Во время прохода отряда пешмерга через небольшой городок Кара Хенджир на севере от Киркука можно было заметить гордость на опаленных солнцем лицах офицеров. Самоотверженность была видна во всём – начиная от солдат, занимающихся развертыванием штаба батальона, и заканчивая военнослужащими, прибывшими в расположение части на своих личных автомобилях даже из таких отдаленных мест, как Дахук и Эрбиль.
Возможно, боевой настрой некоторых офицеров уходит корнями далеко в прошлое, когда в 1970-1980 годах партизанами они сражались в скалистых горах Северного Ирака. Бросается в глаза нехватка обмундирования и денег, которую испытывает армия Курдистана. Зато все солдаты без исключения отличаются высоким уровнем морали и боевым духом. Батальон в Кара Хенджир является частью так называемой особой боевой группы "Золотой лев", состоящей помимо армейских подразделений из сил безопасности города Киркука. Он действительно достоин своего имени, судя по четкому выполнению повседневных обязанностей и ответственному отношению к жесткому графику подготовки.
"Мы проводим военную подготовку в течение трех часов ежедневно", - рассказал корреспонденту агентства "Rudaw" ответственный за боевую подготовку батальона, майор Кадим Фарес, - "Первый час уделяем разминке и физическим упражнениям, затем занимаемся военной подготовкой и завершаем занятия изучением оружия. Мы придерживаемся напряженного графика, разработанного американскими и иракскими вооруженными силами".
Немногие госучреждения пользуются таким уважением среди курдов как пешмерга, вооруженные силы Регионального правительства Курдистана. Армия была неотъемлемой частью курдского национального движения с самого начала.
"Я с огромным уважением отношусь к нашей армии. Она вставала на защиту не только курдов, но и арабов, христиан, туркменов, когда мировое сообщество забывало о нас", - сказал Мухаммед Сираби, чья семья погибла во время геноцида Анфаль, направленного Саддамом Хусейном на уничтожение курдов в конце 1980 годов.
Способность пешмерга оставаться самым уважаемым и независимым формированием Иракского Курдистана будет проверена в ближайшие месяцы. Правительство Курдистана пытается создать единые вооруженные силы численностью до 80 тыс. чел., объединив службы безопасности Патриотического союза Курдистана (ПСК) и Демократической партии Курдистана (ДПК) в рамках Министерства по делам пешмерга в Эрбиле.
"Объединение, несомненно, непрерывный процесс. Немалая проблема – обеспечение созданных вооруженных подразделений всем необходимым. На каждом этапе объединения формируются четыре батальона, которым не хватает военной техники, вооружения, учебных центров и других немаловажных вещей. Все упирается в наш маленький бюджет и задержку поставок Багдадом. Это занимает много времени, но процесс все-таки продолжается", - сказал начальник штаба и пресс-службы Министерства по делам пешмерга, генерал Джабар Явар.
Однако, некоторые активисты и лидеры гражданского общества считают, что процесс создания объединенных вооруженных сил находится на распутье. Часто возникает вопрос, какую роль будет играть пешмерга на политическом ландшафте Ирака и Курдистана в будущем.
"Будет ли пешмерга инструментом политических партий или же превратится в самостоятельное профессиональное учреждение, способное остаться независимым наблюдателем в политических передрягах? Я думаю, что американские военные являются хорошим примером: да, они зависят от политической ситуации, как и все вооруженные силы, но они не придерживаются линии демократов или республиканцев. Они взаимодействуют прежде всего с другими государственными учреждениями. Вот к чему мы должны стремиться, и это наша цель на сегодня", - поделился своим мнением политический деятель, пожелавший остаться анонимным.
Командир батальона в Кара Хенджир полковник Абдул Шерко не согласен с этой точкой зрения: "Я знаком с такой позицией. Мы не являемся политической силой. Пешмерга является полностью профессиональной армией. Наша миссия заключается в обеспечении безопасности иракского народа, независимо от этнической принадлежности".
Интересные истоки
Своими корнями пешмерга уходят в 1890 год, когда племенные вооруженные группы курдов занимались обороной своих территорий и охраной границ. Ранняя версия вооруженных сил была создана после первой мировой войны, когда Малик Махмуд провозгласил себя королем Курдистана и начал борьбу против Британских войск в Ираке с целью обрести независимость.
