Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Египте и Ливии. Президент Египта М. Мурси 11 июля объявил, что выполнит решение Высшего конституционного суда (ВКС) страны, отменившего его указ о повторном созыве Народного собрания (нижней палаты парламента АРЕ). По предварительным официальным данным, победу на прошедших 7 июля выборах депутатов Всеобщего национального конгресса (ВНК) Ливии одержал "Союз национальных сил".
Президент Египта М. Мурси не пошел на дальнейшее обострение от-ношений с Высшим советом Вооруженных сил АРЕ во главе с маршалом Х. Тантауи и согласился выполнить решение Высшего конституционного суда, приостановившего 10 июля действие его указа о повторном созыве Народного собрания. М. Мурси также заявил о желании начать диалог с "другими институтами" для урегулирования кризиса вокруг роспуска Народного собрания. Апелляционный суд Египта 14 июля отказался рассматривать кассационную жалобу парламента на решение ВКС, объявившего выборы в Народное собрание незаконными, т. к. рассмотрение постановлений Высшего конституционного суда не входит в его компетенцию. Отметим, что решение президента о повторном созыве парламента вызывало резкую реакцию у военного руководства, призвавшего М. Мурси "уважать конституцию", в которой ничего не сказано о праве главы государства отменять решения ВКС. Военные также сообщили, что не возражают против проведения в АРЕ всенародного референдума по вопросу о передаче президенту законодательной власти.
На минувшей неделе М. Мурси проявил высокую внешнеполитиче-скую активность. 11-12 июля президент АРЕ посетил Саудовскую Аравию. Это был его первый зарубежный визит, подчеркнувший важность КСА для нового руководства страны. М. Мурси охарактеризовал свои переговоры с королем Абдаллой как "плодотворные и конструктивные". Диалог глав двух государств был "сконцентрирован на региональной стабильности". 13 июля М. Мурси провел переговоры с президентом Туниса М. Марзуки. Оба лидера поддержали "восстание оппозиции против правящего режима в Сирии", но выступили против решения сирийской проблемы военными методами. 15 июля М. Мурси прибыл в Аддис-Абебу на саммит Африканского союза.
14-15 июня в Каире с визитом находилась госсекретарь США Х. Клинтон. Это было первое посещение Египта высокопоставленным представителем вашингтонской администрации после вступления в должность М. Мурси. Х. Клинтон провела переговоры с президентом АРЕ и имела встречу с главой ВСВС маршалом Х. Тантауи. Госсекретарь высказалась за полную передачу власти в Египте гражданскому руководству, рекомендовав М. Мурси "добиваться внутренней безопасности и стабильности путем соглашений и возможных компромиссов между ветвями власти в стране", а генералам посоветовала сотрудничать с президентом М. Мурси. Х. Клинтон заявила, что США поддерживают демократические преобразования в АРЕ, но египтяне сами должны сделать выбор и решить, каким путем будет развиваться их страна. На переговорах с Х. Клинтон, новый президент Египта подтвердил, что его страна будет соблюдать мирный договор с Израилем.
Официальные предварительные данные, обнародованные в Ливии 14 июля, подтверждают, что победу на прошедших 7 июля выборах депутатов Всеобщего национального конгресса по партийным спискам одержал светский Альянс национальных сил (АНС), возглавляемый бывшим главой правительства в Переходном национальном совете М. Джибрилем. АНС опередил своих конкурентов во многих регионах Ливии, включая Триполи и Бенгази. Второе место заняла Партия справедливости и строительства (ливийский филиал "Братьев-мусульман"). Представители АНС заявили, что рассчитывают получить не менее половины из 200 мандатов в ВНК (по партийным спискам избиралось 80 депутатов, а 120 мест отведено независимым кандидатом). Окончательные итоги голосования будут объявлены после завершения пересчета голосов на ряде участков в Бенгази и в некоторых других районах страны.
