Консультации в Эрбиле продолжались 29 мая, возможно, продлятся еще некоторое время, но ясно, что позиции премьер-министра Нури эль-Малики сильнее, чем предполагали его критики. Нынешний кризис укрепил позиции Малики.
Идея вынесения вотума недоверия оказалась мертворожденной, потому что ни в "Иракийе", ни "Курдском блоке" не оказалось достаточного единства по этому вопросу. Выяснилось, что само внесение в парламент вопроса о вотуме недоверия премьер-министру требует либо полного согласия в Президентском совете, где есть и представитель правящего Национального альянса (шиитский представитель), который, безусловно, заблокирует эту инициативу, либо надо набрать конституционное большинство, т.е. 217 голосов, чего сделать критики Малики не могут. Оппозиция не могла реально рассчитывать на свой "президентский" козырь. Более того, по оценке коалиции "Государство закона", критики Малики могут рассчитывать только на 120 голосов. Вряд ли вопрос решило бы и тайное голосование в парламенте в надежде на то, что некоторые однопартийцы Малики проголосуют против него, поскольку это будут лишь единицы.
Но и оппозиция не проиграла вчистую, она показала, что в Ираке есть внутренняя политика и политические свободы. Более того, скорее всего, будет и результат: весь этот сыр-бор заблокирует Малики дорогу к третьему сроку правления, что теоретически возможно, но как раз отказ от выдвижения кандидатуры Малики на третий срок – это одно из требований «правящей» оппозиции.
Не стоит недооценивать степень демократичности нынешней политической системы Ирака, которая допускает очень большую свободу действий партий, а также внешнего участия в иракской политической жизни. Ничего подобного нельзя наблюдать у нас в России, где формальная встреча третьих лиц оппозиции с американским послом стала причиной истерики и в прессе, и в парламенте. Конечно, степень автономности Курдистана, де факто проводящего и самостоятельную внешнюю политику, не мыслима в других условиях. Причем в ходе кризиса свободы Курдистана в различных сферах, включая внешнеполитическую, были подтверждены США. В ходе кризиса были совершены визиты Масуда Барзани в США, Турцию, Иран, где обсуждались именно отношения между Эрбилем и Багдадом, были после этого нелицеприятные заявления Турции, получившие мощный отпор со стороны Малики.
Но видно, что и премьер-министр Малики, в свою очередь, осознал, что рамки Конституции Ирака (2005 года) не столь уж формальны: они содержат реальные свободы как на уровне политических прав граждан, так и прав регионов. Более того, есть некоторые константы нового Ирака – в первую очередь автономный Курдистан, которые опираются не только на внутренние силы, которые важны, поэтому пешмерга еще долго останутся не только ради обороны внешней границы Ирака, но и залогом демократического устройства Ирака, но и на международную поддержку, а у внешних сил еще сохраняются мощные рычаги влияния.