На сайте KURDISTAN.RU 30 августа этого года была публикована статья Модеста Колерова "Новые точки взрыва: Курдистан, Карабах, Россия". Эта статья охватывает круг актуальных вопросов современной мировой политики... Предлагаемый автором анализ современных геополитических и стратегических аспектов нынешних процессов, происходящих в мире, актуален. Он делает весьма интересные выводы, на которых, конечно же, обратят внимание политические и государственные деятели и структуры, кому она адресована.
И потому, мы не будем касаться общего лейтмотива и аналитических аспектов статьи. Нам хотелось бы, обратить внимание читателей и самого автора на одно высказывание, содержащееся в данной статье, и привести некоторые исторические факты по этому поводу.
М. Колеров пишет: "… Геополитическое ослабление Армении и появление на государственной сцене ещё одного исторически не примирённого участника геноцида армян в Османской империи 1915 года - курдов (курсив наш. – А. М.) - объективно вновь выводит на первый план армянской политики уже не проблему свершившегося выбора между системами гарантий: от военных в ОДКБ - к политическим в НАТО и США, - а непропорционально значимую (по сравнению с демографическим весом) проблему контроля над Нагорным Карабахом".
Во-первых, не стоит, походя затрагивать непростую тему взаимоотношений курдов и армян, да и отношений между собой других народов Османской империи. Подобные темы требуют специального рассмотрения. Во-вторых, М. Колеров называет курдов, которые наконец-то встали на путь обретения собственной государственности, "непримирённым участником геноцида армян". Это - абсолютно несправедливая и некорректная оценка. Правда, такую необъективную оценку роли курдов в исторических событиях 1915 года, сформировали в Советской Армении в шестидесятые годы прошлого века. Тогда никто не осмеливался оспорить это мнение, принятое на государственном уровне… Хотя в те годы было издано много воспоминаний армян (в том числе и известных людей) о том, как курды спасали армян (и не только их), подвергая смертельной опасности себя и своих семьи. Однако эти воспоминания постепенно вывели из оборота и предали забвению. Сейчас о них мало, кто знает, еще меньше тех, кто решается об этом открыто говорить.
Надо сразу подчеркнуть тот факт, что геноцид армян так же, как геноцид греков, курдов, ассирийцев и других нетюркских народов, населявших Османскую империю, был результатом ее государственной политики. Геноцид – это политика государства в отношении части населения своей или чужой страны, термин геноцид не применим к межконфессиональным или межэтническим конфликтам на негосударственном уровне, даже если они имели трагические последствия, а конфликты между курдами и армянами в Османской империи имели трагические последствия. Это невозможно отрицать. Но геноцид – это совершенно иное явление. Это – государственная политика целенаправленного уничтожения той или иной народности или конфессиональной группы. Для достижения этой цели были задействованы все силы и средства Османской империи, но людей и даже этнические группы, так или иначе втянутые в эти события, нельзя назвать участниками геноцида. Одну часть населения натравливали на другую, кровь порождала кровь. Разделяй и властвуй – лозунг не только Британской империи. Многие из тех, кто участвовал в этих нечеловеческих акциях, делали это из страха, уступая угрозам, ради сохранения своей жизни и жизней своих близких, а кто-то, встав на путь сотрудничества с преступной властью, столь же бесчеловечно относился и к своему народу.
Еще одно соображение. Давайте посмотрим, в истории какого народа не было предателей? Разве их не было среди армян? Ведь, об этом среди армян ходит крылатое слово. Разве во время геноцида армян в государственном аппарате Османской империи не было представителей армянского народа, которые служили этой бесчеловечной системе? Армяне служили в Османской армии (некоторые имели высокие чины! До двадцатых годов ХХ века армяне были даже в руководстве государственного арсенала!), армяне имели большой вес в экономике, были не последними людьми на дипломатической службе. Часть армян благополучно интегрировалась в Османскую империю. Сегодня потомки этих армян, которых, по разным сведениям, насчитывается около 2,5 миллиона человек, живут в Турции.
Спрашивается, почему среди других народов могут быть предатели, а среди курдов их не должно быть? К сожалению, так не бывает. Тогда почему их преступления приписывают всему народу? Да, предательство, тем более, предательство собственного народа - очень плохой поступок, но ведь до сих пор человечество не смогло перебороть эту хроническую болезнь! А во время Великой отечественной войны у нас – в Советском Союзе, разве не было предателей? С одной стороны было народное ополчение, партизаны, а с другой стороны были полицаи. Сегодня находятся люди, которые осмеливаются оправдывать их. Нет им оправдания!
Предательство и преступность не имеют национальности!
Курдский народ пострадал от политики Османской империи, он сам стал жертвой политики геноцида, которая в отношении курдов продолжается до сих пор, и нет оснований винить весь народ за преступления предателей, тем самым дезориентируя армянский народ.