Основой пешмерга были племенные силы обороны, целью которых было содействие политической борьбе против центрального иракского правительства. С опытом работы в партизанской войне, пешмерга направляли бойцов в засаду, и они нападали на иракскую армию из горных баз в течение многих лет.
Геноцид курдского народа Анфаль в конце 1980 годов, систематические убийства и исчезновения десятков тысяч жителей Курдистана являлись попытками иракского режима ослабить местные силы сопротивления.
Американское вторжение 2003 года, известное как операция по освобождению Ирака, стало началом тесного сотрудничества между спецназом США, действующим в Северном Ираке, и силами пешмерга. Хорошие отношения сохранились по сей день. До вторжения пешмерга помогала разведке США собирать информацию о деятельности "Аль-Каиды" в Ираке, которая послужила главным аргументом администрация Буша для начала операции по освобождению Ирака.
"Без сомнения, силы "Аль-Каиды" находились в Ираке и имели связь с правительством страны", - уверен генерал Явар, - "По нашим данным, иракская армия и члены "Ансар аль-Ислам" состояли в тесных отношениях с террористическими группами, находящимися в Курдистане. До войны, разумеется, мы обменивались информацией и разведданными с США".
Сухопутные силы США и Курдистана при поддержке американской авиации осуществили совместную операцию по уничтожению исламистской группировки "Ансар аль-Ислам", контролирующей район Хавраман вблизи Халабджи.
Сотрудничество, несмотря на политическую напряженность
Сегодня пешмерга проводит учения и осуществляет совместные операции с иракской армией. В прошлом вооруженные силы Курдистана создавались как раз для противостояния армии центрального правительства. Сейчас иракская армия и силы пешмерга обеспечивают безопасность в различных частях провинций Киркук, Дияла и Ниневия.
"Мы очень заинтересованы в совместных действиях и обучении иракских вооруженных сил", - говорит майор Фарес, - "Например, раньше я сам принимал участие в учениях совместно с армией Ирака в Киркуке и других районах. В свою очередь, [иракские офицеры] прошли обучение в Эрбиле и Сулеймании".
Майор также рассказывает о положительных отзывах его подчиненных, проходящих совместное обучение в Киркуке и Сулеймании вместе с их иракскими коллегами.
Но были времена, последний раз в 2008 году, когда иракские армия и пешмерга оказались перед лицом реального конфликта в основном из-за спора о территориальной принадлежности провинции Дияла.
"Несколько лет назад вооруженное столкновение было неизбежно во многих местах спорных районов, например, в городе Ханакин", - вспоминает начальник тылового обеспечения Министерства по делам Пешмерги генерал Мохаммед Салар, - "Представители иракской армии сказали, что они были готовы открыть огонь по террористическим группировкам, которых на самом деле не было. Цель была отбросить наши вооруженные силы с занятых рубежей. Они, например, хотели взять тот же Ханакин, но мы не дали им этого сделать".
Незыблемость установившегося сотрудничества остается под вопросом, в то время как напряженность в отношениях между Региональным правительством Курдистана и центральным правительством в Багдаде достигла уровня, невиданного со времен, предшествующих освобождению Ирака в 2003 году. Яблоком раздора между высокопоставленными политическими лидерами являются полезные ископаемые и реализация конституции Ирака, особенно 140 статьи. К сожалению, это также отражается на ежедневных контактах между курдскими и иракскими солдатами.
"Мы должны иметь прочные связи с Министерством обороны в Багдаде", - отметил генерал Салар,- "На самом деле, наши отношения очень слабые и напряженные как никогда. Центральное правительство обещало поддержать нас, но до сих пор не выделило ни цента".
Проблема ресурсов
Ухудшение политических отношений между Эрбилем и Багдадом оказывает прямое влияние на жизнеспособность сил пешмерга в будущем. Конституционный статус пешмерга в рамках общей структуры обороны Ирака требует, чтобы большая часть финансирования, ресурсов и иностранной помощи, предназначенной для вооруженных сил Курдистана, должна проходить через центральное правительство в Багдаде, а не через Региональное правительство, находящееся непосредственно в Эрбиле.
