В Анналах урартского царя Аргишти I (786-764 гг. до н.э.), упоминается и граничащий со страной Диауехи (современный Эрзерум) страна Шериази ("Хорхорской летописи").[1] Как справедливо полагает академик Г. А. Меликишвили, засвидетельствованное на территории Диаухи (с детерминативом "страна") название Şeriazi также носит хурритский облик: компонент şeri очень распространен в хурритской ономастике[2]. Название страны Шериази, возможно, связано с названием богини Шеруа[3] в ассирийском пантеоне, где кроме ассирийских встречаются и иранские божества, обусловленное смешанным характером населения Ассрийской державы. В XV в. до н.э. митаннийский (хурритский) царь Шаушаттар разгромив Ассирию взял под контроль военно-политическую власть этой страны. У современных ученых хурриты как древние предки курдов больше не вызывает сомнений. Шаушаттар — явно ирано-курдское имя и сопоставимо с мидийскими (древнекурдскими) именами Киаксара (Huvaxştra), Haşatriti (в вавилонской версии Бехистунской надписи). В письме ассирийского царя Саргона II (722/1-705 гг. до н.э.) к богу Ашшуру с описанием похода против Урарту 714 г. в упоминается начальник поселения области в Мидии восточнее современного Хамадана некто Уксатара (закономерная ассирийская передача ирано-курдского Huxşatra). Во время похода в 827 г. до н.э. ассирийского царя Салмансара III (859-824 до н.э.) в страну маннеев упоминается город Шаттуариа на границе с Парсуа (область в верховьях реки Диялы), заселенный кутиями. В одном из писем из ассирийского царского архива периода Саргона II упоминается поселение Шаттера в районе современного Ревандуза и долине Большого Заба. В зороастризме одно из божеств носит эпоним Хшатра Вайрья (авест. "желанная власть"). Все эти имена и названия содержат в своем составе компонент эпонима богини Иштар, культ которой среди курдов сохраняется до сих пор.
На смешанный арамейско-иранский характер населения Ассирии указывают и античные источники. К примеру, Николай Дамасский (ок. 64 до н. э., Дамаск — после 4 года н. э.), сам из эллинизированной арамейской жизни соответственно и хорошо разбиравшейся в этнической мозаике региона, касательно жизнедеятельности ассирийской царицы Семирамиды (Шаммурамат, 812—803 гг. до н. э.) и ее последующих царей Ассирии в лице Сарданапал (отождествляется с Синаххерибом (Син-аххе-эриба, "Син приумножил братьев") — царь Ассирии, правил приблизительно в 705 — 680 годах до н. э., сын Саргона II.) описывает в тесной связи с иранцами-мидийцами[4]. В пантеоне г. Уммы в Шумере, в годы правления III династии Ура была и богиня Шара. Şareza в курдском означает знающий, сведущий, осведомленный, опытный, искусный, знаток, специалист своего дела. Наличие в курдской среде женских собственных имен типа Şarez, Şare[5], Şere, Şerza[6] и многочисленных курдских племен с эпонимами ширази[7], шизаж, шивезури, шиязи, шойвезан, шерм, шеран, шеруни, шивили, ширави, шируйан и др. также может служит веским доводом в пользу этого предположения. Название страны Шериази состоит из компонентов Шериа (от курдского шер — "лев") и зи (древнекурдское zi – "рожденный"), которую можно перевести и как "Рожденные от Льва" (есть и с.м.и. Шеран, Шеро, Шаро — "Мужественный", "Храбрый", "Львиное").
Видимо, и название области Вор Сиранк (8-я по списку в "Армянской Географии") армянских источников восходить к Стране Şeriazi урартских источников. Армянское "Вор Сирак" — это искаженное от курдского "Вар Сирак" — Стан Сирака (Ширака). В армянских источниках она встречается также в форме Орсиранк[8]. Буква "к" в конце этих слов — суффиксиальная и в армянском означает племенную (или родовую) принадлежность, то есть это слово имеет также этническую подкладку.
Этноним ширак, сирак встречается только среди ираноязычных народов[9]. Феофилакт Симокатта в Малой Мидии (Атропатене) упоминает пункт Сираган[10]. На территории Кавказского Курдистана, в бывшем Джабраилском районе, также имеются населенные пункты под названием Сирак[11]. Представители носивших этот этноним курдского племени жили в селениях Нюсю, Нифталылар, Алгасанлы и Теймарханлы[12]. Среди курдов распространены также мужские собственные имена типа Şeragir[13].
Созвучие Вор-Сиранк (Орсиранк) в Нор-Ширакане и Нод-Ширакан (Адиабена) было обусловлено общим этническим курдским составляющим. Ат-Табари (1, 820, 12) приписывает расширение столицы Мосула (= Адиабена, Хедаяб) царю Ардаширу (229-240гг. до н.э. - основатель династии Сасанидов, сын Сасана, младший сын Папака-Л.М.), приводя также название Nod-Ardaxsir, откуда суффиксальная форма Nod-Ardaxsikan — Нодширакан. В источниках Нодширакан (среднеперсидское nwthstrkn) упоминается среди владения Шапура I (? - 272 гг.; царь Ирана с 239/41 гг.). По мнению Маркварта, правитель Адиабены с титулом царя мог быть Пероз, сын Шапура I. У Ибн Хордадбеха (17, 4 -5) имеется сообщение о том, что Ардашир дал титул царя Нодширакана правителю Мосула[14]. До сих пор сохранился названия села и района Нодше (Nodşe) в области Пава провинции Керманшах в Восточной (иранской части) Курдистана, на границе с Южный (иракской части) Курдистаном. “Страны Нор-Ширакан” занимала почти всю территорию Салмаста и Хойа и граничила со страной Кордуена ("Кордук" армянских источников). В Состав Нор-Ширакана входил и Махкерт (mahguart) сирийских, Махкер-тун армянских, и al māxardān — арбских источников. Суффикс “тун” (от древнеиранского thauma) — родственен пуштунскому tun и индоарийскому sthāna), восходить к индоевропейскому корню "*stā-" ("стоять") и на иранских языках означает "место, страна". В современном курдском языке thauma применяется в форме "дам". В современном ирано-курдских языках суффикс "-истан" (перс. ستان) применяется для образования топонимов — географических названий мест проживания племён, народов и различных этнических групп.
Видимо, административные границы Нор-Ширакана (Вор-Сиранк, Орсиранк) охватывал и территории, лежащие за пределами Гевера (Корчайка) и распространялось до границы современной Грузии. Независимые источники автохтонами этих территорий, после грузин, по праву считают курдов: "…другую, если не коренную, народность, то, во всяком случае, населяющую исследуемые уезды (Ахальцихский и Ахалкалакский) сравнительно отдаленных времен, представляют куртины"[15]. Об этом пишет также и другой русский исследователь В.Л. Величько[16]. Даже лояльные к армянам русские источники указывают на то, что армяне — поздние переселенцы на этих землях: "Вся северо-западная часть пограничной полосы, на протяжении около 80 верст (от пределов Ахалцихского уезда и до развалин древнего города Ани…), довольно густо населена армяно-григорянами, преимущественно переселившимися сюда из турции после войны 1828 и 1829 годов"[17].
