Кувейт, имеющий военную базу США, серьезно опасается военного формата решения ядерной программы Ирана. В случае эскалации Тегеран грозит нанести ракетные удары по военным объектам США в регионе. Эмират пострадает дважды: от атаки союзников на Иран и от иранского ответа. Парламентарии разъясняют, "зеленые" в панике.
Командующий Корпусом стражей исламской революции генерал Мухаммед Али Джафари 6 сентября 2012 года заявил: если США и Израиль примут решение о начале военной операции против Ирана, то Исламская республика ответным ударом поразит американскую военную инфраструктуру в Кувейте, Саудовской Аравии, Бахрейне и ОАЭ. Кроме того, Тегеран перекроет Ормузский пролив, через который экспортируется 17 млн баррелей нефти ежедневно (40% мирового экспорта нефти).
Эль-Кувейт воспринял угрозы очень серьезно, так как опыт новейшей истории еще не забыт. Депутат-исламист Национального собрания Мухаммед Хаиф аль-Мутейри призвал власти эмирата серьезно отнестись к словам Джафари, напомнив о недооценке лидерами региона угрозы со стороны саддамовского Ирака перед вторжением в Кувейт в 1990 году. Депутат подчеркнул, что опасность исходит не только от иранских ракет, но и от «спящих шиитских террористических ячеек», которые способны развернуть диверсионную деятельность на территории эмирата. Обращаясь к Тегерану, кувейтский парламентарий добавил, что подобные безответственные высказывания со стороны Ирана наносят ущерб двусторонним отношениям.
В этой связи необходимо коротко остановиться на кувейтско-иранском сотрудничестве. В 1999 году между двумя странами было подписано межправительственное соглашение о свободной торговле, регулирующее торгово-экономические отношения. В 2000 году – соглашение о совместной разработке газового месторождения Дорра-Араш (запасы – 200-370 млрд кубометров) на шельфе в районе морской границы между двумя странами и соглашение о создании комиссии по определению границ шельфа от 2003 года.
Иран – один из основных экспортеров сельхозпродукции и продовольствия на кувейтский рынок. Уровень товарооборота в 2010 году достиг 430 млн долларов США, из которых 250 млн – иранский экспорт. В Иран было поставлено, включая реэкспорт, товаров на сумму 70,8 млн долларов. Для сравнения, данный показатель в 2008 году составил 84,4 млн долларов, а в 2009-м – 46,5 млн долларов.
Кувейтяне обоснованно полагают, что при реализации военного сценария решения иранской ядерной программы эмират окажется среди наиболее пострадавших стран. Они подчеркивают, что в случае нанесения ударов по объектам иранской атомной промышленности угроза радиоактивного загрязнения для территории, населения и инфраструктуры Кувейта окажется значительно большей, чем для самого Ирана. Дело в том, что расстояние от Эль-Кувейта до Бушера по прямой через Персидский залив составляет менее 150 км, тогда как от Бушера до Тегерана – почти 500 км.
Председатель Кувейтского общества по защите окружающей среды Мухаммед аль-Ахмед заявил, что ядерный реактор в Бушере может создать серьезные экологические проблемы для всего региона. По его словам, в случае повреждения иранского реактора на АЭС опасность радиоактивного заражения Персидского залива, который является основным источником питьевой воды для прибрежных стран, весьма велика. Аль-Ахмед подчеркнул, что опреснительные станции Кувейта не рассчитаны на очистку радиоактивной воды. В этой связи глава "Зеленой линии" Халид аль-Хаджри через газеты "Аль-Ватан", "Аль-Кабас" и "Араб таймс" призвал население Кувейта самостоятельно запасаться питьевой водой, продовольствием, медикаментами и средствами индивидуальной защиты.
Кувейт в очень непростой ситуации. Во внешнеполитическом курсе эмирату приходится соблюдать баланс между Ираном, Саудовской Аравией и США.
Так, власти эмирата рассматривают проводимую Тегераном напористую экспансионистскую политику как дестабилизирующую Персидский залив. Эль-Кувейт последовательно выступает за недопущение Ирана в клуб государств, обладающих ядерным оружием, но в то же время акцентирует на праве иранцев развивать мирную ядерную программу под жестким контролем МАГАТЭ. Кувейтяне настаивают на исключительно политических средствах решения иранской ядерной проблемы. Но и угрозы Ирана в эмирате расценивают как весьма реалистичные. Задачу соблюдения баланса во внешней политике эмир Кувейта Сабах аль-Ахмед ас-Сабах до последнего времени решал достаточно успешно. Однако в случае последующей эскалации напряженности вокруг иранской ядерной программы, активизации шиитских общин в регионе Кувейту будет все труднее балансировать между акторами региональной политики.
Александр Трухин, эксперт по Ближнему Востоку
Фото: picvario.com/Russian Look