Последний ультиматум представителя Сирийской свободной армии (ССА) о прекращении режима перемирия и "переходу к действиям по защите мирного населения" подвел черту под планом специального посланника ООН и ЛАГ Кофи Аннана по сирийскому урегулированию. Как мы и предполагали заранее, первичная готовность повстанцев соблюдать эту инициативу была обусловлена исключительно мотивами перегруппировки и накапливания сил после достаточно успешных действий сирийских армии и силовиков в середине весны с.г. Зачистка Хомса и пригородов Идлиба вынудила повстанцев взять мирный тайм-аут. Эта обычная тактика всех партизанских войн, достаточно вспомнить Чечню 94-96 гг. с ее бесконечными "перемириями".
Собственно в полном понимании этого термина перемирие не соблюдалась сторонами с самого начала: сирийская армия не желала наблюдать за перегруппировкой сил повстанцев, а те, в свою очередь продолжали атаки на силовиков с использованием террористов-смертников и минно-фугасной войны на дорогах. При этом отметим некоторое расхождение в тактике различных групп сопротивления. Совершенно очевидно, что исламисты с самого начала стремились сорвать план Аннана: все их действия, включая резонансные теракты в Дамаске и Алеппо, были нацелены исключительно на это. Собственно и их главный спонсор в лице Эр-Рияда с самого начала инициативы спецпосланника ООН и ЛАГ приговорил ее "к медленной смерти". Никто всерьез не хотел и не планировал выполнять план Аннана. Саудовская Аравия и Катар наладили канал доставки оружия из Ливии через Ливан, пошли первые финансовые транши для оппозиции. Как в такой ситуации можно серьезно говорить о начале национального диалога? Заметим, что ливийский сценарий повторяется "заливниками" практически полностью: деньги в аморфный Сирийский национальный совет (СНС) не переводятся, поскольку его руководство планирует потратить их большую часть на "гуманитарные цели", а не на закупку оружия, как этого требуют в Эр-Рияде. Соответственно Саудовской Аравией выстраивается альтернативная от СНС система финансирования и логистики "лояльных" ей повстанческих групп. Об их идеологической "начинке" говорить излишне. Основная ударная сила оппозиции в самой Сирии в лице Координационного комитета вообще ничего не знала о корабле с оружием, который был задержан недавно в Ливане. Ситуация сознательно "расшатывалась" сначала с помощью террористов-смертников, а затем массовых репрессий в отношении той части населения, которое было нелояльно или нейтрально. Нужны были эпизоды массового убийства мирных жителей, и они состоялись. Теперь выясняется, что среди жертв были функционеры режима и члены их семей, что меняет первоначальную картину, на которой настаивают "западники" и "заливники".
Нынешняя активизация кампании против сирийского президента Башара Асада, которую, безусловно, стимулировали факты массового террора в Сирии против мирного населения, на самом деле знаменует собой начало генеральной попытки свержения сирийского режима чисто силовыми методами. Естественно силами "местного сопротивления". Пункты этого плана опять взяты под "кальку" с Ливии. Это требование создания исключительно в целях гуманитарной защиты населения "буфферных зон", которые, безусловно, будут использованы в дальнейшем для организации генерального наступления оппозиции на Дамаск. На то, что такой сценарий существует, указывает и ряд косвенных фактов. Это конечно поставки повстанцам современных видов оружия типа минометов и гранатометов. Но не только. Американские инструкторы начали активный тренинг специальных групп из числа ССА на территории Турции. Основная цель – подготовка боевиков для проведения операций по захвату и удержанию под контролем складов сирийской армии с химическим оружием. Они не должны допустить его "расползания" или попадания в руки радикальных исламистов в случае наступления в стране хаоса и падения вертикали централизованной власти. То есть в Вашингтоне просчитывают такой сценарий, и что более важно – получили соответствующие разъяснения из Эр-Рияда. Кстати, заявления ряда высокопоставленных американских чиновников "о возможности военного вмешательства в сирийские дела при определенных обстоятельствах" имеет именно этот "химический" подтекст.
Что в этой ситуации важно для Москвы? Безусловно, сохранение (а лучше – расширение) миссии наблюдателей ООН в формате инициативы К.Аннана. В той ситуации, которая сейчас складывается в стране, это практически единственная возможность получения достоверной и объективной информации, которая будет воспринята международным сообществом. Только трибуна ООН в настоящее время является достойным и эффективным "противовесом" той пропагандистской кампании, которая началась сейчас с подачи Эр-Рияда и Вашингтона и которая знаменует собой новый этап вооруженного противостояния в Сирии.