Со временем как название область Ширак охватывала обоих берегов реки Ахурян и на западе граничила с Карской областью, на юге - с Даралагязом[18], на востоке - с Алагязом (арм. Арагац), на севере - с Памбак[19].
Судья по названию, можно предположить, что территориально к Корчайк относился и часть исторической области Ширак (Shirak) в нынешней Республике Армения, в ее северо-западной части. Эта современная область Ширак в Армении граничит с Грузией, на западе с Турцией, на юге с Алагязом, а на востоке с Лори (с курдского "Колыбельная"). Административный центр – Гюмри (бывш. Александрополь, Ленинакан. На курдском языке — Гумри означает дикая голубь, горлань). В середине XIX века в области Хаккяри, поблизости г. Джуламерга обитало племя беррави или бервари, и замок курдского эмира этого племени назывался Кумри (Гумри)[20]. Тюркоязычные обитатели региона Ширак также знали как "Shuragel" ("Шурагэль": — "шураг" искаженное от "ширак" – этноним и эль – "народ", "племя", то есть "Стан (племени) шираков".
Есть и Ширакская степь (с курдского языка Deştî Şîrak), равнина в восточной части междуречья Алазани и Иори в Грузии.
Большая часть Ширак занимает восточную половину исторического Ширака. В Республике Армения после развала СССР создали новое административное образование Ширак, а в качестве административной единицы в качестве понятия "область (провинция)" применили ирано-курдское слово marz. В Сасанидском Иране все пограничные области империи, в том числе и Армения была марзпанством под властью Сасанидов.
К этому слову и восходить "Марзбан": марзпанство — от курдского "merz" — граница, рубеж, страна; "merzewanı" – пограничная служба, пограничная зона и "merzewan" – охраняющий границу[21]. В Авесте gava — "поселение"[22]. Оно сохранило свое значение в современном курдском языке в форме war— "летовье", "место стоянки", "лагерь"[23]. От gavaи war→gewerde — "большая деревня", "округ" и gewre— "большой", "крупный", "главный"[24]. Это мидийское (древнекурдское) определение обозначает административное деление, соответствующее "району", "области". Примечательно, что армянские источники значение слова marz возводя на персидское (арм. Մարզ от перс. مرز, "граница"; [марз] — область), в то же время скромно умалчивают тот факт, почему армяне претендуя на "8 тысячелетнюю историю армянского народа", в то же время административную терминологию переняли у тех же иранцев и другими с ним соседних народов?!
В Армянской Географии VII века область Ноширакан указана в "Западном" крае как отдельный шахр. А Себеос указывает, что в VII в. граница Армении проходила "по стране Нор-Ширак"[25]. Примечательно, что все армянские источники под Вор Сиранк (Орсиранк) однозначно подразумевают и Корчайк, который локализуется на месте Гевер (совр. турецк. Юксекова) в области Хаккяри в Северной (турецкой) части Курдистана. И территория современного Южного Курдистана (историческая Адиабена) через сирийские и иранские источники в армянской передаче была известна так же, как "Нод(р)-Шираган". Области Норширакан, Махкерт, Дасн и Нихоракан были расположены Южнее Кордуены, на краю Адиабены. Махкерт (mahguart по сирийским источникам) арабским авторам была известна как al māxardān и считалась как "страна курдов"[26]. Махкерт в своем названии содержит и компонент "мах", широко представленный в курдском материале — антропонимах (Мах Шараф Ханум Курдистани), топонимике (города Мехабад, области Махидешт), этнониме — средневековое курдское племя al михракийа, мух-нахран и др. Среди курдских племен было известно и племя ал-михракийа[27] и мух-нахран[28]), обитающие в области Джезире.
По предположению Н. Адонца, который, ссылаясь на ранние источники, писал, что "Норширакан (возможно, что Широкан, армянский синоним Нохатры…), Махкерт, Нихоракан и Дасн состояли под властью одного бдешха"[29]. По признанию самих армянских источников, смысл слова "бдешх" армянам не известен и с армянского языка не переводиться. Опять же, не зная это понятие государственного института, как можно претендовать на армянское происхождение этих древних областей и административно-территориальных образований? Бдешх — древнеиранский титул от кутийско-шумерского patesi и древнеиранского patish. Этот же титул существовал и при мидийцах, Ахеменидах, Парфянах и Сасанидах в форме bitaxsh, patyaxsh и обозначал наместника, "око царя"[30]. В современном курдского языке сохранил свое значение в bedest — "могучий, сильный"; berdest — "помощник"[31]. Это титул наивысших среди равных знатных лиц, претендующих на власть на местном уровне, вождей племенных конфедераций, своего рода маленьких царьков со своими царствами. В отличие от армянских грузинские источники в комментариях слова "Питиахш" считают ее "иранским", а ее значение поясняют как "правитель крупной пограничной области. Второе лицо после царя в государственной иерархии древней Грузии"[32].
Ф. Бузанд сообщает, что "от армянского царя откололись бдешх Алдзника ("Завазан" - Зозан арабских источников - Л.М.) и бдешх Ноширакана и Махкер-туна, и Нихоракана и Дасна…" (IV,L). Говоря о "политико - административном происхождении этих областей", Н. Адонц указывает, что "областная разбивка указанного характера поддерживалась и оправдывалась также этнически"[33].
В Курдистане горы Гара, которые тянулись от Имадии к Большому Забу, раньше назывались горы Дасн — от этнонима курдских племен. Курдское племя дасни (дасени, тасни, асни) было известно арабским источникам под названием "ад - дасинийа". Источник, при изложении событий арабского нашествия в зону Мосула и Джезиры (640г.), сообщает, что "на склонах горы Дасин обитали курдские племена, носящие имя этой горы - ад - дасинийа". Арабский историк Йакут(Якут, 1178/1179-1229 гг.) пишет по этому поводу: "Дасин - огромная гора на севере Мосула, к востоку от Тигра, где живут множество курдских "таифа", которых называют ад - дасинийа ("даснийцы")[34]. Шараф-хан Бидлиси в своем труде "Шараф-наме" указывает на курдские племена дасни в округе Захо, относящиеся к Имадии[35] и тасни (исповедующие езидизм) в области Мосула и Сирии[36]. Русский исследователь И.Шопен также называет курдское племя асни (также езидского толка), обитавшее еще в первой половине ХIХ века в селении Чибухчи в Сардарабадском (ныне Эчмиадзин в Республике Армения) магале и зимовавшее в Сурмалинском (ныне Игдыр в Северном Курдистане, Турция) уезде[37]. И поныне часть этого курдского племени продолжает жить в Южном Курдистане, в Республиках Армения и Грузия, а несколько семей уехали в Россию, Украину, Германию и некоторые другие европейские страны. Таким образом, факт проживания курдским племенем дасни на одной территории более 2-х тысяч лет, находит свое подтверждение в первоисточниках.
