Отчеты о сирийской революции за последний год часто описывали курдов как молчаливых и бездействующих. Одним из последних примеров является статья Майкла Кеннеди в "Нью-Йорк Таймс", в которой он ставит курдов на "обочину" революции, где они "делают свои ставки, наблюдая, кто одержит верх".
С разочарованием приходится наблюдать за тем, как сводится к минимуму участие курдов в событиях в Сирии, несмотря на обширный архив в "Ютубе", содержащий записи различных акций несогласия с их стороны. Нужно ли что-то еще для более широкого представления об участии курдов в настоящих событиях, учитывая ежедневную загрузку видео из всех городов и районов с курдским населением?
К примеру, случайная подборка всего одного дня (13 февраля – не пятница и вообще обычный день для курдов) показывает, что демонстрации проходили в Сери Кания, Дерике, Амуде, Дербасии и Камишло, а также в районе Шейх Максуд в Алеппо.
Тот факт, что многие из этих видео имеют арабские заголовки, кажется может объяснить, почему некоторые международные обозреватели не признают подобных уличных доказательств. Различные предрассудки также могут сыграть свою роль в столь малом признании курского участия в процессах, с очевидцами которых журналисты имеют столь мало контактов в провинции.
Описание Майклом Кеннеди курдов, как "в значительной степени воздерживающихся от боевых действий", отражает двойное искажение реальности. Во-первых, это проблема аналитического консерватизма - упор на прежнюю идею о пассивности курдов, независимо от новых фактов, доказывающих обратное. Во-вторых, жестокость настоящих событий способствовала отходу на второй план мирных акций протеста.
В самом начале революции курды действительно были пассивны, зная, что она может привести к исключительной жестокости (как это уже было после курдского восстания 2004 года) или, что их выступления могут быть использованы правительством для определения революции, как сепаратистского, религиозного движения.
Тем не менее, курды уже давно активно и быстро интегрировались в революционные события, утверждая, что "сирийский народ един". Протесты в курдских районах часто были организованы в поддержку осажденных городов, и до недавнего времени под теми же лозунгами, что и на пятничных демонстрациях.
При оценке курдского участия важно провести различие между народным сопротивлением (уличные демонстрации) и институциональной оппозицией (партии и их представители в диаспоре). Многие события на курдских улицах начались задолго до занятия твердых позиций по поводу революции созданными партиями (некоторые до сих пор этого не сделали). Тем не менее, обозреватели часто в первую очередь сосредоточивают своё основное внимание на последнем уровне, уделяя недостаточно внимания деятельности беспартийный движений.
Два исследования о последних шагах курдской политики – "Решающее меньшинство", подготовленное обществом Генри Джексона и "Что такое сирийско-курдская оппозиция?", выпущенное Интернет-ресурсом Kurdwatch, - забывают назвать по имени крупнейшую курдскую организацию, действующую в Сирии, Tevgera Ciwanên Kurd (Движение курдской молодежи).
В марте 2011 года это движение сделало четкое заявление в поддержку мирного протеста во всей Сирии против существующего режима. Оно имеет значительную поддержку и влияние на местах и принимает активное участие в организации протестов. Движение работает с другими группами молодежи, координируя действия комитетов и активистов по всей Сирии, и имеет значительное политическое влияние в революционных кругах страны.
Широкое участие населения не всегда связано с обязательствами со стороны курдских партий. Поэтому, когда обозреватели видят слабость институциональных (в основном партийных) представительств курдов, они предполагают, что курдское участие в общем процессе незначительно или вообще отсутствует.
Это не только оскорбительно тем, кто рисковал своей жизнью, участвуя в борьбе, но также является неуважением к курдам во время политических переговоров сейчас или в пост-революционном будущем.
Можем ли мы винить тех курдов, которые молчат, если те, кто действуют, до сих пор не признаны западными комментаторами? Если курды оказались на обочине процесса, значит, есть и тот, кто борется за более центральное положение. После недавнего отказа международно признанной оппозиционной организации, Сирийского национального совета, признать национальные права курдов, их действия стали направлены в сторону отстаивания отчуждения и настаивания на определенного рода идентичности.
Курды в последнее время отошли от единых лозунгов проходящих по всей Сирии пятничных протестов, остановившись на своих: "Пятница курдских прав", "Пятница становления курдских прав выше любого совета" и "Сегодняшняя пятница – это Курдистан".
На уровне уличных протестов курдская молодежь, конечно, активно вовлечена в демонстрации, но будет ли её участие в революции признанным и таким, что от него во многом будет определяться судьба остальной Сирии, зависит от арабской оппозиции и международного сообщества.
Автор Томас Макги, Интернет-ресурс guardian.co.uk
Перевод Эльмара Гамса