KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

На площади Ференца Листа

Просмотры1931Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2012-08-05
На площади Ференца Листа

Признаюсь, я очень хотела познакомиться с Шейхмусом Дагтекином. С тех самых пор, как впервые узнала о нём, прочитав интервью с ним  Сваровских в дни Московского книжного фестиваля – 2011 на сайте  Kurdist.ru. 

Курд  Шейхмус Дагтекин представлял на этом фестивале Францию, её современную поэзию. Была уверена, что рано или поздно, это произойдёт, равно как и в том, что у нас с ним есть если не общие друзья, то уж общие знакомые  точно имеются. Всё так и случилось, всё так и было.

В Париже было знойно. Температура зашкаливала.  Воздух был потрясающего жёлто-розового цвета,  почти вибрирующий и такой осязаемый,  плотный,  который я так люблю в этом городе. Как на полотнах импрессионистов.

Мы встретились в маленьком кафе на симпатичной площади Ференца  Листа буквально в двух шагах от Парижского курдского института.

Он из тех людей, которые способны обаять с первого взгляда. Было ощущение, что я знакома с ним   давно.  Не было никакого смущения, какой-то неловкости, которые обычно случаются  в первые  минуты общения   незнакомых  людей и мы сразу же решили быть на  “ты”, тем более, что это в курдской традиции.

- Спасибо, что согласился встретиться со мной. Я очень рада. Я кое-что о тебе уже знаю. Читала твоё московское интервью. Надеюсь, сегодня у нас сложиться беседа, которая позволит мне и читателям лучше  и больше узнать тебя.

- И я рад нашей встрече. Позволь подарить тебе мою последнюю книгу  ‘’Ma maison de guerre”.

     - Спасибо. По-русски это значит  "Мой дом войны".  Почему ты так назвал  её?  Что и какой смысл несёт это название?

- Я не могу заткнуть себе уши, заклеить глаза и наслаждаться  той жизнью, которая проистекает в стенах моей квартиры. Не понимаю тех, которые искренне, а может и вовсе не искренне, считают, что они живут в гармонии с собой. Это невозможно, если рядом, порой в шаге от тебя, гибнут и страдают люди. О какой гармонии, о каком умиротворении может идти речь, если каждую минуту твоей такой сытой, такой защищённой жизни, рвутся бомбы над головами ни в чём не повинных, когда сжигаются дотла их дома, их надежды, их будущее. В моём доме нет стен,  он вбирает в себя все те ужасы, стоны и слёзы, потоки крови, сожженные  и изувеченные напалмом тела. Дом, в котором я живу, это мой,  твой, наш дом войны.

- Ты из тех, которые никогда не спрашивают  “по ком звонит колокол”.  Тебе не нравится мир, в котором мы живём.   Скажи, а ты задумывался  о том, что  читатель может не понять или даже не принять достаточно сложный  не только в лингвистическом смысле, но и в эмоциональном, язык твоей поэзии, твою такую обострённую и честную позицию.

-  Да, мир, в котором мы живём, мне не очень нравится. В истории человечества всегда было много страданий, слёз, массовых убийств, жестоких казней, лжи, мерзких улюлюканий, предательств и равнодушия. Всего этого вдоволь и сегодня. Конечно, была, есть и будет и светлая история, незапятнанная, человеческая.  Но я не могу быть равнодушным к насилию, войне, тошнотворной фальши.  Я борюсь со всем этим теми средствами, которыми владею. Я поэт. И мне глубоко неприятны люди из кожи вон лезущие, выдавая себя то за борцов за справедливость, то  за воинствующих защитников сомнительных ценностей. Это неприемлемая позиция, вернее, это вовсе  даже не позиция и называется это совсем по-другому. А язык, любой язык, в том числе и язык поэзии, надо учить и постигать. Это тяжёлый труд, требующий усердия, упрямства, времени, а главное, желания. А тот, кто не принимает мою позицию, он читает совсем другие книги. Или вовсе их не читает.

-  Есть русское выражение “ни богу свечка, ни чёрту кочерга”. К счастью, это совсем не про тебя.   Ты говорил, что в своих книгах  ты обращаешься ко всем своим человеческим собратьям и считаешь, что люди должны научиться  говорить друг с другом, иначе ничего не получится. Ты веришь, что такое возможно и когда-нибудь это произойдёт?