Упомянутый Аристакэс Ластиверци "бердакалак Сурмари", находящиеся в руках владетеля Ани[38], армянские источники преподносят как "крепость св. Марии"[39] в честь Богородицы, несмотря на то, что армянская церковь Богородицу Девы Марии называет "Мариам". Есть и собственное армянское (Мариам) и курдское (Meriem, Meryem, Meyro) женские имена. Правительство Армении на заседании 24 сентября 2010 г. даже утвердило специально разработанные шрифты "Мариам" и "Грапалат" в качестве обязательных в официальном государственном документообороте. Если шрифт назван в честь Богородицы Девы Марии, то вопреки ожиданию, почему не "Мария", а “Мариам”? Да потому что армянская церковь произносит это имя как “Мариам”. Поэтому предположение о том, что название крепости "Сурмари" - назван в честь Богородицы Девы Марии, мало убедителен. Бердакалак — от курдского "berd" — "укрепление", "каменная стена" и gela (kala) — "крепость", то есть, "укрепленный замок (крепость)". Грузинский средневековый источник сообщает что, "Мужественный Иван Мхаргрдзели был непобедим на войне и в походах; он с незначительными силами выступил в Гелакуни (окрестностей озера Севан – Л.М.) и засел в засаду. Сидя в засаде, Иван увидел вдали войска, в десять раз больше своих собственных; они шли из Ганджи и направлялись в Сурман, в страну двинскую, у прохода Масиса и Шуры. То были: сам Бальшан, воспитанный Элдигузом атабагом, льву подобный витязь, владелец Двина и Армении, брат Сурманели с сурманскими войсками"[40]. Описываемые события происходили в 1196 г. Гелакуни (армянское название озера и ее окрестностей) — окрестности озера Севан. Масис (с курдского ma осталась, sis – белая, так как с вершины Большого Арарата круглый год не сходит снег и всегда покрыт снегом) — курдский синоним названия горы Агри/Арарат (в переводе с курдского "Огненная Гора", так как именно в древности курды были свидетелями вулканической активности этой горы), Шуры — искаженное Шарур в Нахичевани и наиболее удобный путь из Гянджи в область "Сурман в стране двинской" вдоль реки Аракса через Нахичевань. Область "Сурман" лежала на правобережье Аракса. К этому времени курдские цари Армении, Аррана (Гянджи) и Ани из династии Шеддадидов (951-1199) уже находились в вассальной зависимости от сельджукских султанов и владельца Двина и Армении Бальшан (возможно, Балаш (Валарш), такое имя носил один из Сасанидских царей Валарш-Балаш, 484—489), восптанник Шамс ад-дин Эльдигез (1137–1175), Великий Атабег Сельджукского султана Багдада, в других источниках не упоминается. Вместе с владельцем Двина и Армении был и его родной брат Сурманели с "сурманскими" войсками". На грузинский манер произносимое имя Сурман-ели искаженное курдское собственное мужское имя Sorman (Сорман) [41]. Судя по название, можно предположить, что крепость Сормани (Сурман, Сурмари, Сурмалу) получил свое название от ее первого строителя (обладателя) Сорман.
Крепость Сурмани (Сурмари) упоминается и в XIII веке[42]. После появление турок название крепости Сурмари видеоизменилось в Сурмали с тюркским суффиксом лы (лу).
Еще в начале XIX века в Сурмали, Гарни, Веди, Сардарабаде и Даралагязе жили многочисленные курдские кочевые племен, а вместе с оседлыми и полуоседлыми (полукочевыми) племенами их количество в начале ХХ века доходило до 90 тысяч.
Согласно Н. Адонц, названия областей "Гордиена-Кордрик-Тморик" доармянского происхождения, в которых исторически всегда доминирующим был именно курдский элемент. Об этом пишет и известный армянский просветитель Хачатур Абовян, согласно которой "курды как потомки мидийцев, известных как Марк, еще в древнее время разместились на территории Армении, территория расселения которых стала известной как Кордук или же Корд и с того времени был известен как Курдистан. Некоторые утверждают, что название курд на языке персов означает "сильные, мужественные…"[43]. О приходе в эти области армян и ассимиляции ими местного населения данных также нет. По признанию самого Н. Адонца, "куртии и кардухи менее других подпали под влияние армян…"[44].
Ф. Бузанд (IV,L) сообщает, что "от армянского царя откололись бдешх Алдзника, и бдешх Ноширакана и Махкер-туна, и Нихоракана и Дасна…". В указанных областях большинство исповедующих христианство населения придерживалось несторианского толка, когда армяне относились к отдельной григорианской церкви, что указывает также на их религиозно- этническое отличие. Таким образом, все названные выше диоцезы по сирийскому церковному делению были, в основном, заселены курдами и относились к Кордуене в составе Кортчеи. Н. Адонц указывает, что названия окраинных областей — Гогарены, Отены, Арцаха, Пайтакарана, Персармении, Кортчеи и Арзанены очень древние, многие из них доармянского происхождения. Следовательно, за этими областями, по его мнению, следует признать политико-административное происхождение, а не церковное. Он также считал, что "областная разбивка указанного характера поддерживалась и оправдывалась также этнически"[45]. Все это дает основание Вар Сирак (Ворсиранк, Осиранк) Кордуены в Карчайке видеть в тесной связи именно с курдами.
Область Ширак входил в состав царства курдской династии Аршакидов и Сасанидов[46]. А в начале IV века область Ширак становиться доменным владением родственный аршакидам (Мовсес Хоренаци, II,72, 90) рода Камсара ("Камсаракан" армянских истчоников), известных еще и как "Карениды".
К истории рода Каренидов
Истории Ширака тесно связана с семьей Каренидов. Исстари Карениды ("ветвь парфянских Аршакидов"), как одна из "семи парфянских семей" жили в Нехавенде, близ древней Карины (отсюда и "Карениды") на территории Мидии (Исторического Курдистана). Один из первых родоначальников был Вехсачан Карин. Карин-Пахлевиды возводили свое происхождение от династии Аршакидов. В источниках слово Пахлевиды пишутся как Пехлеви, Пахлеви, англ. Pahlav, Pehlevi, Pahlavi. Одна из ветвей династии Пахлеви обосновалась в Армении, начиная с князя Камсара Пахлеви (ум.314 г.) и его потомки в армянских источниках именуются Камсаракан. Общеизвестно, что в борьбе с Ираном аршакиды ориентировались на Рим и в союзе с которым нанесли в 297 поражение сасанидским войскам, обеспечив себе независимое от Ирана положение. Поэтому, датой появления рода Камсар в Армении надо отнести после этой даты — 297 г.