Некоторые эксперты считают, что в нынешней Ливии нет оснований говорить ни о либерализме, "впрочем, как и об исламизме". Ведь в стране имеется 150 разрозненных племен, и поэтому Ливия "фактически не является единым национальным организмом в традиционном понимании" Так, сам АНС состоит из 61 партии. При этом в ливийских реалиях важно то, что М. Джибриль является представителем самого крупного племенного клана страны – варфалла, претендующего на более значимое положение в государстве, чем он имел до настоящего времени.
На минувшей неделе Ливию посетил заместитель госсекретаря США У. Бернс. Главной темой его переговоров с ливийскими руководителями стало восстановление безопасности и стабильности в стране, "сотрудничество для противостояния угрозам безопасности в Ливии".
Напряженная обстановка сохраняется в Сирии. На минувшей неделе боевые действия между правительственными войсками и вооруженной оппозицией происходили в провинциях Хама, Хомс, Идлиб, Алеппо, Латакия, Дейр-эз-Зор, Деръа и в окрестностях Дамаска. Отдельные боестолкновения имели место и в самой столице. Международный комитет Красного Креста 15 июля признал, что в Сирии идет гражданская война. В селении Тремса (провинция Хама) были обнаружены, по различным оценкам, от 40 до 220 трупов. Власти утверждают, что это – террористы, убитые в ходе спецоперации. Наблюдатели ООН, посетившие Тремса, заявили, что погибшие в большинстве своем, вероятно, являются боевиками и дезертирами. На сторону оппозиции впервые перешел высокопоставленный дипломат – Н. Фарес, занимавший пост посла Сирии в Ираке. Другой высокопоставленный перебежчик – генерал М. Тлас вступил в контакты с представителями оппозиции.
Сирийские сухопутные войска и ВВС провели крупные учения с бое-выми стрельбами.
Россия сообщила, что не будет поставлять новые виды оружия в САР и заключать новые военные контракты, пока в этой стране не стабилизируется ситуация. В то же время ранее подписанные контракты на поставку систем ПВО и вертолетов будут выполнены. Президент России В. Путин призвал власти Сирии и оппозицию к диалогу. В. Путин считает недопустимым повторение ливийского сценария в САР, заявив, что "нужно сделать все максимально для того, чтобы принудить конфликтующие стороны к выработке мирного политического решения всех спорных вопросов". Москву посетили две делегации сирийской оппозиции, принятые главой МИД РФ С. Лавровым. Предметом обсуждения была ситуация в Сирии и пути ее урегулирования. Россия высказалась "в пользу мирного разрешения сирийского кризиса самими сирийцами, без иностранного вмешательства", заявив о готовности "оказать всемерное содействие" организации межсирийского диалога. Делегация Демократического форума во главе с М. Кило "выразила понимание российской позиции". В то же время делегация Сирийского национального совета во главе с его руководителем А. Б. Сида заявила о своем несогласии с позицией России по ситуации в САР, подтвердила свой категорический отказ от переговоров с режимом Б. Асада и объявила о провале переговоров.
Спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии К. Аннан после визитов в Иран и Ирак заявил о приверженности правительств этих стран "идее политического перехода, который будет осуществляться самими сирийцами". Иран предложил свою территорию для переговоров между властями САР и оппозицией.
В Совбезе ООН началось обсуждение нового проекта резолюции по Сирии. Свои варианты предложила Россия и страны Запада (Великобритания, ФРГ, США, Франция). Российский проект предусматривает продление на три месяца срока пребывания в САР наблюдателей ООН, чей мандат истекает 20 июля, поддержку усилий К. Аннана и договоренностей, достигнутых в Женеве на встрече "Группы действий" 30 июня. Проект, предложенный странами Запада, предусматривает продление мандата миссии наблюдателей в Сирии на 45 дней и угрожает Дамаску санкциями в случае продолжения насилия. В документе также содержится призыв к обеим сторонам конфликта в срочном порядке начать следовать плану Аннана. Россия заявила о готовности идти на компромиссы при обсуждении в Совбезе ООН резолюции по Сирии, но не допустит включения в ее текст угрозы санкций против Дамаска.
