"Арабская весна" ведет пока не к росту "цветов демократии" в странах, где устранены прежние режимы, а по меньшей мере к их развалу. Такое мнение в интервью "Голосу России" высказал востоковед-тюрколог Станислав Тарасов.
Египет теряет контроль над Синайским полуостровом, Ливия расколота на три части, а наиболее вероятным результатом сирийского кризиса может явиться развал страны. В северных районах Сирии, как и в Ираке, стала формироваться курдская автономия. Административная власть там перешла к Курдскому национальному совету из 11 партий. Поэтому вовлеченность Турции в сирийский кризис, что в свою очередь сильно стимулировало этот процесс, выглядит довольно загадочной. Ведь изначально была очевидна возможная геополитическая смычка между сирийскими и иракскими курдами. Теперь цепочку вырисовывающегося сценария стали замыкать турецкие курды. Но и тут немало загадок. В последнее время в отдельных частях Турции участились теракты. Причем не всегда очевидно, что это дело рук официально объявленной террористической Курдской рабочей партии.
Как известно, курды, являясь этническим меньшинством в Турции, не только ставили перед Анкарой проблему предоставления им национальной автономии, но и добились того, чтобы решение курдского вопроса было обозначено в качестве одного из условий для вступления ее в ЕС. Причем Брюсселем эта проблема не была снята даже тогда, когда в 1984 году вспыхнула вооруженная борьба Курдской рабочей партии с турецким правительством.
Правда, Анкара предприняла попытки решить эту проблему цивилизованными средствами, обещая вписать в новую Конституцию соответствующие статьи. Цель была одна - не допустить глобализации курдской политики, рассредоточить сформировавшуюся курдскую элиту, частично вошедшую даже в партию Эрдогана, по другим политическим партиям и партийным предпочтениям.
Действительно, в турецком Курдистане быстрыми темпами росла поддержка правящей Партии справедливости и развития (ПСР), укреплялось мнение о необходимости решения курдской проблемы в рамках единства страны. Считалось, что в этом случае турецкий Курдистан получил бы самоуправление (это могла быть федерация), курдский язык получил бы статус второго языка в стране и одним из языков системы народного образования. Большая страна, в значительной степени интегрированная в Европу, могла бы при условии решения курдской проблемы дать курдам больше возможностей, чем просто независимый Курдистан.
В результате весной 2010 года было достигнуто перемирие Курдской рабочей партии с Анкарой. Одновременно налаживались отношения и с Иракским Курдистаном. Но политика, когда курдскую проблему в Турции пытались решать в Эрбиле (столица Иракского Курдистана), а не в Диярбакыре (главный центр Турецкого Курдистана), провалилась. Летом 2010 года, когда Курдской рабочей партии стало очевидно, что турецкое правительство руководствовалось всего лишь одними тактическими соображениями, перемирие было сорвано.
24 октября 2011 года Турция начала военную операцию на территории Ирака, направленную на ликвидацию лагерей боевиков Курдской рабочей партии. Более того, когда Анкара без консультаций с Багдадом пошла на заключение сделки с региональным правительством Курдистана (РПК) в Северном Ираке для экспорта нефти и газа из этого региона в Турцию, возникло еще больше проблем. Одна из них - укрепление не только сепаратизма Эрбиля, но и политических позиций главы Иракского Курдистана Масуда Барзани.
Он совершил поездку даже в Вашингтон и, по всей вероятности, вернулся из США с одним из вариантов "курдского проекта". Его контуры стали очевидными после того, как на геополитическую сцену вышли сирийские курды, создавшие тем самым общерегиональный мультипликативный эффект. Таким образом, курдская проблема стала приобретать самостоятельную динамику, открыто входить в сферу интересов внешних держав, вовлеченных в сирийский кризис.
Неслучайно недавний визит в Эрбиль главы МИД Турции Ахмета Давутоглу, его попытки договориться с президентом Иракского Курдистана Масудом Барзани о совместных действиях против Сирии провалились. Барзани открыто дал понять, что его ресурс компромиссных соглашений с Анкарой по курдскому вопросу почти исчерпан. Хотя еще недавно он во время своего апрельского визита в Турцию призвал курдских боевиков в Турции "сложить оружие".
В этой связи метко выразился обозреватель влиятельной турецкой газеты Hürriyet Эртогрул Озкёк: "Арабы воюют, турки мечтают, а курды побеждают, делая шаг за шагом на пути к созданию своей государственности. Используя ошибки и промахи архитекторов "арабской весны", они уже сумели многого добиться".