В "Истории" Моисея Хоренского повествуется о некто Перозамат (искаженное "Пероз, сын Амата"), который уцелел (спасен) благодаря Бурз[47] во время междусобицы между Арташиром и родом Каренидов. Позже, Арташир (Ардашир, Арташир I Папакан, сын Папака, шах Истахрдата 220—224, великий шаханшах Эрана 224—239), достигшего юношеского возраста Перозамат утверждает в отцовском сане и назначает военачальником "для ведения войны с дикими племенами, с коварным замыслом предать его в руки варварам. Но он оказался храбрецом и вел войны достойным восхищения образом". Перозмат отличился в войне и "нанес поражение Взырку (Взурк, перс.великий), прозывавшемуся Хаканом (Хакана, тюркск. титул вождей восточных кочевых племен), Арташир "отдал свою дочь ему в жены. Он взял в жены и других женщин из родни" и уверенно управлял на востоке страны (возможно, имеется ввиду завоеванные кушанские территории. Но, Перозмат был отравлен приспешниками враждовавшим с ним сыном Арташира Шапухом (Шапур I, сын Арташира I Папакана, великий шаханшах Эрана 239—260, великий шаханшах Эрана и Анэрана 260—274). Когда царь Армении Трдат[48] (Тиридат III, царь Армении, 285—330) в союзе с римскими войсками разбивает войска Арташира и разграбляет его страну во время похода в северные области Персидского государства, к нему из-за вражды с восточными племенами во главе с другим хаканом и в связи с разногласиями со своими братьями, прибывает Камсар, сын Перозамат, со всей своей семьей, с людом и скарбом, а его братья отправляются к Шапуху. Трдат же, утвердив за собой Экбатаны (Столица Мидии, одна из резиденций аршакидских царей. Ныне — Хамадан) и оставив там своего наместника и управителей, возвращается в Армению, ведя с собой Камсара со всеми его ближними. Ибо Шапух обратился к победителю Константину (Святой Константиин — Константин Велиикий, 27 февраля 272— 22 мая 337; римский император, царствовал с 306 г.) с просьбой о примирении и заключении вечного мира, а святой Константин исполнил это.
Этот Камсар, еще при его отце, совершившего в сражениях подвиги неимоверной храбрости, однажды, когда он ринулся вперед, кто-то ударил по голове топором и снес ему часть черепной кости. Поправившись с помощью лекарств, он по причине нарушенной шарообразности макушки был прозван "Камсаром" (Моисей Хоренский, II,87). Камсар — в переводе с курдского означает kem – "нехватка", "изян" и ser — "голова" и буквально означает "Зарубленная голова" ("Зарубка"), от прозвища которого эта линия Каренидов будут известны в истории как Род Кемсар (Камсар).
Так как Перозамат (Пероз, сын Амат) и его сын, позже известный из за ранения головы "Камсар" (Kem-ser — с курдского "Зарубка") из рода Каренидов прибыли в Армению из перешедших Сасанидам бывших аршакидских владений, в армянских источниках этот род стала известной как "пахлавами" и армянские источники название этого рода и местности, откуда они прибыли в Армению, истолковывают по разному.
Из этого повествования можно сделать вывод, почему Каренидов армянские источники также называют "парфянами" ("пахлеви").
Вардан Великий в соответствии с армянской традицией, возводя парфян к потомкам Исаака, сына Авраама, пишет, что из среды парфян возник Аршак Храбрый[49], который шестьдесят лет спустя после смерти Александра, он отложился от Македонян и воцарился в земли К'ушанов в царственном Бахле шесть лет: он господствовал над всем Востоком и Аccирией, убил Антиоха, изгнал Македонян из Вавилона и из земли Халдеев. Говорят, он — сын Аршавира, бывшего царем Маркским[50]. Персидская и перенятая от них армянская историческая традиция под марами/мидийцами подразумевают этнических курдов, а страну их в древности называли Марастан и Марк (к – армянский суффикс множественного числа) соотвественно. Далее, Вардан Великий повествует, что Аршак поселился посреди Маров и Парсов, Армян и Кушанов. И так как и спереди и сзади, и справа и слева (народ его) был окружен четырьмя народами, поэтому и назван Партевк'ами, кои от города Бахла получили название дворцовых (царственных)[51] Палхав'ов. Место его заступает сын его, Аршак, он же Арташес — муж величавый, рослый и гордый воитель. У него-то родился сын Аршак, названный Великим: говорят, что он господствовал над третьей частью света — Aзиeй, над Ливией и большей частью Европы. Он воцарил брата своего, Вахаршака, над Арменией"[52]. Армянские источники под Бахлом подразумевают "Восток" ("Восточное")[53]. Согласно Библейской Энциклопедии, "Парфия, Парфяне — или обитатели Парфии (Деян. II, 9), находившейся первоначально в восточной стороне Мидийской области, лежавшей между Персидским заливом и р. Тигром. Парфяне принадлежали к иранскому племени". Историческая наука всегда четко различает Бактирию, Греко-Бактирию и Парфию. В древних индийских легендах слово Бахли означает "восток". В Географии Моисея Хоренского это слово пишется в форме "апахтарк". И в персидском бахтер означает "восток". В связи с этим можно предположить, что историческая область Бахтиария (восток провинции Луристан) на юго-западе Ирана с площадю равной примерно 30 тыс. кв. км. был ядром Парфии, по мере усиления которой, постепенно расширилась от Месопотамии до реки Инд.
В Бистстунских (Бихистунских) надписях встречается слово под формою Партва, Parthwa. Вардан Великий принимает его как сложное армянское слово (из par — "хор, круг" и te'w, — "крыло", то есть, "окруженный крыльями" и уверяет, что народ Аршака назван Парт'евами потому, что он находился посреди Маров, Парсов, Армян и Кушанов, которые окружали его, как бы крыльями. Иованнеса VI Драсханакертци (IV) значение слова Партев объясняет как "насилие", так как Аршак силой водворился, а своим сообщением "После этого по повелению царя персидского Арташеса собираются армянские войска и ставят себе царем Арджама, сына Арташеса, брата Тиграна" (Иованнеса VI Драсханакертци, V), обнаруживает, что для него Парфия и Персия идентичны, так как, несмотря на явный анахронизм, в это время в Парфии царствовал не Арташес, а Фраат IV (38—32 гг. до н. э.), а Арджам скорее и есть жившим во второй половине III века до н. э. царь объединенной Коммагены — Софены Арсамес (Аршам) из династии коммагенских Оронтидов (Ервандидов армянских источников).
Но, некотрую ясность в эту сумятицу вносить наличие в курдской среде племени с название ПАРТАФИ в составе племенного союза Кавалиси, относящееся к конфедерации племен Рузаки[54] — древнейших обитателей Битлиса.
