Стабильные экономические отношения между государствами, как известно, обычно возникают на основе торгово-коммерческих, военно-политических интересов и научно-технических связей. Однако успешность, масштабность и долгосрочность партнерства во многом зависят от уровня финансово-промышленной интеграции, инвестиционных возможностей, а также от культурно-идеологической общности сторон.
В настоящее время, несмотря на серьезные колебания и спад темпов роста мировой экономики, наиболее заметное и значимое взаимодействие, сотрудничество и партнерство, безусловно, наблюдаются на Западе, где страны обладают аналогичными моделями общественно-политического, социального развития, совместимыми морально-нравственными и гуманитарно-духовными ценностями демократической цивилизации.
В "Большом Западном Содружестве", своего рода "международной супер конфедерации" во главе с США, включающей в том числе полит-экономический Евросоюз, вопросы защиты национальных интересов сегодня напрямую увязываются с размером вклада и интенсивностью участия стран-членов в глобализации и продвижении различных версий демократической системы организации государственного устройства, приспособленных к тем или иным местным условиям и традициям конкретных стран.
Все другие формы экономических отношений, какими бы привлекательными условиями, выгодными обстоятельствами и благими намерениями они не диктовались, без тесной увязки с финансово-промышленными, политическими или военно-техническими мотивами являются всего лишь эпизодическими и плохо прогнозируемыми деловыми контактами, не имеющими ничего общего с долгосрочным и стратегическим сотрудничеством.
Турция, например, даже являясь союзником Запада по НАТО, не может стать участником "Большого Содружества", потому что не соответствует выше обозначенным критериям совместимости прежде всего из-за внутренней курдской проблемы и внешнего вопроса по Кипру. Запад правомерно считает, что веской причиной недопустимости признания Турции полноценным кандидатом на членство в "Большом Содружестве" является ее антидемократическая, расистско-националистическая конституция со всеми вытекающими из этого негативными, удручающими и негуманными последствия. А вот межгосударственные связи России и Турции, однако, строятся, несмотря ни на что, по странной фабуле советского периода, то есть якобы на исторической базе политического взаимопонимания и полного партнерского доверия, что в очередной раз, возможно исключительно по формально-протокольным соображениям, было проявлено сторонами во время последней официальной встречи на высшем уровне. Вероятно, у каждой из сторон своеобразная, строго законспирированная и тонкая логика поведения, не поддающаяся простому анализу, что скорее плохо с точки зрения общественной оценки перспектив подобного рода партнерства.
Когда стратегия двусторонних связей лишена видимой "опоры" и поддерживается наплаву благодаря "коммерческим сделкам", предметом которых является "политический нейтралитет" одной из сторон в пользу, но за счет определенных "средств и усилий" другой стороны, говорить о хороших и позитивных отношениях было бы преувеличением.
По завершении встречи на высшем уровне для сведения российской общественности было заявлено, что предполагаемая "стоимость" внешнеполитического соглашения, а точнее "коммерческого контракта" с Турцией может составить 100 миллиардов долларов США в рамках будущего двустороннего товарооборота, но с положительным сальдо торгового баланса в размере 70 миллиардов долларов в пользу России. Суть "сделки понять можно, но одобрить нельзя.
Если бы МИД РФ наряду с основной дипломатической деятельностью выполнял дополнительно и внешнеторговые функции государства, то указанную "сделку", без преувеличения, можно было назвать экономически высокоэффективной, но с политической точки зрения - с очень низким коэффициентом полезности для долгосрочных национальных интересов Росси. Трудно и абсурдно было бы предположить, что Россия пошла на "нейтралитет" потому, что Турция вдруг решила действовать совместно с ней по "сверх секретному плану" в ущерб безопасности стран НАТО. Никакого плана нет. Турция просто попыталась купить молчание России по проблемным вопросам, препятствующим ее вступлению в "Большое Западное Содружество", чтобы голос и позиция РФ не навредили ей в будущем.
Остается только надеяться, что руководству России, как говорится, сверху виднее, хотя хотелось бы знать, в чем главный смысл стратегии нашей страны в отношениях с Турцией. Дружить и сотрудничать или умело притворяясь, извлекать выгоду?
Ведь России, в силу особых внешнеполитических обстоятельств в Ближневосточном регионе, в том числе в связи с переходом власти почти на всей территории сирийского Западного Курдистана под контроль объединенных сил народной самообороны, неизбежно придется в скором времени заявить о своей четкой и однозначной позиции по курдскому вопросу в целом и в частности, касаясь непосредственно интересов Турции, Сирии, Ирана и Ирака. И чем быстрее Россия определится, надеюсь в пользу курдского народа, тем прозрачнее станет перспектива восстановления политического влияния, экономических интересов и авторитета РФ на Ближнем Востоке, что весьма важно для нашей современной великой державы – многонациональной и многоконфессиональной страны с единой духовно-культурной и морально-нравственной основой - демократической цивилизации равноправных и патриотически сплоченных граждан.
Вооруженные силы самообороны Западного Курдистана, оперативно и целенаправленно поддерживаемые профессиональными военными спецподразделениями Южного Курдистана, не позволяют отрядам сирийской оппозиции, в том числе "братьев мусульман", даже приближаться к курдским городам и районам, подчеркивая тем самым самостоятельность и автономность курдского региона.
События, столь скоротечно разворачивающиеся в Западном Курдистане, свидетельствуют о том, что курдское национально-освободительное движение активно приступило к реализации организационного единства во имя достижения стратегической цели и выполнения основных задач, связанных с соблюдением прав курдского народа на всей территории Большого Курдистана. Компромиссный и мирный вариант курдского предложения, как известно, предусматривает создание независимого и суверенного государства Южный Курдистан и конституционно гарантированных национально-территориальных автономий:
- Северный Курдистан (Турция);
- Западный Курдистан (Сирия);
- Восточный Курдистан (Иран).
Вместе с тем, курдское национально-освободительное движение, конечно, оставит за собой право на иные, в том числе силовые варианты решения региональных проблем по курдскому вопросу, если указанные выше государства в отдельности начнут оказывать вооруженное сопротивление мирной и конструктивной инициативе народа. В любом случае СБ ООН должен будет в обязательном порядке обеспечить запуск многосторонних и взаимоувязанных переговорных процессов по курдскому вопросу в рамках мероприятий по поддержанию международной и региональной безопасности.
Кстати, состоится ли в ближайшее время ранее анонсированный визит Президента автономного региона Южный Курдистан в Москву по официальному приглашению МИД РФ?
"Ноль проблем" за миллиарды долларов?
2605 | 0 |