Предельно осторожный и коварный лжец аль-Малики умышленно уклоняется от участия в "судебном заседании" общенациональной иракской политической конференции в качестве "главного ответчика", чтобы избежать публичного порицания и обвинения в целенаправленном создании кризисной ситуации, угрожающей развалу страны, в интересах определенных внутренних и внешних шиитских сил.
Малики прекрасно понимает, что ему, конечно, не следует допускать явно неблагоприятного для него "товарищеского суда", чтобы сохранить легитимность в стране и политическое лицо прежде всего в арабском мире.
Он намерен довести ситуацию в стране до той "точки кипения", когда Барзани, не дождавшись принятия справедливого "судебного решения" и исполнения ожидаемого всеми сторонами "приговора", в одностороннем порядке, как и предупреждал ранее, заявит о полном прекращении отношений с Багдадом и провозгласит независимость Южного Курдистана.
Таким образом, очевидно, Малики надеется уйти от прямой и непосредственной ответственности за выход Южного Курдистана, с одной стороны, получить формальную возможность для осуждения Барзани, с другой стороны, и обрушиться с критикой на суннитских политических оппонентов за сотрудничество с курдскими сепаратистами.
"Политический демарш" Малики, видимо, будет соответствовать по форме "дипломатической ноте", содержащей протестную позицию и категорический отказ Ирака признавать суверенитет Южного Курдистана. Хотя, вероятнее всего, Малики не решится употребить в своем заявлении жесткое слово "никогда", чтобы не осложнять в будущем процедуру неизбежного установления официальных межгосударственных отношений между Ираком и Южным Курдистаном.
Такой сценарий открывает для Малики тропинку к вершине долгосрочного правления шиитской элиты. Ирак, возможно, получит очередной шанс, чтобы преодолеть внутриполитический кризис без участия курдов на основе компромиссного соглашения о распределении власти между шиитским и суннитским сообществами арабской нации в соответствии с взаимоприемлемыми положениями новой конституции исламского государства.
Степень влияния Ирана и Турции в новом Ираке будет примерно соответствовать условному соотношению конституционных "долей" шиитов и суннитов в системе политической и религиозной власти, а также в структуре государственного управления.
Иран рассчитывает получить заметное преимущество, но все будет зависеть от реальной геополитической обстановки, которая может оказаться совсем не в пользу Тегерана, чем, естественно, незамедлительно воспользуется Анкара для закрепления лидерства в регионе.
Смена государственного режима в Сирии произойдет в ближайшее время тем или иным образом, но неизбежно с применением силовых компонентов полит-дипломатического принуждения нынешней власти к капитуляции. Однако создание новой государственности и устойчивой системы власти на территории бывшей Сирии потребует огромных коллективных усилий международного сообщества для формирования демократического содержания оптимальной политической структуры, согласования приемлемых границ и организационных форм новых национально-административных образований страны, в частности полноценной автономии Западного Курдистана.
Успех будет зависеть от решения курдской проблемы на взаимоприемлемых для всех участников оппозиции принципах единства страны, гарантированных со всех точек зрения демократической конституцией нового государства.
Турция и Иран будут вынуждены ускоренно подстраивать основы внутренних политических систем государственного устройства под требования национальных интересов своих стран, принимая во внимание новые региональные обстоятельства и глобальные перемены в международных отношениях, чтобы избежать последствий и угроз "арабской весны".
Конечно, предстоящие общественно-политические изменения в этих странах несопоставимы с внутриполитической и внешнеполитической точек зрения, но вполне сравнимы в социально-экономическом и межэтническом аспектах.
Решающее значение для этих стран будет иметь правильный и своевременный выбор стартовых направлений реформ:
Турции необходимо начать преобразования с выполнения требований курдского народа на самоопределение, расширения демократических свобод и прав человека, завершив их переоценкой своей внешнеполитической стратегии в сторону снижения агрессивной военной составляющей прежде всего в позиции Анкары по Кипру.
Ирану нужно начинать с другой стороны, то есть с пересмотра военно-политической доктрины государства с целью снятия с повестки дня опасной "ядерной проблемы", ухода от откровенно неконструктивного конфессионально-идеологического наполнения внешней политики. Далее Тегерану следует существенно расширить демократические права и свободы граждан, автохтонных народов страны вплоть до их самоопределения.
Политическая конъюнктура на Ближнем Востоке в 2012-2013 годах в любом случае будет довольно турбулентной при всех вариантах развития региональной ситуации, но в целом оставаться в пределах регулируемого международным сообществом уровня напряжения. Объединенные силы международной безопасности будут в состоянии относительно быстро и согласованно вводить военно-политические события в диапазон более или менее ламинарного течения, чтобы полностью восстановить стабильность и сотрудничество всех заинтересованных сторон.
Эффективность международных сил безопасности и коллективных мер по урегулированию кризисных событий на Ближнем Востоке, безусловно, будет находится в прямой зависимости от уровня и масштабов взаимодействия постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Ответственность этих государств перед мировым сообществом чрезвычайно велика и не имеет никакой долгосрочной альтернативы для обеспечения всеобщей безопасности и стабильных условий экономического развития в рамках глобальных международных отношений.
США во главе Запада –это исключительно важный и в настоящее время наиболее мощный полюс нового мирового порядка. Но только благодаря другой группе стран, в числе которых ведущими являются прежде всего Россия и Китай, сегодня обеспечивается баланс основных факторов, составляющих глобальную основу международной безопасности, сотрудничества и развития всех государств.
Поэтому говорить серьезно о том, что мир будет меняться строго по какому-то определенному сценарию, расписанному в Вашингтоне и Брюсселе, не очень разумно и логично по объективным макроэкономическим и общественно-политическим причинам глобализации, вовсе не отрицающим разные формы и способы достижения благополучия как на национальном и региональном, так и мировом уровне развития. Единообразие в экономике и в политике никогда не может быть достигнуто в силу естественного разнообразия взглядов и мировоззрений.
Главная задача международного сообщества: обеспечить неукоснительное соблюдение правил мирного сосуществования, демократических прав и свобод граждан и народов во всех странах, а также нормативных условий взаимовыгодного и равноправного сотрудничества государств. Убежден, что высшие должностные лица США, России, Китая, Великобритании, Франции, Германии и других ведущих региональных государств, включая Турцию, Иран, Египет, Индию, Бразилию и т.д., сумеют отказаться от неконструктивного соперничества и преодолеть принципиальные двусторонние и многосторонние разногласия по всему спектру вопросов, связанных с обеспечением стабильности и безопасности, сотрудничества как в экономике, так и в политике путем достижения устойчивого взаимопонимания и согласия в международных отношениях.
Нужен всеобъемлющий мир в рамках объединяющих глобальных интересов с учетом общественно-политической, этно-культурной и социальной-экономической специфики всех стран, в обязательном порядке выполняющим справедливые требования народов, насильственно лишенных возможности реализации своих неоспоримых демократических прав на самоопределение, а также соблюдающим права и свободы своих граждан по морально-нравственным и юридическим законам человеческой цивилизации.
Независимый Южный Курдистан станет убедительным показателем и свидетельством политической и экономической плодотворности глобализации и демократических принципов развития.
Актуальный вопрос в контексте иракского кризиса: кто может охладить военно-политический климат на Ближнем Востоке?
2387 | 0 |