Из истории хорошо известно, что Аршакиды и Сасаниды со дня осонования своих царств вели крвопролиные войны за рассшиение своих владений. Эти войны носили не столько захватнический характер, а были обусловлены обеспечением безопасности своих границ. На востоке самым опасным соседом было Кушанское царство (кит. 貴霜王朝, Гуйшуан, I — III века н. э.), которое охватывало Афганистан, Северо Западную Индию, часть Ср. Азии. Границы кушанских владений на западе непосредственно соприкасались с Парфией, а на востоке — с ханьским Китаем. Чтобы защитит свои Хорасанские владения, Аршакиды, позже и пришедшей им на смену Сасаниды добились того, что за период 105—250 гг. н. э. подвели Кушанское царство на гран распада. Особенно упорной была борьба в Восточном Туркестане в конце I — начале II века н. э. В III веке н. э. кушаны потерпели поражение в столкновении с Сасанидским государством, пришедшим на смену Аршакидской Парфии. В III веке Кушанское царство начало распадаться. Некоторое возрождение кушан отмечается в IV веке, но былой славы они уже не достигли. Многие сасанидские цари называли себя царями кушан среди которых — Арташир II, сын Шапура II, великий шах Кушан 330—379, великий шаханшах Эрана и Анэрана 379—383; Бахрам IV, сын Шапура II, великий шах Кушан 379—388, великий шаханшах Эрана и Анэрана 388—399; Бахрам, сын Бахрама IV, великий шах Кушан 388—421; Йездигерд II, сын Бахрама V, великий шаханшах Эрана и Анэрана 439—457; Ормизд III, сын Йездигерда II, великий шах Кушан 421—457, великий шаханшах Эрана и Анэрана 457—459.
Армянские писатели формы имени Пахлав произвольно употребляют и пишут как Цахлав, Палхав, Пахлавуни, Палхавуни и различными своими толькуют значение слова "Парфия", обнаруживая тем самым книжное происхождение этих сведений и их слабую осведемленность, но под этнонимом "Пахлав" подразумевают "Фарс", "Парфия" (и в некотрых случаях "Персия"). Примечательно, что даже под теми же "парфами", то есть выходцами из области Фарса (Парс) армянские средневековые источники продолжали и продолжают однозначно подразумевать исключительно курдов. Средневековый армянский историк Вардан Великий, повествуя о родоначальниках курдских правителях династии Шеддадидов, сообщает что, они с матерью приехали "из Парсии"[55] и сумели захватить власть в Армении - "началось господство парсов"[56]. И современные армянские историки "приход курдов в Армению" также связывают с областью Фарс ("прародина курдов — северные районы области Фарс (Центральный Иран)"[57].
Для Феофилакт Симокатта, Византийского историка начала VII в., при изложении событий Ирано-Византийских войн в VI веке мидийцы, парфяне и халдеи выступают как один и тот же этнос. На то, что "курды суть потомки древних Парфян, расселившиеся по Ассирии и Месопотамии", и что "на языке Сирийском Парфяне назывались Керад - словом, которое после трансформировалось в Курды"[58], — еще в XIX веке писали и российские источники.
По сведениям армянского католикоса Иованнеса VI Драсханакертци (40-е годы IX в. — 925 г.) Карен-Пахлав, Сурен-Пахлав, и род их сестры – Спахапет-Пахлав были детьми царя Персии Аршавира, бартьями и сестрами царя Арташеса[59]. Об этом сообщает и другой армянский средневековый историк Вардан Великий: "На тридцать третьем году рождества Господа нашего умер царь Парсийский Аршавир, оставив по себе трех сыновей и одну дочь, между которыми возникли споры о престолонаследии. Абгарь отправился к ним и примирил их. Старшего сына его, Арташеса, возвел на престол; Сурену же, Карену и cecтpе; их — Кошм, он предоставил почетное имя Палхава"[60]. Армянские источники дату смерти парсийского (персидского) царя Аршавира указывают "тридцать третьем году рождества Господа", то есть, в 33 г.н.э. Но, в это время парфянским царем был царь Артабан III (около 12—38). В качестве якобы выступившего в качестве между детьми царя Аршавира посредника по имени Абгар армянские источники имеют ввиду Абгара V (Авгарь), царя Осроены со столицей в Эдессе (соврем. Урфа в Северном Курдистане), царствовавшего в 4 г. до н. э. — 7 г. н. э. и 13—50 гг. н. э., которую армянские историки "арменизировали" и включили в список "армянских царей".
Несмотря на явный анахронизм, в этом повествовании важен тот факт, что армянская традиция обнаруживает, что Карениды и Сурениды и их сестра — этнические "иранцы" и из царской династии Аршакидов и в династии Шеддадидов эта имя Аршавир (Шавур) будут носит многие представители этого рода.
Род их сестры по имени Кошм (сравните с курдским женским именем Kêjma[61]—Кежма) была женой военначальника — аспахпета, почему ее род и назван Аспахпет-Пахлав[62]. Спахпет (аспахпет, аспет) – из иранских[63] языков и производное от от кутийско-шумерского patesi и древнеиранского титула patish, bitaxsh, patyaxsh (питиахш), которая была должностью второго военно-политического сановника в окраинных областях после царя и обозначал "Верховный". На курдском языке Hesp (asp) – конь, лошад. Aspet (аспет) из иранокурдского обычно понимается в значении "знатный всадник", "рыцарь", "благородный". Аспет был также церемониймейстером царского двора, определявшим порядок размещения вельмож и гостей царского (феодального) двора, которые рассаживались по "бардз"ам армянских источников, которые под бардз буквально подразумевали "подушки". Бардз — искаженное от курдского berz – высокий, высокое положение, brez – увжаемый. Во время царских приемов и пиршеств в зависимости от занимаемого ранга и положения вельможи рассаживались на специально сшитых и наполненных шерстью подушках диванных, которых и по сей день можно найти в доме даже самых продвинутых горожан-курдов. Этот обычай (церемонию) еще в начале XX века в доме правителя Моксе из курдского наследственного рода Муртулла бека с нескрываемым удивлением описывал и академик И. А. Орбели, только почему-то пытался ее неуклюже представить как "пережитки церемониала армянского нахарарского дома".
Принимая во внимания сообщения о наследственном характере должности аспахпета (начальника конницы), к потомкам Кежма (Кошмы) можно отнести и Бахрама Чубина.
В Сасанидской армии Спахпет (сипах-салар) — командующий армией, полководец был наследственной.
В VI веке эту должность занимал Бахрам Чубин, с 590 по 591 гг. шах-ин-шах Ирана, под именем Бахрама VI (Bahram VI Cobin, около года, 590 – 591). Феофилакт Симокатта, византийский историк начала VII века, о родословне Бахрама Чубина со ссылкой на "вавилонского священнослужителя, очень хорошо знакомого с государственными актами царских пергамент", пишет, что "Варам был родом из так называемой Разакенской[64] области, из рода Миррама[65]" (Феофилакт Симокатта. История Книга третья. XVIII, 6), "из дома Миррама, из рода Арсакидов" (Феофилакт Симокатта. История Книга третья. XVIII,10).
