На курдских сайтах преобладает традиция – писать исключительно о курдах: только о курдах в Ираке, только о курдах в России. Правильно ли это?
Что касается России, то явно неправильно, поскольку нужно обсуждать курдские проблемы именно в российском контексте. Как бы ни велика была курдская диаспора в России, но она держится на горстке людей. Уже ушли многие курды, благодаря которым о курдах знали и на самом верху, курдские позиции в России сейчас сильно ослабли.
В прошлом году ушел Матлаб Османов. Он не был академиком или депутатом, был рядовым по своим достижениям курдом, но он горел курдским патриотизмом, при этом он совершенно не противопоставлял себя России. К сожалению, после его смерти я еще не встречал курда, который бы думал, как укоренить курдскую общность на русской почве, как создать условия, чтобы распыленные курды, лишившиеся прежнего анклавного («местечкового») бытия в Азербайджане, Армении и Грузии, где они естественно воспринимали язык в семье и в общении с соседями, сохранили свой язык, свою культуру, свою идентичность в многонациональной и поэтому часто безразличной к отдельным "мелким" этносам России.
Матлаб Османов шел с самого низа общества, вырос в деревне, не получил хорошего образования, плохо, особенно когда возбуждался, говорил по-русски, но обладал пассионарностью и большим желанием работать для своего народа. Он обращался в мэрию Москвы, в министерство культуры России, обращался, куда мог, с предложениями создать курдскую школу в Москве, создать курдский культурный центр, но его усилия не завершились успехом. Почему? С курдской ниткой ковер российской культуры был бы красивее, а, возможно, и теплее!
Курдам в России некуда приткнуться, многие из них ощущают себя перекати-полем, вечными мигрантами, людьми мира. Тем более, что родственники у многих, часто родные братья, сестры живут и в Щвеции, и во Франции, и в Америке, везде по миру. Видимо, курды уже махнули рукой на свою коллективную жизнь в России (трудно культивировать собственную коллективную этническую культуру в чужой среде), традиции еще сохраняют в семьях, и то, если получается. Как компенсация отсутствия общего очага многих российских курдов греет мысль, что где-то вот-вот народится курдская республика, где все будут говорить по-курдски. Многим не терпится! Когда уже?!
Это действительно так, курдская государственность уже существует, курды говорят и главное управляют своим регионом на своем языке, предпринимаются усилия реставрировать духовные основы курдской нации – восстановить литературу, историю, язык, музыку, культуру во всех ее аспектах, все то, что пятьсот лет проверяли на живучесть, истончая духовные силы дискриминацией, иноязычным гнетом и всяческими запретами, не говоря уже о прямом истреблении и оттеснении на "цивилизационные неудобья" курдского народа.
Парадокс иракского Курдистана, уже вполне Курдистана, о чем скажет каждый, кто там побывал, состоит в том, что никто не скажет уверенно, когда он отпадет от этого, казалось бы, абсолютно неестественного, но выживающего уже не первое десятилетие государства – Ирака. Кощунством может показаться любому курду сомнение в том, что Курдистан отделится от Багдада уже в ближайшее время. Это было намерением, а не просто возможностью, неслучайно отменили обязательное преподавание арабского языка в школах, и выросло поколение курдов, которые совсем не говорят по-арабски. Но ведь может так случиться, что Курдистан останется частью демократического, федеративного Ирака. Теоретически, да и практически это вполне возможно. Примеров – много. Живут же русские в одном государстве вместе с татарами и мордвой, а не с украинцами и белорусами. Да и сейчас единое экономическое пространство вокруг России крепче затягивается на востоке, чем на западе.
В этом свете не стоит игнорировать то, что происходит в Ираке. Более того, если учесть курдскую составляющую, то история Ирака выглядит совершенно иначе, ведь арабская составляющая в ней была слишком преувеличена в XX веке. Если брать ближайшие годы, то, возможно, усилия стоит направить не на скорейшее обособление Курдистана от Ирака, как настаивают многие, а на выход курдов на федеральный уровень. В годы национально-освободительной борьбы курдского народа приходилось настойчиво подчеркивать «курдская», чтобы сохранить идентичность, и это удалось: курды уже никогда не растворятся в Ираке. Сегодня курды, защитив свою идентичность, могут перейти в наступление и стать не посредником между шиитами и суннитами, а одним из реальных столпов современного федеративного Ирака.
В любом случае огромное значение будут иметь следующие парламентские выборы в Ираке. Они должны пройти в конце 2013 года, хотя есть возможность и досрочного их проведения. Осталось меньше года! А может оказаться и еще меньше! И это при той сложной ситуации, которая сейчас в Ираке, да и в самом Курдистане, где весьма сильна межпартийная конкуренция, особенно за пределами Курдистана. От исхода этих выборов много будет зависеть. Уже давно надо готовиться к выборам 2013 года, готовиться на региональном и на федеральном уровне. На политике отстранения от общеиракских дел курды и те, кто станет их партнерами на следующих выборах, могут проиграть их расчетливому и коварному Нури эль-Малики, который склонен строить не федеративный, а унитарный Ирак.
Лозунг "Скорее прочь из Ирака!", который издают многие наблюдатели-курды, - это, скорее, боязнь поражения, Более того, преждевременная капитуляция, а не расчетливая и выверенная политика. Более того, это – реальная почва для антикурдского, то есть антифедералистского альянса шиитов и суннитов, обхаживать которых Малики уже приступил, чему, видимо, мешали такие политики как Хашеми.