Представители Пешмерги и Регионального правительства Курдистана заявляют, что центральное правительство Ирака не финансировало силы обороны уже в течение нескольких месяцев, что еще раз свидетельствует об ухудшении отношений между Министерством по делам пешмерга и Министерством обороны в Багдаде. Это является основной проблемой роста уровня профессионализма и численности курдских вооруженных сил. Обстановка стала еще более трудной после полного вывода вооруженных сил США из Ирака в конце 2011 года.
Процесс создания единого Министерства по делам пешмерга начался в 2010 году, т.е. значительно позже, чем большинства министерств Курдистана. Сегодня Министерство в Эрбиле служит единым штабом вновь реорганизованных сил обороны Курдистана.
В настоящее время существует 12 объединенных пехотных батальонов, каждый из которых начитывает около 3 тыс. бойцов. Имеется также несколько батальонов сил специального назначения, тяжелой артиллерии, сформированы штабы и аппарат министерства, а также другие вспомогательные подразделения, общей численностью около 120 тыс. военнослужащих.
Амбициозная программа министерства на ближайшие пять лет подразумевает увеличение количества пехотных батальонов с 12 до 20, т.е. до 90 тыс. чел. непосредственно под ружьем и 30 тыс. резервистов. Однако, значительные политические, финансовые и ресурсные проблемы стоят на пути реализации этих планов.
Что касается экипировки каждого пехотного батальона, то генерал Салар не может закрыть глаза на множество материально-технических проблем в подразделениях пешмерга: "Я буду честен с вами. В основном на вооружении каждый батальон имеет только автоматы Калашникова. Многие из них производства 1980-1990 годов, захваченные у армии Саддама Хуссейна, сейчас некоторые из них не могут даже стрелять. Но мы верим в себя. Это самое главное".
На тактическом уровне
"Больше всего мы нуждаемся в модернизации нашего оружия", - говорит майор Фарес, - "Лишь небольшое количество винтовок мы получили от центрального правительства в Багдаде, большинство же нашего вооружения было получено еще до вторжения".
"Например, тот парень", - продолжает Фарес, указывая на солдата, стоящего на посту у входа в центр подготовки, - "Он пришел со своим личным оружием и обмундированием. Так он прибыл на мои курсы".
Записки с места действия
Батальон "Золотой лев" в Кара Хенджир представляет собой мини-модель предпринятых усилий для перевода вооруженных сил на профессиональный уровень. Последние пять лет ознаменовались не только ростом, но и серьезными проблемами для небольшого штаба в Кара Хенджир.
На базе имеется несколько небольших построек и трейлеров. У каждого свое назначение: штаб, администрация, разведка, центр тылового обеспечения. База в Кара Хенджир претерпела значительные изменения с момента основания в 2003 году. Сначала не было постоянных сооружений и асфальтированной дороги. Сегодня это штаб-квартира трехтысячного батальона с вертолетной площадкой, асфальтированной территорией и стеной, огораживающей воинскую часть.
Несмотря на недостаток оружия, обмундирования и других ресурсов, силы пешмерга чётко выполняют свои обязанности по обеспечению безопасности в своей зоне ответственности.
"Главной задачей моего батальона является обеспечения безопасности в городе Киркук", - говорит полковник Шерко, - "Я могу с гордостью заявить, что самый безопасный район на севере области – это наша зона ответственности. Мы предотвратили превращение этого района в убежище для террористов, поэтому здесь безопасно на все 100%. Наименьшее количество нападений на граждан происходит по статистике в северной части города. Начиная с 2003 года, центральное правительство не предоставило силам пешмерга ни цента, но мы по-прежнему делаем больше, чем позволяют наши возможности".
Генерал Салар вспоминает о прошлых трудностях: "Ситуация здесь никогда не будет такой же опасной, как в Багдаде. Хотя мы всегда испытывали нехватку во всем, мы смогли обеспечить безопасность в Курдистане".
Несмотря на нехватку ресурсов и сложные политические отношения между Эрбилем и Багдадом, майор считает, что высокий боевой дух пешмерга остаётся неизменным с первых дней своего существования: "Для того, чтобы дать вам более полное представление о том, что такое силы пешмерга, я скажу, что они является добровольной армией. Раньше люди приходили к нам, принося собственное оружие и амуницию, на личном транспорте. И сейчас ещё многое не изменилось."