Феофилакт Симокатта пишет, что "у мидян есть семь родов, которые ведают делами, требующими прозорливости и считающимися наиболее важными; что они получили это право по древнему закону и что иначе дела идти не могут. Говорят, что один род — Арсакидов имеет право на царскую власть и он возлагает на царя царскую диадему, второй стоит во главе военных дел и назначает военачальников, третий ведает государственными делами, четвертый разрешает споры относительно мятежей и среди нуждающихся в водворении порядка, пятый является руководителем конницы, следующий за ним ведает сбором податей с царских подданных и наблюдает за царской казной, седьмой заведует изготовлением оружия и военного одеяния; считается, что этот закон был введен в персидском царстве Дарием, сыном Гистаспа"[66](Феофилакт Симокатта. История Книга третья. XVIII,7-9).
Арсакиды (Аршакиды) принадлежали к так называемым шахрдарам, "царям", высшему сословному рангу, непосредственно подчиненному главе династии Сасанидов — шаханшаху, "царю царей"[67] и главнокомандующий Сасанидскими войсками, как наследственная должность, была закреплен за домом Михрана, из которой и был Бахрам Чубин.
Бахрам Чубин был сыном Бахрама Гушнаспа, сына Кузека, являвшегося марзбаном Азербайджана и Армении при Сасанидском шаханшахе Хосрове I Ануширване (правил в 531 - 579 гг.) и был потомком сасанидского шаха Бахрама IV Керманшаха (388 – 399). В Сасанидской державе должность Марзбана и Спахпета (Спах-салара) была наследственной и после смерти отца в 570-х гг. Бахрам Чубин был назначен марзбаном Севера (Великая Мидия, Азербайджан и Армения) и в этом качестве успешно воевал с византийцами в Месопотамии и лично вел в бой полки саваран (от курдского siyaran — "всадники", "конница"). Полки саваран (тяжелая кавалерия) и тогда прославился своими подвигами. Полками саваран лично руководили первые лица государства. Еще при Тигране у аршакидской армии было 55 тысяч всадников, из которых 17 тысяч всадников были одеты в броню (14-Лукулл, XXVI). Эта бронированная конница воевала под началом Мидийского царя (14-Лукулл, XXVII). Конница была словно замурована в свою тяжелую, негнущуюся броню. У всадников не были защищены только бедра и голени и была вооружена, в основном, копьями[68] (14-Лукулл, XXVIII). Из сообщения Лукулла следует, что “Мидийский цар” и есть Тигран из рода Аршакидов. О вооруженных копиями (длинными пиками) курдской квалерии много информаций вплот до конца XIX века сообщали различные истчоники. Те же армянские истчоники сообщают, что "пика употребляется верховыми (хотя носять ее и пешие) тогда, когда они преследуютъ своихъ враговъ. Бpocaниe пики тоже требует большого навыка. Курд на расстоянии пятидесяти или шестидесяти шагов всегда пикой попадаетъ в цель и, притом, бросает ее с такой силой, что острие пробиваетъ насквозь человека. Курдская пика состоитъ из шестиаршинной[69] крепкой палки, к обоим концамъ которой прикреплены трехгранные железные острые наконечники. Женщины тоже довольно хорошо управляютъ пикой"[70].
По сообщениям курдского средневекового историка IX века из мидийско-курдского города Динавер Абу Ханифа Ад-Динавари Хормизд IV (579-590) отписал своему наместнику на границах Азербайджана и Армении Бахрaму Чубин, сыну Бахрaма Гушнаспа приказ явиться к нему[71] и назначил своим полководцем и командующим сасанидскими войсками.
Бахрaм созвал все управление, собрал к себе марзбaнов и родовитых людей; из них он выбрал двенадцать тысяч витязей, причем только лиц, уже достигших сорокалетнего возраста[72] и создал 12 отпорных полков конницы.
Об этом факте в своем Шах-наме пишет и А. Фирдоуси:
Военные списки[73] доставили вмиг,
Счет войска по спискам ста тысяч достиг
Пехоты и конницы. Молвил мобед:
"С такими войсками страшиться не след.
Войска собрались по приказу царя.
О пребывании Бахрам Чубина в Армении:
Хормизд их в армянские горы послал,
Хуррад фарроносный начальником стал.
Фарр — право на власть, согласно представлениям древних иранцев, являющееся прирожденным и окружающее как нимб голову законного властелина, что указывает на принадлежность Чубина к Сасанидской династии.
Поэтому в Сасанидской армии наследственная должность спахпета (спах-салара) наводить на мысль об их возможных родственных связьях с родом (домом) сестры Суренидов и Каренидов Кошмы (Kêjma-Кежма), известных по армянским источинкам как род Аспахпет-Пахлав.
Нахарар (Naharar) также иранское слово (сравните с современным курдским navdar – "знатный", "видный") и подразумевал князь, феодал. Этот термин, перешедший в армянский язык, в древнеармянских источниках имел значение "правитель", "областеначальник", "князь", "феодал", а "нахарарутюн" – "феодальная знать" в целом. Нахарар употреблялся также в значении "нахапет", "тэр" и "ишхан", то есть как главы феодального рода, так и правителя области, княжества[74]. Нахапет из иранского – букв: "родовладыка". Термин нахапет несет в себе как признаки родового порядка – определяет положение лица в патронимии, так и признаки социального порядка – означает главу азатской, то есть феодальной патронимии[75]. "Тэр" - в армянских источниках в соновном означает лиц духовного происхождения и видимо, связана с курдским der (храм). Этим курдским словом армяне обозначают Армянское слово "тэр-тэр" ("священник", "храмовый (служитель)") также в своем корне имеет курдское der (дер).
Ишхан — иранское и переводиться как "владетель", "господин", "повелитель", "князь". Термин ишхан вообще обозначал главным образом лиц, обладавших политической властью, управлявших феодальным княжеством, областью, страной, вообще представителя феодальной знати[76].
Адонц происхождение рода Камсаров также связывает "по крови и званию со Спандиатом" — родом аршакидского происхождения и роднит их с Михранидами[77], которых считает мидийцами со ссылкой на Феофилакт (III, 18), который могущественный дом Михрана, наряду с Каренидами, Суренидами, Спандиядами и др. считает одной из семи знатнейших мидийских фамилий[78]. Об этнической принадлежности Михранидов источники сообщают что, в VI веке род Михранидов принял участие в дворцовом перевороте, в результате которого был убит иранский царь Ормузд III (579-590). Сын Ормузда Хосров II Парвиз (591-628) убежал к византийскому императору Маврикию (582-602). Маврикий, выдав замуж за Хосрова свою дочь, оказал ему военную помощь в его восстановлении на отцовском троне. Боясь мести Хосрова, Михран из рода Михранидов, покинув Иран, "убежал в Алупан (Кавказская Албания) вместе со своими 200 тысячами мужей курдских племен"[79].
У Моисея Каланкатуйского (II,13) — "родственник Хосрова Михран…прихватив с собой 30 тысяч семей, прибыл в расположенный рядом с Большим Партавом область Ути". В "Албанской книге" эти 30 тысяч семей М. Каланкатуйского указаны как курдские племена в количестве 200 тысяч человек. Если принимать во внимания, что в каждой семье примерно 5-7 человек, то эти цифры сопоставимы.