На минувшей неделе после длительного перерыва на полях саммита Африканского союза в Аддис-Абебе состоялась встреча президентов Судана и Южного Судана О. аль-Башира и С. Кира. Два руководителя договорились решать все спорные проблемы, существующие между их странами, только мирным путем "в духе стратегического партнерства".
Суданские власти намерены инициировать диалог с оппозиционными партиями о смене власти в стране, заявил 10 июля первый вице-президент Судана М. Таха. По его словам, диалог также затронет вопрос разработки новой конституции. В начале июля альянс оппозиционных партий Силы национального согласия подписал устав "демократической альтернативы", который призывает к смене режима в стране мирным путем. Тем временем в Судане не прекращаются акции протеста, направленные против правительства и его экономической политики.
В Восточной провинции Саудовской Аравии произошли многотысячные акции протеста местного шиитского населения, вызванные, в том числе, арестом одного из лидеров шиитской оппозиции шейха Н. Нимра. В ходе столкновений с полицией имеются человеческие жертвы. По информации зарубежных СМИ, в ряде случаев акции протеста переходили в "организованные нападения на силы безопасности". Власти КСА направили в регион дополнительные силы Национальной гвардии. В Эр-Рияде расценили как враждебное заявление уполномоченного МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права по ситуации в Восточной провинции КСА.
Иран передал международным посредникам документ, содержащий список условий, на которых он готов продолжить переговоры по своей ядерной программе. Главным требованием Тегерана является отмена всех международных санкций и признание права ИРИ на ведение работ по обогащению урана. В обмен иранцы готовы "в полном объеме выполнять свои обязательства и предоставлять международным инспекторам доступ на ядерные объекты". Тем временем из-за действия международных санкций объем добычи нефти в Иране в июне упал до минимального за последние 20 лет уровня.
По данным Пентагона, Иран "увеличил поражающую способность и эффективность" своих баллистических ракет, добившись "улучшения точности попадания при дополнительном боезаряде", а ракеты малой дальности повысили возможность поражения морских судов. Иран также активно работает над созданием межконтинентальной баллистической ракеты. Не исключено, что ее испытания могут состояться в 2015 г.
На прошедшей неделе боевики движения "Талибан" совершили в различных районах Афганистана серию террористических атак, приведших к многочисленным человеческим жертвам. Тем не менее, 12 июля президент Афганистана Х. Карзай призвал лидера талибов муллу Омара выставить свою кандидатуру на будущих выборах главы государства и "заручиться поддержкой народа".
В Тунисе 15 июля завершился съезд запрещенной при прежнем режиме, а ныне правящей в стране исламистской партии "Ан-Нахда". В своем выступлении на форуме лидер партии Р. Ганнуши заявил о настрое "Ан-Нахды" на достижение национального примирения.
11 июля Палестинская национальная администрация объявила о намерении провести 20 октября выборы в местные органы власти на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Движение ХАМАС, контролирующее сектор Газа, обвинило руководство ПНА в односторонних действиях, идущих вразрез с договоренностями о национальном примирении. Исламисты угрожают бойкотировать голосование на своей территории.
В Бахрейне 15 июля прошла массовая акция протеста оппозиции, за-вершившаяся столкновениями с полицией. Манифестанты выступили против решения властей королевства о запрете демонстраций.
Приложение
О некоторых аспектах катарско-американских отношений
Отношения между Катаром и США стали интенсивно развиваться и расширяться после войны 1991 г. в Персидском заливе. При этом наибольшее развитие получили двусторонние связи в военно-политической области. На основе анализа событий 1990-1991 гг., связанных с захватом и оккупацией Ираком и Кувейта, катарское руководство пришло к выводу, что решающей силой, способной оказать помощь эмирату в случае внешней агрессии, являются ведущие страны Запада, в первую очередь - США. В 1992 г. с Катар подписывает с США соглашение по вопросам обороны и безопасности. Оно предусматривает в чрезвычайной ситуации оказание прямой американской военной помощи, предполагает координацию военных усилий двух государств, проведение совместных военных учение и предоставление Соединенным Штатам права размещения на территории эмирата баз хранения вооружения, военной техники и снаряжения для ВС США и создания американских военных баз в стране. Также США получили доступ к катарским портам и аэродромам.