-   Во всяком случае, очень надеюсь. Есть вещи абсолютно очевидные. Сохранить мир можно, но только объединив свои усилия. Мы столкнулись с проблемами, от решения которых зависит судьба человечества. И это глобальные проблемы. Приоритет общечеловеческих ценностей должен быть незыблем. Это не просто слова. Это то, чему мы должны придавать первостепенное значение. Каждый на своём месте и все вместе. Абсолютно  уверен,  требуется революция человеческих качеств. Серьёзная работа, требующая серьёзных вложений. Но это гораздо дешевле, чем  вести разрушительные войны,  уничтожать экологию и осквернять души.

-   Не могу сказать, что я уж очень хорошо знаю французскую поэзию, но как человек с гуманитарным образованием некое представление  о ней  имею. Чего не могу сказать о современной французской поэзии и поэтах.  Ты единственный французский поэт, с которым я, теперь уже могу сказать, знакома.  Сваровские сделали перевод на русский нескольких твоих стихов. Я нашла их достаточно сложными, философскими.  И прекрасными! Да, прекрасными!

- Спасибо. К сожалению, широкой публике во Франции современная поэзия мало интересна. Подозреваю, что и в других странах та же ситуация. И всё же могу сказать, что поэзия сегодня – это явление  в современной литературе. Поэтов много и все они, к счастью, разные. Есть и очень  талантливые.  Беда в том, что поэзия очень плохо представлена в СМИ. Интерес есть в очень узких кругах. Такой корпоративный интерес.  Но бывает, что поэты собирают большие залы, площади, особенно в фестивальные дни. Это обнадёживает.

- Знаешь, мне очень понравился твой ответ на вопрос Сваровских о твоей роли в современной поэзии. Надеюсь, когда читатели будут читать наше с тобой интервью, они перечитают его, дабы освежить в памяти всё то, что ты сказал. Хочу спросить тебя о Руми. Я тоже его очень люблю и если бы я жила с ним в одно и то же время, я бы хотела быть в числе его друзей. Тебе не кажется, что он мог быть курдом?

- Да, и я бы хотел быть его другом. Он жил 800 лет тому назад, но абсолютно современен и будет таким всегда, он опережает любое время. Он был всегда в поисках истины, он был всегда в пути, не просто стоял на какой-то дороге, а шёл по ней.  Высокие ценности, такие как любовь и дружба, были для него превыше всего. Я принимаю его утверждение, что для того, чтобы видеть вещи такими, какие они есть, человек должен соединить две точки зрения: человек в мире и мир в человеке. Но чтобы соединить эти две экзистенции нужно “воображение”.   Он говорил, что целью этого мира является человек, а целью человека  -  это мгновение.  Он мог быть курдом. Его семья после долгих скитаний осела в курдском городе Конья. Он взял себе имя Руми. Именно так курды называли, и по сей день называют, Малую Азию. Но для меня совершенно не важна его национальность, ибо он воплотил в своей поэзии всё то, что составляет сущность, душу, предания и верования всех народов, среди которых он жил. Величие человеческого духа, стремление к совершенству  -  вот, что занимало воображение Руми.

- Русский поэт Некрасов в одном из своих программных стихотворений писал:  “Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан”.  А в  стихотворении “Эллегия” он писал: “Я лиру посвятил народу своему. Быть может,  я  умру, неведомый ему, но я ему служил и сердцем я спокоен”.  А вот великий русский поэт Пушкин написал совсем другие строки: “…Никому отчёта не давать, себе лишь самому служить и угождать; для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; по прихоти своей скитаться здесь и там.  – Вот счастье! Вот права…”.   А ты как считаешь? Какая позиция тебе ближе?

- Ну, Гражданином каждый из нас обязан быть независимо от того, поэт ли он или повар. И не важно, в какой стране ты живёшь – в той ли, в которой ты родился или в той, которая стала для тебя родной. Каждый нормальный человек не может не любить историю, традиции, образ жизни, ценности, культуру, язык  той земли, которая приняла его, которая стала ему родиной. Но я понимаю твой вопрос. Тебя ведь интересует другое? Ощущаю ли я себя курдом?  Я курд, живущий во Франции. Я поэт, который наполнен курдским содержанием. Но я пишу не только для курдов. Я хочу быть интересен многим и разным. Я хочу, чтобы меня читали и понимали независимо от национальной принадлежности. Де Карт призывал честно мыслить. Вот, пожалуй, для меня это важнее всего. И я согласен с утверждением, что поступать надо по морали, но думать по правде, по истине.