Г. Капанцян также род Камсаракан считает "иранского происхождения"[80].
Предполагается, что род Камсар Каренидов "переселились в Армению в первой половине III в. после династического переворота в Иране в числе других представителей враждебной Сасанидам парфянской знати"[81]. Князь Камсар умер в 325 г. (по другим источникам в 314 г.). Видимо, произошло какое-то дробление наследственного домена, и наряду с областью Ширак становиться известной название еще одной принадлежащих этому роду области (Аршаруник армянских источников), который, возможно, связан с именем его другого сына — Şawer (Шавер, Шавур) Камсара (325 – после 355). Он был женать на дочери правителя Welata Beranan (Туруберан арм.источников) Wîço[82] (Вичо — Ваче армянских источников) Мамыкан из известного курдского рода Мамыкан.
Армянские источники имя Şawer (Шавер, Шавур) исказили в "Аршавир" (Arşavir), в имени которой легко угадывается искаженное Асвар Шавур, в будущем, одна из династийных имен курдской династии Шеддадидов с арабской приставкой Абу (отец) — Абу-л-Асвар Шавур:
Вали Арминийи
Абу-л-Асвар Шавур I ибн Фадл I, вали Арминийи 1031—1049, амир Аррана 1049—1067
Амиры Аррана
Абу-л-Асвар Шавур I ибн Фадл I, вали Арминийи 1031—1049, амир Аррана 1049—1067
Фадл II ибн Шавур I, амир Аррана 1067—1068, 1069—1073
Ашот ибн Шавур I, амир Аррана 1068—1069
Манучихр ибн Шавур, амир Ани 1072—1118
Абу-л-Асвар Шавур II ибн Манучихр, амир Ани 1118—1124
Фадл IV ибн Шавур II, амир Ани 1124—1128
Махмуд ибн Шавур II, амир Ани 1128—1131
Хушчихр ибн Шавур II, амир Ани 1131—1150
Этот факт также свидетельствует в пользу родства Камсар-Каренидов с Шеддадидами, точнее на то, что Шеддадиды были по мужской линии родственной ветвью и потомками Камсар-Каренидов.
[1]По названию медресе (мусульманское начальное духовное учебное заведение) Хорхор, расположенный у стен крепости Вана, которая принадлежало Министерству благотворительных фондов Турции, где преподавал всемирно известныйвеличайший курдский философ и богослов Бадиуззаман Саид Курди Нурси. При здании имелись деревянный минарет и бассейн. Оно получило свое название как подражание звукам находящегося рядом источника.
[2]Меликишвили Г. А. Диаухи//Вестник древней истории. 1950. № 4. С. 32.
[3]Тер-Гевондян А. Н. Армения и арабский халифат. Ереван 1977. С. 220.
[4]Николай Дамасский. История. Книга 1,2. "Вестник древней истории". 1960 г. № 3 и № 4.
[5]Струве В. В. Лагерь военнопленных женщин в Шумере конца III тысячелетия до н.э.//Вестник древней истории. 1952. № 3. С. 20.
[6]Naven Kurdi. Kurdische Namen. Kurt Isimleri (NK). Osnabruck, Germany, 1992. s. 234.
[7]Петр Лерх, ук.соч., с. 113.
[8]Тер-Гевондян А. Н. Армения и Арабский халифат. С. 168. Ереван, 1977.
[9]Историк Полиэн в своих "Военных хитростях" (VII, 12) рассказывает о походе персидского царя Дария на саков, объединением которых командовали три царя: Сакесфар, Аморг и Омир. Когда они совещались, к ним явился табунщик Сирак и предложил погубить персов, если они его потомков наградят щедро. Цари поклялись, и тогда Сирак, чтобы не вызвать подозрений персов, отрезал себе уши и ноздри и пришел к ним под видом перебежчика, говоря, что хочет отомстить сакам. Дарий поверил Сираку, и все персидское войско двинулось за ним. "Семь дней Сирак вел персов за собой и наконец завел их в безводную пустыню, где ни птиц не видать, ни зверя, откуда ни дальше нет хода, ни назад возврата", и тут сказал им: "я задумал отвратить беду от соотечественников моих, саков, и вот мне удалось извести вас, персов, жаждой и голодом". Но тут персы выхватили мечи — и голова Сирака покатилась на землю (Кузьмина Е. Е. В стране Кавата и Афросиаба. С. 82-83. М., 1977). Этот рассказ напоминает рассказ Ксенофонта о походе 120000 персидского войска в землю Кардухов и их гибели там (Ксенофонт. Анабазис. III,V,16). Рассказ тем правдоподобен, что у каждого народа против непрошеных гостей были свои Иваны Сусанины.
[10]Феофилакт Симокатта. История. C. 128. М., 1957
[11]Джебраил. Исторический очерк. С. 9. Баку, 1993.
[12]Там же, с. 9.
[13]Навен Курди. С. 373. Оснабург (Германия): Изд. "Курдистан", 1992 (на курд. и нем. яз.).
[14]Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. Перевод Н. Велиховой, Баку, 1986 г., параграф 11, стр. 61; прим. 4, стр. 160.
[15]Экономический быт государственных крестьян в Ахальцихском и Ахалькалакском уездах Тифлисской губернии. Исследование Х. А. Вермишева. Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказья. Т. 3, ч. 2. С. 35, 37. Тифлис, 1886.
[16]Величко В. Л. Кавказ. Русское дело и междуплеменные вопросы. Т. 1. С. 69. СПб., 1904.
[17]Икиорго. Стр.290. 1894. Тифлис. №1 2-ое издание.
[18]Даралагязский махал являлась горной частью исторического Шарур-Даралагязского вилаета. После Туркменчайского договора (1828 г.) был присоединен России и включен в Иреванскую губернию. Даралягазский махал с севера примыкал Басаркечерскому горному хребту.
[19]Ныне провинция Гугарк в Республике Армения.
[20]Лерх П.В. Исследования об иранских курдах и их предках, северных халдеях. Кн. 1. С. 66. СПб., 1856.
[21]Курдоев К. К., Юсупова З. А. Курдско-русский словарь (сорани). С. 622-623. М., 1983.
[22]Фрай Р.Н. Наследие Ирана. С. 73. М., 2002.
[23]Esgerov Sh. S. Ferheng. С.300. Baku, 2000.
[24]Курдско-русский словарь (сорани). С.574. М., 1983.
[25]Себеос. История императора Ираклия. I,10. СПб., 1882.
[26]Адонц Н. Г. , ук. соч., с 29.
[27]Аршак Поладян. Курды. Курды в VII - X веках (по арабским источникам)/ C.8. Ереван, 1987 г.
[28]Шараф - хан ибн Шамсаддин Бидлиси. "Шараф - наме". 1 том. C.78. Москва, 1967 г.
[29]Адонц Н. Г. , ук. соч., с. 229.
[30]Фрай Р.Н. Наследие Ирана. С. 144, 264, 266. М., 2002.
