В то время, когда противоборствующие стороны сражаются в Алеппо (Халебе) за власть в будущей Сирии, часть национальных, региональных и международных "игроков" на поле сирийской драмы договариваются за кулисами событий о контурах новой власти в асадовской Сирии без Башара Асада.
По данным турецкой печати 26 июля, покинувший Сирию генерал Манаф Тлас совершил неожиданный "секретный" визит в Анкару. В гостевом доме турецкого МИДа он провел несколько часов в беседах с министром иностранных дел Турции Ахмедом Давутоглу и главой турецкой разведки Хаканом Фиданом. Напомним, что "бегство" М. Тласа в первой декаде июля сначала в Турцию, потом в Саудовскую Аравию, затем во Францию окутано покровом тайны. На днях М. Тлас публично выразил свое отношение к сирийской революции и будущему устройству страны, попытавшись таким образом приоткрыть полог тайны своей "измены" режиму Асада. Однако значительная часть вооруженной сирийской оппозиции, которая противостоит войскам режима и местных координационных комитетов, который организуют "мирную" жизнь на "освобожденных" территориях уже выразили ему свое "недоверие", как возможному лидеру будущей Сирии.
По тем же данным, М. Тлас внес большой вклад, якобы, раскрыв самые сокровенные тайны асадовского режима, главным образом его военной составляющей и вопросов безопасности, в дело организации коренного перелома в вооруженном противостоянии режима Асада и оппозиции, который наступил после начавшегося штурма Дамаска и взрыва здания Национальной безопасности в 12-14 числах июля 2012 года.
На упомянутой встрече обсуждались контуры будущей власти в Сирии в персонифицированном виде (состав Военного совета и переходного правительства), исходя из видения М. Тласа будущего устройства страны, которое сводится к необходимости сохранения "здоровой" части отстроенного Хафезом Асадом режима, как гарантии спасения сирийской государственности от полного разрушения и объединения на этой основе всех оппозиционных сил.
Данная информация частично подтверждается развернувшейся в последние два дня на арабских страничках в социальных сетях активной дискуссией по вопросу о различных проектах органов власти на переходный период в нескольких модификациях его персонального состава. Прежде всего, отмечается, что данный проект организации переходной власти в Сирии получил сильную поддержку со стороны Турции, Катара и Франции, которые, собственно говоря, его и инициировали через М. Тласа и его знаменитого папу- Мустафу Тласа, который многие годы был близким соратником Хафеза Асада, занимая пост министра обороны. Они же провели необходимые консультации с представительными отрядами политической сирийской оппозиции: НКК, Сирийской демократической платформой, Национальным движением за перемены, частью секретариата СНС и заручились их согласием и поддержкой.
План таков. Уходит Башар Асад, которому вместе с его родственным окружением, ряд стран ССАГПЗ, якобы, гарантировали безопасный транзит в одну из европейских стран После ухода Асада власть в Сирии осуществляют два основных органа. Это Высший военный совет и переходное правительство. Во главе Совета становится Манаф Тлас. Его заместителем назначаются либо Акиль Хашем, либо Мустафа аш-Шейх. Обсуждается также кандидатура командующего Сирийской свободной армией (ССА) Р. аль-Асаада, так же в качестве министра обороны переходного правительства. Первым политическим советником М. Тласа становится нынешний вице-президент Фарук Шараа. Второй политический советник – ветеран "Дамасской весны" и активный "пропагандист" кандидатуры М. Тласа на пост главы будущей Сирии Мишель Кило.
Во главе переходного правительства, в состав которого входит 13 министров, становится один из основателей сирийского правозащитного движения Хейсам аль-Малех. Министр обороны – полковник ВВС Касем Саад эд-Дин, представитель Объединенного военного комитета сирийской оппозиции, который перешел на сторону оппозиции в феврале 2012 года. Министр иностранных дел – бывший глава СНС Бурхан Гальюн. Министр внутренних дел – Мильхем ад-Друби из зарубежного филиала организации "Братьев-мусульман", который был в России в составе первой делегации сирийской оппозиции еще в 2011 году и встречался с сенатором и представителем президента по взаимодействю со странами Африки Михаилом Маргеловым. Министр информации – Омар аль-Кураби, глава Сирийского национального правозащитного комитета, который был членом вышеупомянутой делегации. Министр экономики – Ареф Далили. Министр финансов – Абдалла ад-Дардари, бывший вице-премьер по экономике в правительстве Н. Отри, отправленного Башаром Асадом в отставку в апреле 2011 года. Министр транспорта – Гассан Абуд, основатель и главный редактор "Orient TV". Министр по делам политических партий – Навваф Башир, который вышел из СНС в феврале 2012, основав "группу политического действия" в поддержку ССА и других отрядов вооруженной сирийской оппозиции. Министр по правам человека – Хейсам Манаа. Министр по делам вакуфов – Мухаммад аль-Хабаш, бывший депутат сирийского парламента, представитель "умеренного крыла" сирийских "братьев".
Ну, а что же Россия и Иран. Полагают, что эти две страны уже дали свое неофициальное "добро" этому плану. Некоторые сомнения, правда, внушают недавние заявления иранского руководства о том, что ИРИ не допустит свержения режима Асада. Но, с другой стороны, политический прагматизм иранского руководства хорошо известен, да и "узоры" древнейшей персидской дипломатии не стоит сбрасывать со счетов. К тому же, по некоторым данным, инициативная группа сторонников данного плана уже ведет переговоры с руководством ливанской "Хизбаллы" и не без успеха. В любом случае, позиция ИРИ в сирийском вопросе, по крайней мере в той стадии, в которой он сегодня находится, будут, на наш взгляд, во многом определятся позицией России. Что же касается России, то как следует из вышесказанного, многие персонажи переходной власти в Сирии, достаточно хорошо знакомы Москве.
Вопрос в другом. С учетом тех ожесточенных и кровопролитных боев, которые ведут конфликтующие стороны в Сирии, каждая из которых, вне зависимости от преследуемых целей, действует по принципу "до основания, а затем...", насколько высоки шансы у авторов этого плана "продать" его победившей стороне без прямого внешнего вмешательства, хотя бы в виде установления "бесполетных зон" и "зон безопасности".