В процессе реализации любого крупномасштабного проекта в условиях отсутствия ментальных, культурных, образовательных, правовых, экономических, организационных и социально-политических предпосылок, оптимально соответствующих поставленным целям и задачам, очень сложно предотвратить последствия негативных факторов. Особенно, когда речь идет о начале строительства исключительно демократических основ государственности с учетом суверенного права народов на самоопределение.
Иракский "демократический проект 2003 года" был утвержден в рамках общенационального согласия, предусматривавшего полную демократизацию и федерализацию государственного устройства единой страны на новой конституционной основе. К сожалению, общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в Ираке никак не может стабилизироваться. Начиная с 2005 года межэтническое и межконфессиональное противостояние различных сообществ усиливается, конфликт между федеральной правящей властью и региональной властью автономного Южного Курдистана нарастает с каждым днем. Общенациональный проект успешно реализуется только в Южном Курдистане, где, видимо, более благоприятная обстановка с точки зрения ментально-культурных и иных предпосылок для продвижения к главной цели – конституционной демократии в обществе и рыночным отношениям в экономике.
Самая большая проблема для Южного Курдистана заключалась в том, что для запуска процесса демократизации необходимо было в опережающем режиме и в короткие сроки создавать рыночную экономику на буквально "пустом месте", без какого-либо исторического задела, без хотя бы краткосрочного оборотного капитала на стартовых этапах государственно-административного обустройства автономного региона.
Тем не менее, несмотря на авторитарно-диктаторское правительство Ирака, вопреки всему, в Южном Курдистане "строительство" идет полным ходом и высокими темпами, благодаря энтузиазму, целенаправленности и оптимизму "Заказчика" - народа, состоящего из миллионов людей с разным мировоззрением, уровнем образования, культуры, достатка, набором морально-нравственных ценностей, различными политическими целями и социальными задачами, вытекающими из их личных или навязанных взглядов на то, что они видят, слышат и разумеют.
Безусловно, нельзя недооценить роль "Генерального подрядчика" - правительство региональной автономии, практически подотчетное президенту, парламенту и правящим партиям (ДПК и ПСК) - в обеспечении безопасности и успешного социально-экономического развития, несмотря на вынужденное и принципиальное противостояние с центральной властью Ирака по наиболее значимым вопросам, определяющим характер и правила взаимоотношений и партнерства, права и обязанности сторон по Конституции.
Люди, граждане Южного Курдистана пристально следят за результатами и ходом строительства своего "Дома", критически высказываются и указывают на имеющиеся недостатки в управлении, факты коррупции и монополизации партийного доминирования в экономике и социальной сфере. Это и есть показатель демократизации общества и власти в регионе.
Однако, существуют некоторые группы людей, выступающих от имени отдельных партийно-религиозных и оппозиционных движений, для которых не имеет никакого значения тот факт, что Южный Курдистан все еще находится на стадии незавершенного "строительства" и пока подвержен многим традиционным для Ирака и всего Ближнего Востока порокам: коррупции, кумовству, клановому содружеству, псевдорелигиозному фанатизму, шовинизму и т.д. Они сами "заражены", но старательно скрывают характерные признаки указанных пороков, считают себя истинными борцами за права и свободы граждан Ирака, единство иракской нации, целостность страны.
Принять все перечисленные недостатки нельзя и недопустимо, но уже абсолютно ясно, что устранить их многовековые корни можно будет только в условиях независимости и государственного суверенитета Южного Курдистана, когда не будет деструктивного влияния Багдада, прямого вмешательства отдельных партий в экономику и доступа к делам государственного управления на уровне правительства и администрации президента, а значит исчезнет главный источник коррупции и протекционизма во власти на всех уровнях.
Те люди и группы, которые не понимают или не хотят признавать исторического значения нынешнего момента для достижения независимости Южного Курдистана и задач национально-освободительного движения курдского народа в целом, становятся на путь революционеров-провокаторов, псевдопатриотов-реформаторов, озабоченных удовлетворением своего тщеславия и, возможно, материальных и социальных интересов. Бороться с очевидными фактами произвола, некомпетентности, безответственности партийно-правительственных чиновников, конечно, необходимо постоянно, но позитивно, не допуская дестабилизирующего превышения предельно допустимого уровня политического давления на общественный фундамент самоопределения и будущей государственной независимости Южного Курдистана.
Никому не следует оказывать правящей верхушке авторитарной и диктаторской власти в Багдаде услуги по ложной и преднамеренной дискредитации успешного руководства региона с демократической и развивающейся политической и экономической автономией.
Власть автономного Южного Курдистана не провалила выполнение "проекта", делает многое для благополучия народа и безопасности, установления и расширения международных отношений, улучшения инвестиционного климата региона, создания надежных основ государственности. Оценивать вклад руководителей Южного Курдистана надо объективно, не только по ошибкам и недостаткам, но прежде всего по конечным результатам.
А чем могут похвастаться "реформаторы-революционеры", "патриоты-оппозиционеры", какими делами, поступками, намерениями, реальными целями и задачами, отвечающими интересам народа Южного Курдистана и национально-освободительного движения всего курдского народа? Вопрос этот адресован не только гражданам Южного Курдистана, но и тем курдам, кто успел в Европе и Америке получить кое-какое образование, нахвататься поверхностных знаний, а теперь претендуют на роль "абсолютных патриотов", имеющих право "объективно" комментировать и выносить на международное обсуждение в интернете сугубо внутренние и хорошо известные народу проблемы Южного Курдистана, не упускающих возможности облить "грязью" тех или иных реально, а не на словах, действующих политических руководителей автономного региона. Пусть лучше эти "господа-демократы" попробуют сделать хотя бы приблизительную, но правдивую калькуляцию коррупционных издержек, в случае прихода к власти в Южном Курдистане ныне "оппозиционных" партий и движений. Чем обернется для курдского народа такой сценарий?
Реальная политическая оппозиция и честная политическая борьба за власть в интересах народного большинства, с учетом требований общественного меньшинства будут возможны только в независимом Южном Курдистане. Невозможно построить полноценную демократию, стабильно развивать рыночную экономику и улучшать социальную сферу в рамках региональной автономии в недемократическом, нестабильном, небезопасном и слабо развивающемся Ираке.