Обратимся к историческим фактам. Для начала обратим внимание читателей на письмо педагога Вазгена Казаряна, известному армянскому ученому, патриоту своего народа Степану Погосяну (академику, бывшему председателю Комитета по радио-телевещанию Арм.ССР, бывшему первому секретарю ЦК Компартии Армении. – А. М.):
"Многоуважаемый Степан Погосян! …Из Вашей статьи следует, что Ханасорский поход не был таким (славным делом. – А.М.), каким он сохранился в памяти армянского народа? Что Вы хотите этим сказать? …Вы хотите сказать: "Армяне, если вы до сих пор думали, что армянские фидаини (гайдуки) не стреляли в женщин и детей, то вы ошибались. Стреляли! И еще как стреляли!" Вы это хотите заявить? Хотите принизить в глазах народа светлый образ наших фидаин?..» Это письмо было публиковано в газете "Հայ Արիներ" ("Армянские Арии", № 63, 64, октябрь, 2005г.) и затем размещено на сайте "ՀԱՅԱՐԻԱԿԱՆՉ" ("Зовармарии").
Чтобы было понятно, что это был за поход, и что так сильно расстроило одного из самых ярких патриотов армянского народа, рассмотрим, что же тогда произошло. На сайте NAIRLAND.com под заголовком "Ханасорский поход, 25 – 27 июля 1897 года" рассказывается: "Ханасорский поход – это нападение армянских борцов на курдский племенной союз Мазрик... Оно было подготовлено и совершено партией Дашнакцутюн в качестве ответа, для уничтожения их наступательной мощи и совершения акта возмездии… 25 июля 1897 г. на рассвете, около 250 (по другим источникам – 150-300) фидаинов … внезапно напали на племя Мазрик и одержали победу… Поход был завершен 27 июля 1897 г.".
В этой статье говорится, что нападавшие уничтожили в основном мужчин племени, пощадив жизни женщин и детей. Но человек, маломальский знакомый с боевой тактикой гайдуков, поймет, что при внезапном нападении, притом совершенном на рассвете, когда все еще спали, невозможно различить, где мужчины, а где старики, женщины и дети. В результате этой трехдневной операции племя Мазрик было уничтожено, погибли около 40 000 человек (см. http://www.aztagdaily.com/archives/22143"). При этом нападавшие потеряли всего лишь 25 (по другим источникам – 20) человек. Это – не то соотношение потерь сторон, которое бывает в бою. В статье сообщается, что боевиков сопровождали два армянских священника.
Обратим внимание, что события Ханасорского рейда отстоят от трагических событий 1915 г. на 18 лет. К 1915 году успело вырасти новое поколение курдов. Нельзя не признать, что у части курдов, которые были вовлечены в карательные операции правительства против армян, мог быть и личный мотив для ненависти, которую питала память об акциях армянских фидаин. Ханасорский рейд был не единственной кровавой вылазкой армянских боевиков.
Похожую историю мне рассказал один курд-эздиянин. Он после событий 1915 г. стал беженцем, а в 1918 г. вместе с родственниками обосновался в нашей деревне Курдский Памб в Армении. По его рассказам, таким же образом была уничтожена курдская деревня Соркули (большая деревня – сотни домов). Ночью, при помощи курдов-предателей, армянские фидаины убили охрану деревни, вторглись туда и истребили всех – в том числе стариков, женщин и детей, а саму деревню сожгли дотла…
Так, что…
В Османской империи политику геноцида проводили не только в отношении армян, но и в отношении курдского народа. Правда, некому было сфотографировать погибших курдов или подробно написать об этом. Эта политика продолжается и в наши дни, и она опять замалчивается. Курдский народ был жертвой этой политики, и несправедливо, и аморально винить его в том, в чем нет его вины. Но если курды сегодня осуждают тех предателей, которые стали слепым орудием в руках османской государственной машины, то армяне годовщины кровавого "Ханасорского похода" отмечают как праздник, как "день победы", поют песни и играют марши, посвященные этому походу. Армянское политическое руководство до сих пор не отказывается от этой сомнительной и кровавой славы.
Да, все, что происходило тогда, было трагедией. Но это была трагедия не одного армянского, а всех народов Османской империи. Почти все народы сами пострадали и нанесли другим тяжелые раны в результате этой бесчеловечной политики. С сожалением надо признать, что частично они сами были виноваты в своих бедах: они были не организованны, не просвещены, у них не было национальной элиты, из-за чего они и стали инструментом в чужих руках, поддались на провокации Османского государства. Однако сегодня эта печальная история не должна использоваться для разжигания ненависти между нашими народами. Мы должны извлечь из прошлого урок, чтобы не податься новым провокациям, потому что есть силы, которые хотели бы вновь столкнуть лбами курдов и армян. Мы веками жили вместе, будем соседями и дальше, поэтому должны сделать все, чтобы наши народы жили в мире, стабильности и дружбе. Курдам и армянам не нужны междоусобицы. Наша сила во взаимопонимании, согласии и дружбе.
Азиз Мамоян, публицист, член Союза журналистов России и Международного PEN-клуба