В Вашингтоне особенно ценят предоставление Катаром территории для различных американских военных объектов. С 1995 г. на территории эмирата на базе в Эс-Сайлия складированы бронетехника, артиллерия, средства ПВО, стрелковое оружие, средства связи, различное снаряжение и имущество для бронетанковой бригады армии США. С этой целью построена специальная база хранения – одна из крупнейших на Ближнем Востоке. С 2002 г. на этой же базе размещен передовой командный пункт (КП) Объединенного центрального командования (ОЦК) ВС США, который, по оценке американцев, имеет "жизненно важное значение" для Соединенных Штатов". С КП в Эс-Сайлие в 2003 г. происходило общее руководство американской военной операцией против Ирака.
Одним из крупнейших военных объектов США за рубежом является военно-воздушная база (ВВБ) Эль-Удейд, расположенная южнее столицы Катара Дохи. Эта база использовалась во всех действиях авиации США против Ирака, а с 2001 г. по настоящее время является мостом для обеспечения боевых действий войск западной коалиции в Афганистане. В 2003 г., когда Саудовская Аравия потребовала от американцев вывести со своей территории Центр управления воздушными операциями ОЦК, этот объект был передислоцирован в Катар на базу Эль-Удейд. Наряду с базой ВМС на Бахрейне после вывода американских войск из Ирака ВВБ Эль-Удейд остается одной из ключевых опор военного присутствия США в зоне Персидского залива. По информации СМИ, в начале 2012 г. на Эль-Удейд базировались шесть стратегических бомбардировщиков В-1В, военно-транспортные самолеты типа С-17 и С-130, самолеты-заправщики КС-135 и КС-10, базовые патрульные самолеты ВМС Р-3С "Орион", самолет Е-8С радиолокационной разведки и целеуказания объединенной разведывательно-ударной системы "Джистарс". Американское командование прилагает значительные усилия по совершенствованию инфраструктуры ВВБ Эль-Удейд. Так, предусматривается значительно увеличить ее емкость для обеспечения деятельности авиационных экспедиционных формирований ВВС США и их союзников. В этом аме-риканцам значительную помощь оказывает Катар, который с начала 1990-х гг. вложил в развитие базы примерно 1 млрд долларов.
По соглашению с США, Катар может использовать часть базы Эль-Удейд в своих целях. По информации СМИ, в 2008 г. катарцы через Эль-Удейд снабжали оружием боевиков палестинского ХАМАСа. В 2011 г. с этой базы поставлялось вооружение ливийским повстанцам. В настоящее время, как сообщают СМИ, Катар осуществляет через Эль-Удейд снабжение оружием и различными припасами повстанцев из Сирийской свободной армии.
Объекты на территории эмирата американцы используют для ведения воздушной, радио- и радиотехнической разведки в зоне Персидского залива. Отслеживают США и ситуацию в самом Катаре, просушивая разговоры по мобильной связи, радиопереговоры, контролируя сеть Интернет и пр., т. е держат эмират под плотным "колпаком".
В 2010 г. американцы разместили в Катаре для защиты своих военных объектов две батареи зенитной ракетной системы "Патриот", обладающей возможностями ПРО.
По состоянию на январь 20012 г. на территории Катара находились примерно 7,5 тыс. американских военнослужащих.
В последние годы США занимают лидирующие позиции в катарском военном импорте. Так, в 2008-2011 гг. стоимость военных поставок из США составила 852,6 млн долларов (52,3% от общего военного импорта эмирата). На период с 2012 г. по 2015 г. США намерены поставить Катару военную продукцию на 756 млн долларов (63,2%).
