Происходящее в Ливии наглядно показало, что мировое сообщество занимает безответственную позицию в отношении тех стран, которые стали объектами их силового вмешательства. Без внешней военной помощи свержение режима Муаммара Каддафи было бы невозможно, но падение этого режима в ситуации, когда западные страны, фактически поддержавшие и обеспечившие свержение режима, не несут никакой реальной ответственности за последующее умиротворение страны и возвращение ее к нормальной жизни, не может быть признано оправданным.
Понятно, почему Запад отказался от ввода своих оккупационных войск в Ливию, это – новые людские потери и огромные расходы. Хуже того, требуется согласование позиций между членами СБ ООН, чьи интересы и в Ливии, и в мире существенно расходятся, и выработка признанной СБ ООН программы урегулирования в Ливии. Все это сегодня практически неподъемная задача для дипломатов и политиков, даже много хуже, чем во времена противостояния двух классовых лагерей. Оккупация Ливии – огромная проблема! Но что можно сделать двумя эсминцами? Доставить на Гуантанамо несколько десятков виновников событий в Бенгази 11 сентября 2012 года? А что дальше будет с Ливией?
США фактически бежали из Ирака! Готовятся оставить Афганистан на волю случая! И при этом всячески продолжают пытаться дестабилизировать Иран, готовятся зачистить ядерные объекты Ирана! США могут разбомбить Иран, почти также, как они разгромили Ирак, но что будет дальше с Ираном, ни один президент США ранее сказать не мог, да и Барак Обама сказать не может.
Но если та или иная война не завершена реальным миром, то возникают инциденты, подобные разгрому посольств западных стран и убийству американского посла в Ливии. Если беспредел банд-групп (внутригосударственный хаос) достиг такого размаха, что даже глобальная военно-полицейская машина США не может упредить негативные действия в отношении своего представительства, то, что говорить о простых ливийцах, которые стали главными жертвами ливийской междоусобицы. Сотни тысячи людей, большая часть населения Ливии обречены на невыносимую жизнь в несостоявшемся государстве, на страдания, которые можно наблюдать в Сомали и Эфиопии.
Утрачено то, на что были способны великие державы, начиная с Вестфальского мира и заканчивая Версальским договором. Великие державы утратили способность принимать меры к послевоенному урегулированию в мире, созданию нового равновесия, как это было, когда заключались комплексные многосторонние мирные соглашения (системы гарантий и обязательств сторон). Причина этого в том, что они действуют реактивно, реагируя на события, а не принимают меры к разрешению реальных противоречий, которые порождают проблемы, в том числе и тех, что породили политические режимы Саддама Хусейна и полковника Каддафи. Они действую разрозненно, даже подводя итоги войны, игнорируют существенные интересы и задирают друг друга по мелочам, не считаются друг с другом. Это наглядно видно в пренебрежительной позиции США в отношении постперестроечной России при Бушах, Клинтоне и даже при Обаме. Не будем вспоминать циничную позицию США по Чечне, которая чуть было не отделилась в несостоявшееся государство, рассадник терроризма. Не стоит даже говорить, насколько неоправданны были действия США при Буше-младшем в Грузии, когда американцы, с трудом различающие страны Европы, не просто залезли в чужое геополитическое и что важнее цивилизационное поле, чуть не спровоцировав новую кавказскую войну, а вмешались в выяснение сложных отношений между народами исторической России: грузинами, абхазами, осетинами и русскими, где этим народам трудно и самим разобраться. Американское вмешательство только усугубило бы эту ситуацию.
В ситуации раздрая между Великими державами, а появляются еще и региональные державы (со своими тараканами), войны, раз начавшись, не заканчиваются, поскольку они не ведут к устранению породивших их противоречий, а лишь видоизменяют их, часто превращая в хронические. В результате Ирак погружен в смутное время со времен саддамовского вторжения в Кувейт, хотя реально там никогда с 1923 года не утихали курдско-арабские и суннитско-шиитские междоусобицы, сорок лет кровоточит Афганистан, хроническая нестабильность в ядерном Пакистане, начала свой отсчет смутного времени Ливия, гибнет Сирия, давно кровавая неопределенность царит в Ливане.
Почему до сих пор не закончилась война, или силовая операция в Ираке, страна воюет на полное истощение, ежедневно теряя десятки человек погибшими? Причина в том, что, разгромив режим Саддама Хусейна, Великие державы не сняли противоречий, которые определены искусственным созданием Ирака из различных этно-конфессиональных кусков, которым крайне сложно ужиться вместе. Все понимают это, но никаких мер не предпринимают. Не хотят договариваться. Почему не была создана международная система гарантий для Афганистана, Ирака? Почему уже полным ходом идет внешнее вмешательство в дела Сирии, но не предлагается карта урегулирования для Сирии? Где выход из сирийского туннеля? От России и Китая добиваются только согласия на внешнее вмешательство, но в принципе с ними не обсуждается , как будет решаться последующая судьба Сирии, которую, предполагается, будет якобы определять сам народ. Но в Сирии очень разные народы и конфессии и выяснение отношений между ними будет еще более кровавым и жестоким, чем правление Асадов. Постоянно передергиваются две карты: то территориальное единство, то право народов на самоопределение. То вершки, то корешки, - когда и как выгодно! Почему продавливаются односторонние меры в отношении Ирана, не разделяемые большинством стран мира, что показала встреча неприсоединившихся стран в Тегеране?
Безусловно, война в Ираке (2003) была точечным, но не скальпельным вмешательством в проблемы региона, которые не решить без серьезного преобразования Турции и Ирана и хотя бы частичного вычленения в качестве самостоятельного государства Курдистана, что предполагалось еще Севрским договором по итогам первой мировой войны. Более того, в Ираке не были сняты даже те проблемы, которые можно было снять в 2003 -2011 годах внутри станы. Американские эксперты и элиты запутались в том, чего же они действительно хотят для этой страны. Международная оккупация Ирака позорно закончилась ничем, т.е. закончилась фактическим провалом, страна оказалась предоставлена сама себе без надежных международных гарантий того, что там не повторится новое издание саддамовщины. Парадокс, но сегодня Иракский Курдистан – фактически единственный гарант федеративной, демократической Конституции 2005 года, который спасает лицо американской внешней политики. На этом узком основании, если иметь ввиду, что в Ираке преобладает арабское население, держатся все позитивные (по западным меркам) итоги этой кровавой войны.
Причина этих плачевных последствий все та же. Это – неспособность Великих держав выполнить те задачи, которые возложены на них этим статусом (и это не значит, что только из-за продолжающегося противостояния России и США), а собственных ресурсов, прежде всего, как ни странно идеологических, моральных, интеллектуальных, США не хватает.
К сожалению, не помогают ни семерки-восьмерки, ни двадцатки, ни другие форумы. Мелкие обиды (Путин не поехал в Кэмп-Дэвид, Обама не поехал во Владивосток, - и это называется дипломатия?) не дают возможности наладить нормальную работу даже в кризисных ситуациях. Практически на следующий день после форума АТЭС во Владивостоке Япония и Китай чуть не сошлись в рукопашной схватке вокруг островов Сенкаку. Все это ставит под вопрос сам статус Великих держав. Есть ли еще великие державы?