского вооруженного сопротивления, для которых законной и оперативной целью были военнослужащие США и сил Альянса, а также те рекруты, кадеты, новобранцы, кого обучали для службы в полиции и регулярной армии страны, сегодня воюют в Сирии на стороне повстанцев, которых поддерживают все те же Запад и США.
Многое можно объяснить позицией США, тем, что они, якобы, стоят над схваткой, отвергая любой военный сценарий в отношении Сирии, по меньшей мере, до ноября нынешнего года, когда за океаном распахнутся двери избирательных участков.
То, что произошло в Ираке, неверные оценки разведки, положенные на стол тогдашнего главы американской администрации, серьезно отвлекло американцев от проблемы, ставшей вскоре "судьбоносной" – иранского ядерного досье. А вот резолюцию Совета Безопасности ООН 1973 по Ливии все считают своевременной и принятой, так сказать, "на перспективу". Она сегодня дает шанс режиму Асада разглядеть свое обозримое будущее.
В той резолюции говорилось о необходимости защиты мирного ливийского населения. Альянс пренебрег точной буквой документа, разглядев в нем только предположение, что силы Муамара Каддафи ведут "очищающую войну" и учиняют бойню. Это было большим преувеличением и искажением фактов. Последующие резолюции ООН потребовали открытого разбирательства относительно правомерности воздушных ударов НАТО по Ливии.
Главы государств, входящих в БРИКС, группу из пяти быстро развивающихся стран – Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка – в конце марта выступили в Нью-Дели с меморандумом по событиям в Сирии, предостерегая от угрозы военного вторжения под предлогом защиты прав человека.
Все логично: разве Совет Безопасности предоставил Альянсу полномочия "протягивать руку помощи"? Верно заметил в кулуарах пресс-конференции индийский дипломат: "Ливия – тяжелый, трагический опыт, который следует помнить всегда. Москва и Пекин, не колеблясь, прибегнут к праву вето, если вновь встанет вопрос о седьмой статье Хартии Объединенных Наций: применение карательных санкций и принуждение силой.
Позиция, как бы к ней ни относиться, очерчена четко. А что же американцы? Чиновник Госдепа, отвечающий за сирийское досье, и, вероятно, знающий о нем не понаслышке, заявил на одном из заседаний: "Администрация убеждена в том, что Асаду долго не продержаться. Но это не значит, что он сложит с себя властные полномочия уже завтра. Он не уйдет так скоро. По традициям Востока, правителя свергают. Асад проявляет недальновидность, не сознавая, что так продолжаться дальше не может. Но с Асадом покончит вовсе не вооруженная оппозиция".
Многие сирийцы, продолжил мысль американский дипломат, полагаются на сирийскую регулярную армию, на танки, и искренне верят в то, что режим Асада не свалить никому. Да и самого Башара Асада окрыляет мысль, что Тегеран ведь смог подавить массовые протестные движения, народные волнения и беспорядки".
В Сирии, по моему убеждению, ситуация складывается совсем не так, как в Иране летом 2009 года, по завершении там президентской кампании. Вспомним восстание в Хаме, растянувшееся на много лет: с 1976 по 1984 годы, по масштабу охвата достаточно скромное. Мирные демонстрации вначале привели режим в замешательство. Когда же они пошли на убыль, власти бросили на подавление "все, что оказалось под рукой".
Сегодня, по словам американских политологов, все гораздо масштабней: зреет гнев в сирийских христианских диаспорах, курды зашевелились. Но режим не развалится "ни к вечеру", как принято говорить, ни даже завтра. Нам всем предстоит жить в напряжении, ожидая, когда начнут приносить свой изнуряющий эффект экономические санкции. Они уже действуют: лира стремительно падает в цене – тысячу за доллар. Острая нехватка продуктов питания, предметов первой, жизненной необходимости, медикаментов. Разрушена сфера услуг.
Режим слабеет, партия "Баас" утрачивает влияние и авторитет. Власти уже не в состоянии выплачивать зарплату – ливанские банки сыграли зловещую роль. В Турции сколочена мощная оппозиционная группировка. Лига арабских государств решительно выступает протии режима Асада. Сам он, вероятно, чувствует себя загнанным. И сегодня сирийцы с печалью вспоминают недавние времена, когда Сирию называли "ровно стучащим сердцем арабской уммы". Династия Алавитов убеждена, что ее власть над страной предопределена свыше. И Асад ее никому не уступит. Будет драться до последнего вздоха.
Из рассуждений американских экспертов следует, что США не собираются вмешиваться во внутренние дела суверенного арабского государства – с нас, дескать, и Афганистана довольно. Вооружать никого мы не станем, вмешательство НАТО - выбор не совсем удачный, и мы за него не проголосуем. Что касается гуманитарной помощи – пожалуйста. Расчет американцев прост. Добиться у ООН ужесточения экономической блокады Сирии.
Она подточит режим изнутри, истощит его и обескровит. В этом случае, как намекают американские госдеповские чиновники, все будет решать армия. Что всегда было в традициях Востока. Офицерская хунта. Новая диктатура. Военная. Она устроит всех. И не исключено, что военные, наведя порядок железной рукой, передадут-таки власть все тем же алавитам. Вашингтон в этом крепко заинтересован. И прилагает руку к тому, чтобы развитие сирийских событий шло именно по этому сценарию.
Американцы хорошо запомнили, как уже вскоре после их вторжения в Междуречье, запылал весь Ирак. Случилось самое страшное – межконфессиональная рознь: сосед поднял руку на соседа иноверца. Та же гражданская война, но с религиозно-этническим кровавым окрасом.
Нынче все опасаются, что подобное может произойти в Сирии, где диаспор не счесть: христиане, курды, марониты, черкесы, сунниты, шииты… Разрушить страну, чтобы низложить Асада? Не логично…
Потому из Вашингтона и просачиваются иногда советы, рекомендации – военный переворот. Медные каски! Больше некому удержать контроль над ситуацией.
Кто его возглавит. Вряд ли младший брат Магер Асад. Скорее всего, прогнозируют эксперты, некие группировки, не связанные ни с политическим истэблишментом, ни со структурами государственной власти.
"Asharq Alawsat", Великобритания