Министр иностранных дел РФ неоднократно говорил о том, что Россия ни коим образом не оказывает одностороннюю поддержку правящему политическому режиму в Сирии. Господин Лавров, официально комментируя текущее положение дел в этой стране, всегда подчеркивает, что главная задача ведущих членов международного сообщества и региональных игроков – это выполнение принятого СБ ООН плана мирного урегулирования, предусматривающего применение согласованных и коллективных мер полит-дипломатического принуждения всех участников конфликта к полному прекращению вооруженной борьбы и насилия с целью начала конструктивных переговоров между высшими органами действующей государственной власти и оппозиционным движением сирийского народа. Российский министр считает, что на данном этапе чрезмерно обостренной конфронтации любые другие принципиальные вопросы и проблемы Сирии должны иметь исключительно второстепенное значение для всех внутренних и особенно внешних сторон. Если же, уточняет господин Лавров, главной геополитической целью некоторых заинтересованных членов международного сообщества из ближнего и дальнего зарубежья является силовое смещение или принудительная отставка кланово-конфессионального режима сирийского "президента-социалиста", то в таком случае сторонники подобной точки зрения должны известить об этом СБ ООН, чтобы всем "играть" по честным правилам и в прозрачной "униформе", не вводя мировую общественность в преднамеренное заблуждение.
Российская Федерация ясно и недвусмысленно нацелена прежде всего на установление мира и безопасности в интересах гражданского населения, на полное восстановление управляемости и суверенной дееспособности государства, а также на сохранение территориальной целостности Сирии. С первого взгляда позиция России достойна уважения и внимания как в самой Сирии, так и за ее пределами. Но безоговорочно соглашаться с таким взглядом было бы по меньшей мере не совсем объективно и справедливо. Если Россия настаивает на том, что все стороны конфликта должны строго и последовательно следовать миротворческому плану СБ ООН, немедленно прекратить кровопролитие, грубое политическое противостояние и сесть за стол переговоров, то как же выполнить обязательное условие для успешной реализации поставленной задачи?
Речь идет об обеспечении равноправия и равнозначности для всех внутренних участников переговорного процесса, в том числе представляющих разные этно-конфессиональные сообщества, при обсуждении взаимных претензий, требований и принятии взаимоприемлемых решений. Когда главный оппонент и ответчик на переговорах –это правящая власть, непосредственно управляющая государством и несущая основную ответственность за причины и трагические последствия возникшего вооруженного противостояния в стране, конечно, выше указанное условие приобретает особую политическую важность, тем более в связи с наличием существенных противоречий между так называемым Сирийским (считайте арабским) национальным Советом и Курдским национальным Советом.
Оппозиционное движение в Сирии в основном состоит именно из этих двух самостоятельных и независимых организаций. Кто обеспечит, например, оппозиционному курдскому национальному Совету не просто формальное присутствие в качестве наблюдателя, а равноправное и равнозначное участие в переговорном процессе? Россия или США?
Внимательно присмотревшись к позиции всех пяти постоянных членов СБ ООН, становится очевидным, что все они пытаются "играть" по своим временным стандартам и в соответствии со своими сегодняшними геополитическими задачами, не заботясь особо о судьбе и проблемах обездоленного, бесправного, угнетенного курдского народа не только в самой Сирии, но и в таких наиболее заинтересованных странах региона, как Турция и Иран. России, конечно, необходимо выполнять цели и задачи внешней стратегии с учетом своих геополитических возможностей и национальных интересов, в том числе на Ближнем Востоке, но не совсем понятно, почему и зачем Москва старается буквально с "отрицательной точки отсчета" приблизить сирийский режим и государство к новому шансу на удачное прохождение через ими же установленные "минные заграждения" в общественно-политической и социальной системе страны? В ответ на усилия России президент и правящий клан Сирии должны были бы срочно приступить к осуществлению радикальных политических и социальных реформ на демократической основе, по результатам переговоров и совместно с оппозиционным движением в лице Сирийского национального Совета и Курдского национального Совета. Но нет, ничего подобного не происходит. У сирийского режима другие цели и задачи?