В то же время ряд американских экспертов отмечают, что США, оказывая военную помощь аравийским монархиям, включая Катар, должны учитывать и то, что правители этих стран могут использовать армию для подавления акций протеста гражданского населения, как это имело место в 2011 г. в Бахрейне.
Две страны, особенно после терактов в США 9 сентября 2001 г., со-трудничают в вопросах противодействия международному терроризму. Вместе с тем, американская сторона отмечает, что в 1990-е гг. некоторые члены эмирской семьи и нынешний глава МВД Катара шейх А. Аль Тани поддерживали контакты и оказывали помощь лидерам "Аль-Каиды", а У. бен Ладен в середине 1990-х гг. посещал Доху. Указывают американцы и на контакты и содействие Катара палестинским радикалам из движения ХАМАС.
Заметное развитие получают политические связи, политическое парт-нерство Катара с Соединенными Штатами. В Дохе постоянно подчеркивают, что Катар является союзником США. В Вашингтоне же называют отношения с Катаром "искренними и близкими". Катарское руководство во многом способствует продвижению американских интересов в зоне Персидского залива и арабском мире. Это особенно проявляется в ходе нынешних событий в арабских странах. К тому же американцы выступают и в качестве гаранта сохранения ныне правящего в Катаре режима.
С 2007 г. Катар наряду с другими аравийскими монархиями участвует в организованном США "Диалоге по безопасности в Персидском заливе", в рамках которого координируются действия его участников по вопросам обороны, региональной и внутренней безопасности, борьбы с терроризмом, нераспространения ОМП, защиты важных объектов инфраструктуры.
Важным шагом в деле упрочения политического партнерства между двумя странами стал визит в Вашингтон апреле 2011 г. эмира Катара шейха Х. Аль Тани, где он провел переговоры с президентом США Б. Обамой, обсудив с ним ситуацию, связанную с последними событиями на Арабском Востоке. Шейх Хамад сделал все, чтобы натравить США и европейские державы на бывшего ливийского лидера М. Каддафи, а в настоящее время Катар всячески подталкивает США и Запад к более радикальным действиям с целью свержения режима Б. Асада в Сирии. Вашингтон же помогает координировать усилия Саудовской Аравии и Катара по оказанию помощи сирийским повстанцам, в т. ч. оружием.
Катар, являясь близким союзником США, в то же время проводит по ряду вопросов региональной политики самостоятельную политику. Здесь особо следует отметить тесные отношения эмирата с Ираном. Ряд экспертов говорит даже о "балансировании" Дохи между Вашингтоном и Тегераном. Катар выражает сомнение в эффективности военного варианта решения ядерной проблемы ИРИ, считая, что это приведет лишь к дестабилизации обстановки в зоне Залива. Катарское руководство неоднократно заявляло, что эмират никогда не примет ни прямого, ни косвенного участия в военной операции против Ирана и не предоставит для этих целей свою территорию. В то же время Катар, поставив себя в полную зависимость от США в вопросах обороны, в случае развязывания военных действий между Соединенными Штатами и Ираном может оказаться в самом центре этого конфликта со всеми негативными его последствиями для эмирата.
Руководство Катара оказывает США содействие в поддержании кон-тактов с афганскими талибами.
Активно развиваются торгово-экономические отношения между двумя странами. В 2004 г. Катар и США подписали рамочное соглашение о торговле и инвестициях. В 2011 г. эмират импортировал из СЩА товаров на 2,8 млрд долларов. В основном это различные машины, оборудование и транспортные средства. Катарский экспорт в Соединенные Штаты (преимущественно нефть и сжиженный природный газ - СПГ) оценивается в 1,2 млрд долларов. СПГ из эмирата идет, в частности, на заполнение стратегических резервов США на побережье Мексиканского залива.
Таким образом, на современном этапе американо-катарские отношения носят, тесный, союзнический характер, в чем заинтересованы как Доха, так и Вашингтон.