Специальный представитель ООН и ЛАГ по Сирии Кофи Аннан подал в отставку. В своем прошении он констатировал лишь то, что и так было известно еще до начала его инициативы: "стороны не готовы к миру, идет срыв ранее заявленных договоренностей, насилие продолжается", и т.п. Все это можно было заявить и до начала всего того процесса, который был назван его именем и из-за которого разгорелись нешуточные дипломатические страсти.
Если называть вещи своими именами, то инициатива Аннана просто сильно опередила свое время. То, что предложил бывший генсек ООН, идеально подходит к тому периоду развития сирийского кризиса, когда противоборствующие стороны, а еще более – мирное население и экономическая элита, смертельно устанут от перманентного насилия и осознают, что никто из них не в силах решить вопрос чисто военными средствами. Это же осознание должно посетить и основных международных игроков, которые в той или иной степени вовлечены в этот конфликт по разные стороны баррикад.
Но то, что мы наблюдаем сейчас – это второй и далеко не последний этап развития кризиса. В головах сирийских оппозиционеров и их зарубежных спонсоров имеется только одна идея "фикс" - свержение режима Башара Асада исключительно военными средствами. В этом заблуждении пребывает и режим – исходя из участи М.Каддафи и Х.Мубарака, у Дамаска просто не остается иного выхода, нежели как победить воееным путем. Отметим, что если на стороне Каддафи в основном воевали его деньги, то в Сирии мы четко должны понимать, что Асада защищают те, кто в случае падения режима окажутся на грани физического уничтожения или же серьезного поражения в гражданских правах. И это не обязательно алавиты, но и значительная часть суннитов, и христиане, и черкесы. Только за последние 2 месяца на своей исторической родине в Армении получили гражданство более 5 тыс. беженцев из Сирии. Еще столько по самым скромным подсчетам ожидают своей очереди.
Стороны конфликта явно не навоевались. Их умы будоражит запах быстрой победы. На стороне Дамаска – поддержка Ирана, России и КНР плюс боязнь половины населения прихода нового режима. У оппозиционеров – революционный запал и очень большие деньги , прежде всего от Саудовской Аравии и Катара. Отсюда иллюзия, что еще немного, и победа неминуема. Сколько продлится этот второй этап, сказать трудно, но рискнем предположить, что долго. И вот почему.
На днях появилась информация, ЦРУ США официально получило разрешение президента Барака Обамы оказывать помощь сирийской оппозиции. Оно это делало и до этого разрешения. Например, готовило боевиков в лагерях спецназа в Турции и Иордании, о чем мы уже говорили; снабжало оппозиционеров средствами связи; и очень активно "окучивало" сирийскую эмиграцию с целью получения достоверной информации и создания "пятой колонны". Еще три месяца назад госсекретарь Х.Клинтон говорила, что "у США нет четкого понимания, с кем можно говорить в сирийской оппозиции". Теперь такое понимание есть, и директива Б.Обамы это юридически закрепляет. Она могла бы появиться и ранее. Не надо быть наивными людьми и думать, что американская разведка занималась оказанием помощи сирийской оппозиции самовольно. Просто Белый Дом официально продолжал дипломатические усилия по "проталкиванию" нужной ему резолюции в Совете Безопасности ООН, и когда все надежды в отношении этого развеялись, просто "поставил все точки над I". Это означает, что Вашингтон более не верит в возможность убедить Москву и Пекин изменить свою позицию по сирийскому досье, только и всего. Из сказанного вытекает только один вывод: разведывательно-подрывная работа в отношении режима в Дамаске будет нарастать по всем направлением. Плюс интенсифицируется еще в большей степени аналогичные усилия со стороны суннитских монархий Персидского залива и Турции. Говорить в этих условиях о каких-то мирных переговорах бессмысленно. При этом Госдеп США собирается продолжать усилия по "вынуждению Дамаска соблюдать договоренности плана Кофи Аннана". Это звучит цинично, поскольку, прежде всего такие усилия будут направлены на то, чтобы максимально нейтрализовать основное преимущество режима, а именно – задействование в боях тяжелой техники и авиации. Резолюция ЛАГ, которая была внесена в Совбез ООН с подачи Эр-Рияда, преследует ровно те же цели. В тексте резолюции нет более упоминания о безусловной отставке Асада, зато есть требование введения "бесполетной зоны". Но это и будет означать очень скорое падение режима, поскольку обеспечивать свое превосходство в условиях дефицита живой силы он в состоянии только за счет авиации и артиллерии. "Бесполетная зона" есть повторение под копирку ливийского варианта и будет означать появление в сирийском небе авиации "друзей Сирии". Вообще упорное стремление целиком и полностью перенести наработанный ливийский опыт на сирийскую землю есть основная слабая точка этих "друзей". Их действия легко прогнозируются и соответственно на них можно, при умении, быстро реагировать. Последние события в Дамаске и Алеппо это четко иллюстрируют – то же стремление создать свободный анклав с постоянными каналами подпитки оружием и продовольствием, что и в Бенгази и Мисурате, с последующим расширением зоны наступления. Но ошибка была только в одном – недооценка сил режима и отсутствие в Сирии благодаря усилиям Москвы и Пекина "бесполетной зоны".
Отсюда очень неприятный сценарий затяжной гражданской войны, которая то будет активизироваться, то вновь затихать. Повторим, что наступать на Дамаск колоннами без поддержки авиации – есть самоубийство. Алеппо также скоро падет, в городе уже ощущается очень значимый дефицит продовольствия, а это верный признак скорого перемирия. Последнее обязательно наступит, поскольку оппозиционерам после таких жертвенных боев надо будет переводить дух, и приводить свои отряды в порядок. Это уже один раз происходило, когда инициатива Аннана, как мы и предполагали, была использована повстанцами и их спонсорами для собирания сил в кулак для атаки на Дамаск и Алеппо. И такая тактика будет ими примениться и в дальнейшем.
Что же касается плана Аннана, то, несмотря на провал в основном, одну задачу он, безусловно, выполнил. В Сирии осталась миссия наблюдателей ООН, что дает хоть какую-то возможность получения объективной информации о происходящем. Для того хаоса гражданской войны, в который сейчас погрузилась Сирия, это очень важный момент.