Насколько оправданным является российский подход к решению сирийской проблемы? Ведь даже с точки зрения морально-нравственных норм, международного права и принципов демократии сирийская партия БААС и ее руководящие органы государственной власти, подобно иракским "клонам" на протяжении десятилетий вплоть до настоящего времени упорно и жестко строившие авторитарно-диктаторское, абсолютно антинародное, шовинистическое и фашистское государство, заслуживают только юридической ликвидации и справедливого суда.
Почему бы России не предложить международному сообществу проект резолюции, предусматривающий, во-первых, учреждение временного Комитета постоянных членов (ВКПЧ) СБ ООН по делам Сирии, во вторых, ввод в Сирию оптимального по численности и военной мощи миротворческого контингента вооруженных сил в составе армейских подразделений только постоянных членов СБ, в-третьих, предъявление политическому руководству Сирии ультиматума о принятии в разумные и кротчайшие сроки следующих обязательных условий:
1. Отмена действующей Конституции страны и роспуск органов государственной власти и управления.
2. Учреждение национального органа законодательной власти и правительства переходного периода с участием полномочных представителей всех основных политических сил на равноправной и равнозначной основе.
3. Переподчинение национальной армии, службы безопасности и полиции правительству переходного периода.
4. Подготовка и принятие демократической Конституции федеративной республики Сирия, предусматривающей национально-территориальную автономию Западного Курдистана.
5. Проведение парламентских выборов и президентской избирательной кампании.
6. Формирование кабинета министров, учреждение конституционного суда и т.д.
7. Предоставление временных гарантий неприкосновенности бывшему президенту и другим высшим должностным лицам низложенного сирийско-баасистского государства, а также членам их семей на переходный период.
8. Признание новыми органами государственной власти Сирии права ВКПЧ СБ ООН на осуществление всеобъемлющего контрольного наблюдения за надлежащим выполнением задач переходного периода.
Принимая во внимание геополитическую весомость курдского вопроса, Россия могла бы рекомендовать ВКПЧ СБ ООН принятие специального решения о стабилизации региональной и международной безопасности. В частности, можно было бы на основе "убедительных" аргументов и фактов потребовать от Турции, Ирана и Ирака принять к исполнению следующие жесткие рекомендации:
1. Турции внести соответствующие изменения в Конституцию страны, гарантирующие права и свободы курдскому народу в форме национально-территориальной автономии Северного Курдистана.
2. Ирану внести соответствующие изменения в Конституцию страны, гарантирующие права и свободы курдскому народу в форме национально-территориальной автономии Восточного Курдистана.
3. Турции, Ирану и Сирии не препятствовать демократическому и конституционному процессу выхода народа Южного Курдистана из формально федеративной юрисдикции авторитарного режима государственной власти Ирака с целью провозглашения независимости.
4. Турции, Ирану, Ираку и Сирии под эгидой СБ ООН подписать многостороннее соглашение о дружбе и сотрудничестве с независимым Южном Курдистаном на долгосрочной и взаимовыгодной основе.
Госдеп США, в отличие от МИД России, все же проявляет интерес к курдскому вопросу в целом и во всех выше названных странах в отдельности. Конечно, Вашингтон действительно очень заинтересован в едином и целостном Ираке. Но США не оставляют без пристального внимания демократический, быстро развивающийся и "нефтегазовый" Южный Курдистан. США заявляют, что готовы активно и всемерно содействовать развитию Ирака как в политической, так и в экономической сфере.
В то же время США дают понять Багдаду, нынешней авторитарной власти, нарушающей принципы федерализма, что примут и признают любое демократическое и конституционное решение иракцев, частью которых является народ Южного Курдистана. Поэтому нет серьезных сомнений в том, что американцы все-таки признают независимость Южного Курдистана, а значит будут содействовать в той или иной мере, в той или иной форме освободительному движению курдского народа в Турции, Иране и Сирии.
Разве объективная и справедливая позиция по курдскому вопросу не может в полной мере соответствовать геополитическим интересам России на международной арене?
Неужели крепкая дружба и плодотворное, взаимовыгодное сотрудничество России с Большим Курдистаном в лице независимого Южного Курдистана и курдских автономий в Турции, Иране и Сирии не очень привлекательная идея с геополитической и глобальной экономической точек зрений?
МИД России, к сожалению, пока слегка опережает прошлое, несколько отстает от настоящего и не очень ясно видит будущее нашей страны и нашего государства.