- Согласна. Хочу спросить тебя вот ещё о чём: когда, как ты почувствовал себя поэтом, ты понял, что по-другому видишь всё, по-другому слышишь, ощущаешь, реагируешь. Как становятся поэтами? Это такая великая загадка для меня. Не только поэтами. Художниками, музыкантами, одним словом – творцами. У тебя есть ответ? Кто-то, когда-то сказал, что курды очень поэтичный народ. И это -  святая правда. Но кое-кто из курдов воспринял это просто буквально, как руководство, как призыв к действию. И таким образом, у нас практически каждый  десятый курд стал поэтом. Этакие воображалы и графоманы. Как ты относишься к этому? Мне, например, это совсем не нравиться. Я не люблю, когда обесценивается “Души творенье”.

- Не могу сказать, в какой день, час, минуту, я почувствовал, что хочу или могу облечь свои мысли, чувства, переживания в некие особые слова, в некий образ. Кажется, так было всегда. Почему и как это происходит, я не знаю.  И я тоже не люблю, когда обесценивается “Души творенье”.  Но, с другой стороны, надо признать, что это не самое страшное зло, творимое людьми. Хотя, вопрос дискуссионный.

- Философы призывают людей познать себя. Как?  Есть ли какие-то особые рецепты у вас, у поэтов? Подозреваю, что многие  из нас, из простых людей, живут себе, живут, потом помирают и так ничего и не понимают. Либо ничего и не хотят понимать. А зачем?  Нам и так хорошо. Баловство всё это, говорим мы. А  как  поэты себя познают? Мы говорили о Руми и о его понимании этого сложнейшего вопроса.  В какое зеркало ты смотришься? И что для тебя является зеркалом?  Окружающий тебя мир? Или ты и есть зеркало, в котором отражается вся Вселенная?

- Ты хочешь, чтобы я с ходу, в двух словах, ответил на важнейший, один из самых  ключевых вопросов философии?  Человек в мире и мир в человеке  -  всё это очень тесно связано и в моих поисках ответов на столь глубинные вопросы. Рациональное и чувственное сходятся и расходятся в этих моих попытках найти ответы. Знаю только, что одно без другого невозможно.  И  знаю точно, что для меня важны, первичны мои чувства и надежды, мои мысли и убеждения, моя вера и любовь – всё то, что составляет мою сущность, что помогает мне познать и себя и окружающий меня мир.   Что помогает  расти, меняться, удивляться и радоваться, страдать и горевать, уходить от чего-то, но и приходить к чему-то, терять и находить.

- Ты  лауреат престижных литературных  премий Франции. Что объединяет тебя и одного из основателей “Парнасской школы” Теофиля Готье или вождя символистов Стефана Малларме?

- Ничего. Просто высокое жюри решило, что я достоин этих премий. За что им огромное спасибо. Но всё, что я читал, познал, полюбил, всё, что мне открылось и обогатило меня – прошло через мою душу и стало частью меня.

- У тебя потрясающий французский язык. Впечатление, что ты говоришь даже лучше французов. Ты говорил на нём ещё до приезда во Францию?

- Нет.  Но я много работал. Мои родители приучили меня делать всё, что я делаю, хорошо. И я им очень благодарен. Они поддерживали нас, детей, в наших стремлениях чего-то добиться в жизни, они любили и уважали нас. Они любили и уважали друг друга. Мы были очень бедны, но это не разрушило нас. Лет до 9 я пас ягнят.  У меня не было никаких перспектив. Но так как я хорошо учился, родители способствовали тому, чтобы я смог продолжить своё образование. А когда мой старший брат уехал во Францию, это стало для меня шансом. И я им воспользовался.

- Ты уехал ещё и потому, что не хотел служить в турецкой армии? Как этот твой поступок стыкуется с твоей гражданской позицией, и нет ли тут противоречия?

-  Нет. Я никогда не смог бы служить в армии, которая убивала и унижала мой народ.

- Что для тебя важнее всего в этой жизни? Я не спрашиваю сейчас о твоей позиции гражданина,  сына своего народа, писателя.  Карьера, слава, творчество,  здоровье,  семья,  деньги, путешествия, любовь. Что из перечисленного приоритетнее для тебя?