[31]Курдоев К. К., Юсупова З. А. Курдско-русский словарь (сорани). С. 70. М., 1983.
[32]История и восхваление венценосцев. Тбилиси. АН ГрузССР. 1954 (пер. К. С. Кекелидзе). Примечане 2.
[33] Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана.C.230.Ереван, 1971 г.
[34]Аршак Поладян. Курды. Курды в V11 - X веках (по арабским источникам). С.77. Ереван, 1987г.
[35]Шараф - хан ибн Шамсаддин Бидлиси. "Шараф - наме". 1 том. С.170. Москва, 1967 г.
[36]Шараф - хан ибн Шамсаддин Бидлиси. "Шараф - наме". 1 том. С.83. Москва, 1967 г.
[37]Шопен И. Исторический пямятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи. C.529. Спб., 1852 г.
[38]Повествование вардапета Аристакэса Ластиверци. Прим. 138 к главе Х. М. 1968 (пер. К. Н. Юзбашяна).
[39]Аристакэс Ластиверци. Ук. соч., с.82.
[40]ИСТОРИЯ И ВОСХВАЛЕНИЕ ВЕНЦЕНОСЦЕВ, XXXVI, 65.Тбилиси. АН ГрузССР. 1954 (пер. К. С. Кекелидзе)
[41]NK, 368.
[42]Шихаб ад-дин ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны. Гл.83. Стр.208. М. Восточная литература. 1996
[43]Хачатур Абовян. Кיöрд. Эзди. С.60. Ереван, 1986 (перевод на курдский язык Wəзире Әшo).
[44] Адонц Н., ук. соч., с.418.
[45]Адонц Н. Г. , ук. соч., с 230.
[46]Об этом подробно см. Династия Сасаниды и курды. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=588
[47]В вассальной от Аршакидского царства провинции Парс (Фарс) в начале III в. существовало несколько полунезависимых княжеств, влиятельнейшей из которых являлась династия Базрангидов (Bāzarangid), находящиеся в родственных отношениях с будущими представителями из династии Сасанидов. В первой половине II века родонаачльник Сасанидов некто по имени Şaşan (а в источниках — Сасан и по ныне среди курдов распространеннее мужское имя Şaşаn), жрец храма Анахиты, был женат на дочери правителя Парса из рода Барзанги. Бурз — возможно, также из рода Барзанги. Видимо, роду Барзанги восходить и мощная курдская плменная конфедерация Барзани в Южном (иракской части) Курдистана.
[48]Искаженное от иранокурдского "Тиридат" — от теонима авестийского зорастрийского бога Tiri (Тири) и глагола da ("дать") и означает "Отданный (Рожденный) Богом Тири".
[49]Аршак Храбрый — Тиридат I, 250—248/247 гг. до н. э., основатель династии Аршакидов в Парфии.
[50]Всеобщая история Вардана Великого. С.39. М. 1861 г.
[51]У Вардана Великого на армянском написана "Шахстане".
[52]Всеобщая история Вардана Великого. С.39. М. 1861 г.
[53]Всеобщая история Вардана Великого. Примечание 61. М. 1861 г.
[54] Шараф - хан ибн Шамсаддин Бидлиси. "Шараф - наме". 1 том. С.407. Москва, 1967 г.
[55]Всеобщая история Вардана Великого. С. 480. М. 1861 г.
[56]Всеобщая история Вардана Великого. С. 504. М. 1861 г.
[57]Гарник Асатрян. Этюды по иранской этнологии. С.47. Ереван, 1998 г.
[58]Каченовский М. Т. О курдах турецких и персидских. Вестник Европы, Часть 159. № 8. 1828.
[59]Иованнес Драсханакертци. История Армении. VI, 60-61.Ереван. 1986.
[60]Всеобщая история Вардана Великого. С. 44. М. 1861(пер. М. Эмина).
[61]NK, 183.
[62]Мов. Хор., кн. II, гл. 28 и 68; Патканов К. Материалы для армянского словаря. Вып. II. СПб., 1884, с. 32; Адонц Н.
Армения в эпоху Юстиниана. С. 440—441, прим. I. Ереван; 1971; Christensen A. L'lran sous les Sassanides. Copenhague, 1944, с. 103—105.
[63]Ачарян Гр. Этимологический коренной словарь армянского языка. т. I, с.274. Ереван, 1971.
[64]Древний мидийский город Рага.
[65]Род Михрана, один из семи знатных мидийских родов.
[66]Дарий I Гистасп (552—485 гг.) — древнеперсидский царь, представитель династии Ахеменидов.
[67]H.В. Пигулевская. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. C.208.// Тр. Института востоковедения, т. XLVI. // М.-Л.: 1946.
[68]В источниках сохранились много информаций о курдских пиках длиной до 3-ч метров.
[69]Аршин — старая русская мера длины. В 16-17 вв. делился на 4 четверти и был равен 72 см. (в современном исчислении 0,7112 м). Таким образом, курдская пика доходила длиной до 4 -4,5 метра.
[70]К. Хачатуров. КУРДЫ, ЧЕРТЫ ИХ ХАРАКТЕРА И БЫТА. Сборник материалов для описания местностей и племен кавказа (СМОМПК). Тифлис, 1894 г., выпуск 20. I отдел. Стр. 83.
[71]Абу Ханифа Ад-Динавари. Книга связных рассказов. Шмидт А. Н. Материалы по истории Средней Азии и Ирана // Ученые записки Института востоковедения. С. 84. М.-Л., 1958. Т. XVI.
[72]Абу Ханифа Ад-Динавари, ук. соч. с.85.
[73]Гахнамак – по племенной воинский реестр в Сасанидской армии.
[74]Периханян А. Древнеармянские востаники. ВДИ. М., 1956, 2, с. 49-52; Костанян С., О термине "нахарар", ИФЖ. Ер., 1973, 3, с. 160, на арм. яз.).
[75]Мамедова Ф. "История Албан" Моисея Каланкатуйского как источник по общественному строю раннесредневековой Албании. С.103. Баку, 1977.
[76]Тер-Гевондян А. Н. Происхождение титула "ишхан Армении" и Армянское государство в VII в. ВЕУ. Ереван, 1969, I, с. 241-247.; Мамедова Ф., "История Албан" Моисея Каланкатуйского как источник по общественному строю раннесредневековой Албании. С.107. Баку, 1977; Юзбашян К Н. Армения "эпохи Багратидов" в международно-правовом аспекте. ИФЖ. Ер., 1975, 1, с. 35-37.
[77]Адонц Н. Г. , ук. соч., с. 447.
[78]Адонц Н. Г. , ук. соч., с. 440, прим. 1.
[79]Албанская Книга, 20. Яралиев А. Я. Алупанская (кавказско-албанская) письменность и лезгинский язык. Махачкала, 1995.
[80]Г. Кап., с. 140)
[81]Манандян Я. Труды, т. II, с. 93—94. Ереван, 1985.
[82]Wîço – курдское с.м.и., см. NK, 388.
Продолжение следует...
www.kurdist.ru