События в Бенгази, связанные с атакой американского консульства и гибелью посла США, является закономерным результатом политики Запада в отношении не только бывшего ливийского режима, но и применительно ко всем т.н. "арабским революциям". Концепция союза с умеренными исламистами несет в себе серьезные издержки в виде усиления радикального (салафитского) звена, которое еще даст о себе знать в самое ближайшее время. Идея ликвидации своих недругов в лице ближневосточных диктаторов, которая затмевает все остальные соображения, показывает всю слабость и страноведческую немощь американской стратегии на этом направлении.
Именно такой сценарий Белый Дом пытается разыграть и в Сирии. Свергнуть президента Башара Асада превратилось для западников в идею "фикс". При этом не замечается или игнорируется факт мощного усиления в стране исламистского радикализма. Справедливости ради, заметим, что ЦРУ США полностью разделяет "благостный подход" к этому вопросу Госдепартамента США (а это основная "кузница" новых "прогрессивных" идей о возможности альянса с исламистами). Если проанализировать действия американского разведведомства на сирийском направлении, то мы увидим, что оно концентрирует свои усилия прежде всего на добывании достоверной развединформации о происходящих в стране процессах; подготовке боевиков для захвата в случае падения режима складов химического оружия, и т.п. То есть чувствуется строгая "антиисламистская" ориентированность. При этом всю "черновую" работу по общему руководству контролируемых хоть в какой-то степени отрядов оппозиции США передали турецким военным. Такая же картина наблюдалась и во время ливийских событий, когда американские силовики выступили "единым фронтом" против чрезмерной активности на этом направлении.
Отметим и еще одну сферу деятельности американцев, которую они, скорее всего, координируют с израильскими спецслужбами. В последний месяц в Сирии произошла серия таинственных убийств высокопоставленных военных, тесно связанных с программами производства химического оружия, и ученых-ядерщиков. Первым стал инженер-ядерщик Оз Абдулкарим Халил, затем был убит специалист по химическому оружию генерал Наель аль-Дахил. Последним в этой цепочке стал "отец" сирийской ракетной программы Набиль Ибрагим Зогхайб. Причем последний был убит в Дамаске вместе со всей своей семьей: женой и двумя детьми. Хотя часть аналитиков убеждена в том, что эти операции были санкционированы самим режимом, который опасается утечки секретной информации,будем все-таки придерживаться версии того, что американцы и израильтяне "под шумок" решают свои локальные задачи. С учетом того, что после возможного ухода Башара Асада Сирия погрузиться в хаос, и практически однозначного возникновения при этом сценарии развития событий самостоятельных исламистских анклавов на ее территории, такие меры по предупреждению попадания в руки радикалов опасных военных секретов выглядят логичными. Тем более что механизм осуществления таких операций уже отработан в Иране. Представляется, что группы боевиков, которые тренировались на базе иорданского спецназа в Аммане и лагерях в Турции, готовились американскими инструкторами не только для захвата складов с химическим оружием при наступлении "часа Х".
С целью сохранения лояльной себе социальной базы среди населения режим Асада тем временем продолжает идти на вынужденные компромиссы не только с различными этно-конфессиональными группами (прежде всего с курдами) внутри страны, но и внешними союзниками. В частности, в обмен на поддержку Дамаска финансами, топливом и дипломатической позицией в ЛАГ и ООН, Багдад потребовал от сирийского режима ускорить экстрадицию в страну бывших иракских баасиситов. В частности, их целью номер один стал Мохаммеда аль-Мували, до последнего времени являющийся центральной фигурой баасисистского сопротивления внутри Ирака. Бывший помощник Саддама Хусейна по партийной линии, М.аль-Мували, который в свое время учился "ремеслу" в Москве, считается иракскими властями основным координатором по организации и проведению терактов в Ираке. При этом до недавнего времени он пользовался покровительством сирийских спецслужб, которые использовали его сеть для решения своих задач в соседней стране. В данном случае иракские власти опоздали, поскольку М.аль-Мували еще в прошлом месяце секретно перебрался на родину, где странным образом после этого активизировалась террористическая активность против "шиитских" целей. С этим персонажем не все понятно, поскольку группа М.аль-Мували располагает очень значительными финансовыми средствами, что наталкивает на размышления о его связях с крупными спонсорами в лице суннитских монархий Персидского залива. Обвинения со стороны иракских шиитов сирийских спецслужб в организации терактов в Ираке также связаны с именем М.аль-Мували. Но в данном случае речь идет скорее о чисто финансовой стороне вопроса взаимоотношений иракских баасистов с некоторыми руководителями сирийских спецслужб, нежели о какой-то генеральной линии Дамаска.
Одновременно еще одной "крысой с тонущего сирийского корабля" стал палестинский НФОП-ГК А.Джибриля, который ведет в настоящее время переговоры с Египтом и ливанской "Хизбаллой" о перебазировании своей штаб-квартиры из Дамаска.