- В той или иной степени важно всё. Всё перечисленное тобой, так или иначе, взаимосвязано. Но  важнее всего, конечно, любовь. В самом широком смысле этого слова.

- В твоём творчестве, социально обострённом, значительное место занимает лирика. Она такая чувственная, необычная, удивительная и возвышенная,  такая звенящая  и нежная. Ты рисуешь такие потрясающие  образы, используешь такие метафоры, что так и хочется спросить, где и как ты черпаешь своё вдохновение, откуда ты извлекаешь эти слова, эту мелодию, эту  фантастическую и такую глубинную страстность и трепетность. Откуда такая смелость, откровенность,  чистота и целомудрие одновременно? Но я не буду спрашивать о том, что  и так очевидно. Есть Она! Правда?

- Правда.

- Спасибо тебе за беседу. Мне было очень интересно. Обещай, когда ты приедешь  в Москву, ты будешь гостем моей семьи.

-  Обещаю! Спасибо тебе.

 

Париж, июль 2012года                                                                                 

 


поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Может всё же пришло время…?

2019-06-16 Анаре Барие Бала

Недавно весь мир отмечал 74 годовщину победы над фашизмом. Миллионы людей во всем мире вышли на улицы поминать своих родных и близких, погибших в этой бойне...

Борьба за Стамбул. Отчаяние Эрдогана

2019-05-08 Кирилл Жаров, tass.ru
Борьба за Стамбул. Отчаяние Эрдогана

ЦИК Турции отменил результаты выборов мэра Стамбула спустя месяц после голосования. Такое решение избирательной комиссии может показаться нелогичным — ведь оппозиционный мэр уже получил от ЦИК официальный сертификат о назначении...

Atlantico (Франция): напряженность между Ираном и США достигла апогея

2019-04-26 Ален Родье, inosmi.ru
Atlantico (Франция): напряженность между Ираном и США достигла апогея

США заявили, что больше не потерпят никаких исключений из эмбарго на приобретение иранской нефти, в связи с чем потенциальным покупателям (Индия, Китай, Япония, Турция, Тайвань, Италия, Греция) могут грозить американские санкции...

Дамаск и Тегеран пытаются остановить новую агрессию Турции

2019-04-14 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Дамаск и Тегеран пытаются остановить новую агрессию Турции

Как известно, Анкара под предлогом борьбы с террористами провела в последние годы две военно-карательные операции на северо-западе Сирии, где создала довольно обширный протуреций плацдарм...

Численность террористов в Сирии и мире резко возросла

2019-04-11 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Численность террористов в Сирии и мире резко возросла

Обмен заявлениями между Вашингтоном и Тегераном о признании террористическими организациями, соответственно, КСИР Ирана и ВС США резко увеличил число террористов в Сирии, на Ближнем Востоке и в мире в целом...

Юнус Рауф Дылдари

2019-04-03 Kurdistan.Ru
Юнус Рауф Дылдари

Рано ушедший из жизни, но оставивший своими произведениями яркий след в курдской литературе Юнус Рауф Дылдари родился 20 февраля 1918 г. в Восточном Курдистане в городе Койсанджаг...

В поисках идеологии

2019-03-31 Анаре Барие Бала

Долго не решался написать эту статью, так как, как большинство людей на земле, боялся критики – "вот, тоже мне умный нашелся, сидит, указывает, что надо делать!"...

Эрдоган рядится в тогу борца с террористами и требует себе еще одну "зону" в Сирии

2019-03-18 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Эрдоган рядится в тогу борца с террористами и требует себе еще одну "зону" в Сирии

Претендующий на роль султана новой Османской империи господин Эрдоган с маниакальной настойчивостью добивается создания в приграничных с Турцией районах Сирийской Арабской Республики (САР) так называемой "буферной зоны"...

Радикальные исламистские группировки как вызов международной безопасности

2019-03-12 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Радикальные исламистские группировки как вызов международной безопасности

По всему миру активизировались террористические группировки радикально настроенных исламистов. Практика показала, что борьбу с ними лишь военным путем вести явно недостаточно...

Курдский вопрос сто лет спустя: о проблемах и актуальности итогов Первой мировой войны

2019-02-22 Икбаль Дюрре, interaffairs.ru
Курдский вопрос сто лет спустя: о проблемах и актуальности итогов Первой мировой войны

В 1918 году завершились боевые действия Первой мировой войны (Компьенское перемирие 11 ноября в Европе и для рассматриваемой курдской проблемы - Мудросское перемирие 30 октября), за которыми последовали переговоры, оформившие систему договоров нового, по

К ностальгии по неудавшимся проектам на Ближнем Востоке

2019-02-20 Станислав Иванов
К ностальгии по неудавшимся проектам на Ближнем Востоке

Некоторые политики ностальгируют по прежним порядкам на Ближнем Востоке времен Саддама Хусейна и Хафеза Асада. Якобы тогда были мир и порядок в регионе...

Война уже началась: иранский режим угрожает

2019-02-06 inosmi.ru
Война уже началась: иранский режим угрожает

Анализ происходящего показывает, что Тегерану не удается перевести в практическую плоскость свой гнев и фрустрацию, вызванные серией израильских ударов по иранским объектам в Сирии, счет которым в последние годы идет на сотни...

Что скрывается за реанимацией Аданского соглашения 1998 года?

2019-01-29 Станислав Иванов, Kurdistan.ru
Что скрывается за реанимацией Аданского соглашения 1998 года?

В ответ на обвинения Дамаска в агрессивных действиях и оккупации турецкими войсками северных районов Сирии, Эрдоган вновь вытащил на свет давно устаревшее сирийско-турецкое Аданское соглашение 1998 года...

Американцы еще не ушли, а желающих занять их место уже предостаточно!

2019-01-26 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Американцы еще не ушли, а желающих занять их место уже предостаточно!

Не успели прозвучать первые заявления о намерении администрации США вывести свой двухтысячный военный контингент из Сирии, как многие псевдополитики и псевдоэксперты включились в общий хор сплетен и домыслов...

LOrient-Le Jour (Франция): Эрдоган и Путин обсуждают облик Сирии без американцев

2019-01-24 inosmi.ru
LOrient-Le Jour (Франция): Эрдоган и Путин обсуждают облик Сирии без американцев

Реджеп Тайип Эрдоган отправился вчера в Москву с четкой целью: убедить Владимира Путина принять формирование буферной зоны на севере Сирии...

План России по PKK-PYD: что Москва предложит Анкаре?

2019-01-24 Салих Йылмаз
План России по PKK-PYD: что Москва предложит Анкаре?

Заявление президента США Дональда Трампа о выводе американских сил из Сирии, сделанное им 19 декабря 2018 г., заставило активных участников процесса урегулирования сирийского кризиса пересмотреть свои стратегии...

Вывод американских войск из Сирии изменит Закавказье

2019-01-21 Станислав Тарасов, regnum.ru
Вывод американских войск из Сирии изменит Закавказье

Заявление президента США Дональда Трампа о выводе американских войск из Сирии вызвало огромный политический резонанс в первую очередь на Ближнем Востоке, где это событие восприняли по-разному...

Иракская кампания мести после ИГИЛ*

2019-01-17 Бен Тауб, newyorker.com
Иракская кампания мести после ИГИЛ*

Сентябрьское утро в Багдаде. Движение транспорта на контрольно-пропускных пунктах прекратилось, поскольку за взорванными стенами уже расположились бюрократы, а температура поднялась до ста пятнадцати градусов...

Шииты пытаются взять реванш и провоцируют новые войны

2019-01-13 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Шииты пытаются взять реванш и провоцируют новые войны

К такому выводу пришел известный российский ученый Г.И.Мирский в своей статье "Шииты в современном мире", опубликованной 13 декабря 2005 года в № 6 журнала "Россия в глобальной политике"...

Башар Асад – заложник своего окружения и иранских аятолл

2019-01-06 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Башар Асад – заложник своего окружения и иранских аятолл

Вопреки победным реляциям ряда зарубежных государственных деятелей, предпосылок к восстановлению сирийского государства пока нет...

Россия виновата в самоуверенности Дамаска

2019-01-06 Александр Аксененок, kommersant.ru
Россия виновата в самоуверенности Дамаска

2018 международный год завершается новостями о выходе американских военных из Сирии. По словам президента США Дональда Трампа, Америка одержала победу над террористической группировкой "Исламское государство"...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Июнь
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party
Опросы
Считаете ли вы возможным начало открытых военных действий между Ираном и США?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях


Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика