В сентябре 2012 года военно-политическая обстановка в Ираке характеризовалась сложностью и напряженностью. В различных районах страны экстремистские и террористические группировки (преимущественно суннитские) продолжали совершать многочисленные теракты, в том числе крупные, и вооруженные нападения. По-прежнему отсутствуют реальные подвижки в разрешении затяжного политического кризиса, вызванного борьбой за власть и противоречиями между ведущими иракскими политическими блоками, и это положение вряд ли измениться в ближайшей перспективе. В сфере внешней политики иракское руководство продолжало уделять повышенное внимание ситуации в Сирии и вокруг нее, а также отношениям с другими соседними государствами.
По мнению зарубежных политологов, главными претензиями иракцев к действующему правительству остаются сохраняющееся в стране "кровавое насилие" и неудовлетворительная работа служб жизнеобеспечения населения или полное отсутствие таковых.
В сентябре в Ираке усилилась напряженность в сфере безопасности. Практически ежедневно в различных районах страны происходили теракты и вооруженные нападения, другие насильственные акции. Причем теракты и вооруженные нападения по-прежнему совершались преимущественно в районах с преобладающим шиитским населением, а их жертвами становились главным образом выходцы из шиитской общины.
Дважды, 9 и 30 сентября экстремисты совершили в различных районах Ирака серии хорошо скоординированных терактов, приведших к большим человеческим жертвам. Так, 9 сентября около 100 человек погибли, а 250 получили ранения в результате серии из 16 взрывов, прогремевших в 13 иракских городах. Основными объектами террористов стали военнослужащие правительственной армии и полицейские. Ответственность за теракты взяло на себя местно крыло "Аль-Каиды" — "Исламское государство Ирак" (ИГИ).
Число погибших в результате серии скоординированных терактов, совершенных 30 сентября в 10 городах Ирака, составило 33 человек, ранения получили 106 человек. Основной целью террористов стали полицейские участки и блокпосты, а также районы, где проживают шииты. Для совершения взрывов террористы использовали заминированные автомобили.
По информации иракских правительственных органов, в сентябре от различных видов вооруженного насилия погибли 365 человек (гражданских лиц, военнослужащих и полицейских, в августе – 278 человек), ранения получили 683 человека (в августе – 260 человек). Среди гражданского населения в прошедшем месяце погибли 182 и получили ранения 453 человека (в августе, соответственно, 179 и 456 человек). Кроме того, в сентябре было убито 64 боевика и террориста, а 240 человек – арестовано (в августе убито 26 и арестовано 90 террористов и боевиков).
В сентябре на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, обстрелы, теракты и другие вооруженные насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Баакуба, Эль-Фаллуджа, Эт-Таджи, Тикрит, Байджи, Туз-Хурмату, Хан-Бани-Саад, Карма, Эт-Тармия, Эд-Дулулуя, Балад Руз, Дуджаиль, Самара, Эр-Рияд, Таль-Афар, Хит, Эль-Искандерия, Амрия, Хувейджа и в ряде других мест.
В минувшем месяце в Багдаде и прилегающих к столице районах регулярно продолжали происходить теракты и вооруженные нападения. Преимущественно это имело место в шиитских районах, особенно в Садр-Сити. В результате серии терактов 9 сентября в столице погиб 51 человек, а 90 получили ранения.
Нестабильная, с элементами напряженности ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, а также в различных районах провинции Найнава. Здесь регулярно продолжают совершаться вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия.
Террористы и боевики продолжают активно действовать и в соседнем Киркуке. Напряженная ситуация в этом городе в значительной степени вызвана сохраняющимся противостоянием арабского и туркоманского населения с курдами. Так, 7 сентября была осуществлена серия взрывов у шиитских мечетей. Погибли 7 и получили ранения свыше 30 человек.
28 сентября в Тикрите заключенные совершили массовый побег из местной тюрьмы. Помощь заключенным оказали боевики одной из экстре-мистских группировок, осуществившие вооруженное нападение тюрьму. На свободе оказались свыше ста человек, в том числе 47 террористов и боевиков местной "Аль-Каиды" и других террористических организаций.
На юге Ирака в августе теракты и вооруженные нападения имели место в городах (и прилегающих к ним районах) Эн-Насирия, Мадаин, Эд-Дивания, Басра, Амара, Хилла, а также в ряде других мест. В Эн-Насирии 9 сентября автомобиль, начиненный взрывчаткой, был взорван рядом с консульством Франции.
Во внутренних областях Региона Курдистан в минувшем месяце ситуация в основном сохранялась стабильной.
В прошедшем месяце самолеты турецких ВВС продолжали наносить удары по базам и лагерям сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК), расположенным на территории курдской автономии. Причем в связи с усилением боевой и террористической активности сепаратистов на юго-востоке Турции интенсивность этих ударов в сентябре заметно возросла. Так, в период с 4 по 10 сентября турецкие боевые самолеты и вертолеты ежедневно подвергали бомбардировкам и ракетным обстрелам объекты РПК на иракском севере. Всего удары были нанесены по 20 лагерям, базам снабжения и убежищам сепаратистов в районах Зап, Хакурк и Басьян. Начальник генштаба ВС Турции генерал Н. Озел заявил 26 сентября о "технической возможности" штурма основных баз РПК в горном районе Кандиль на территории иракской курдской автономии. В официальных кругах в Анкаре считают, что военная операция, которую Турция намерена проводить на севере Ирака против боевиков РПК, полностью соответствует международному праву и "не является нарушением закона". Турецкие официальные лица оправдывают подобные действия тем, что "с севера Ирака для Турции исходит опасность террора, и Турция обязана защищать своих граждан. Что касается высказываний некоторых официальных лиц Ирака по поводу незаконности действий Турции в воздушном пространстве Ирака, "то эти заявления являются частным мнением этих людей и не имеют ничего общего с реальностью". Турция в сентябре начала стягивать войска и военную технику к границе с Ираком.
29 сентября ВВС Турции вновь подвергли ракетно-бомбовым ударам базы и укрепления боевиков РПК на севере Ирака.
Напряженная обстановка сохраняется на иракско-сирийской границе. С территории Ирака в Сирию переходят боевики и переправляется оружие для сирийской оппозиции. В то же время исламистские боевики, воюющие в Сирии против режима президента Б. Асада, нередко переходят на территорию Ирака для отдыха, пополнения людьми и припасами. В целом усиливающееся вооруженное противостояние в соседней Сирии во все большей степени негативно сказывается на ситуации в Ираке.
8 сентября иракская территория в районе пограничного города Эль-Каим была подвергнута обстрелу реактивными снарядами (4 шт.) из Сирии, погибла маленькая девочка. Иракские власти полагают, что, вероятнее всего, обстрел был произведен боевиками оппозиционной Б. Асаду Сирийской свободной армии (ССА).
18 сентября Ирак вновь открыл границу с Сирией для прохода беженцев из соседней страны, закрытую в августе. Однако при этом в Ирак по соображениям безопасности не пропускаются молодые мужчины. Иракские власти опасаются, что среди них могут быть боевики "Аль-Каиды" или ССА. По распоряжению главы иракского правительства Н. аль-Малики ежедневно на территорию страны пропускают 100 человек, преимущественно женщин, детей, стариков и раненых. В Эль-Каиме расположен один из крупнейших эвакуационных центров сирийских беженцев, где разместились свыше 4000 человек из восточных районов Сирии. Отметим, что многие сирийцы из пограничного города Абу-Кемаль имеют родственников в иракском Эль-Каиме.
Эксперты подчеркивают возросшие возможности экстремистов и тер-рористов в деле подготовки и проведения скоординированных терактов и вооруженных нападений, осуществляемых одновременно на всей территории Ирака, в том числе на юге страны, где преобладает шиитское население. Руководство "Исламского государство Ирак" признало, что в августе-сентябре с. г. во время священного для мусульман месяца Рамадан боевики группировки совершили 131 теракт в различных районах Ирака.
В своих заявлениях лидеры ИГИ делают упор на двух основных приоритетах деятельности группировки на данном этапе. Во-первых — это "освобождение всех плененных мусульман", а во-вторых – восстановление влияния радикальных исламистов на территориях, находившихся под их контролем до 2006 года, когда американское военное командование при содействии иракских ополченческих отрядов "сахва" начало масштабную кампанию по зачистке западных и центральных районов Ирака от террористов и боевиков. Для реализации своих целей ИГИ проводит кампанию террора против судей, следователей, сотрудников органов безопасности и других правительственных чиновников. Кроме того, проводится кампания "Уничтожение стен", направленная против шиитов, связанных органами безопасности и другими властными структурами.
В прошедшем месяце террористы и боевики в различных районах Ирака продолжали совершать вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей, военнослужащих, сотрудников полиции и органов безопасности, бывших и действующих бойцов и командиров суннитских военизированных формирований "сахва", судей. Жертвами вооруженного насилия часто становятся дети. Террористическим атакам подвергаются школы и мечети. Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи зданий различных государственных учреждений и общественных организаций, различных военных и полицейских объектов. В ряде случаев террористы и боевики действуют, переодевшись в форму иракских военнослужащих или сотрудников полиции.
В различных районах Ирака продолжают активно действовать криминальные элементы, в том числе организованные преступные группировки, причем зачастую они хорошо вооружены.
По состоянию на 1 октября 2012 года в силовых структурах Ирака числилось около 806,6 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных силах — 271,4 тыс. человек, в различных структурных подразделениях МВД – 531 тыс. человек и в Иракских специальных оперативных силах (подчиняются непосредственно главе правительства) – 4,2 тыс. человек.
По официальной информации министерств обороны и внутренних дел Ирака, в августе 2012 года потери военнослужащих и полицейских при проведении боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной служебной деятельности резко возросли, составив убитыми 183 человека, в том числе 95 военнослужащих и 88 полицейских (в августе – 99 человек, в том числе 38 военнослужащих и 61 полицейский). Кроме того, ранения получили 230 человек, в том числе 120 военнослужащих и 110 полицейских (в августе – 134 человека, в том числе 52 военнослужащих и 82 полицейских).
В сентябре Ирак и НАТО подписали в Брюсселе соглашение о сотрудничестве по вопросам обеспечения безопасности. В соответствии с подписанным документом, альянс окажет Ираку содействие в создании органов безопасности современного типа, повышении качества подготовки кадров в национальных военно-учебных заведениях. Кроме того, стороны будут поддерживать регулярный политический диалог. Как отмечается в коммюнике штаб-квартиры НАТО, подписание соглашения означает, что Ирак обрел официальный статус "глобального партнера" альянса. Напомним, что в период с 2004 по 2011 год по программам и в различных учебных заведениях Североатлантического союза было подготовлено 15 тысяч иракских военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. НАТО также предоставило Ираку вооружение, военную технику и снаряжение на сумму 154 млн долларов.
По информации СМИ со ссылкой на официальные иракские источники, сообщается, что в ближайшее время между Ираком и Россией могут быть заключены контракты на поставку различных образцов вооружения и военной техники на общую сумму до 5 млрд долларов. В частности, речь идет о возможных контрактах стоимостью около 4,3 млрд долларов на поставку вооруженным силам Ирака до 30 боевых вертолетов Ми-28НЭ и 42 зенитных ракетно-пушечных комплексов типа "Панцирь". В дальнейшем речь может идти о контрактах на поставку истребителей МиГ-29М\М2. Ожидается, что пакет военных контрактов может быть согласован к визиту в Россию премьер-министра Ирака Н. аль-Малики, который ожидается в октябре. Вместе с тем отметим, что США, занимающие в настоящее время монопольное положение на иракском рынке продукции военного назначения, будут оказывать давление на Багдад с целью воспрепятствовать крупным поставкам российского оружия, в первую очередь авиационной техники.
По приговорам судов в Ираке в 2012 году были казнены 96 человек. Правительство настаивает, что большинство смертных приговоров вынесено за террористическую деятельность. Однако наблюдатели и правозащитники обеспокоены тем, что судебные процессы зачастую политически мотивированы. К тому же иракская судебная система далека от совершенства. Всего с 2005 года в Ираке были казнены, в основном через повешение, 372 человека.
В сентябре из иракского лагеря Аль-Ашраф были выведены последние три тысячи человек из числа членов иранской оппозиционной организации "Моджехедин-е-хальк". Их отправили в Багдад, после чего в ближайшее время они должны будут покинуть территорию Ирака. Данное решение было принято премьер-министром Ирака Н. аль-Малики.
Таким образом, в сентябре 2012 года положение дел в сфере безопас-ности в Ираке стало более напряженным из-за повышенной активности боевиков и террористов исламистских экстремистских группировок, совершивших большое число терактов и вооруженных нападений, приведших к значительным человеческим жертвам.
В сентябре 2012 года внутриполитическая ситуация в Ираке не претерпела существенных изменений. В стране продолжается затяжной политический кризис, начавшийся еще после парламентских выборов в 2010 году и вызванный борьбой за власть и противоречиями между основными иракскими политическими блоками.
9 сентября иракский суд заочно приговорил вице-президента страны Т. аль-Хашими, обвиняемого в более чем 300 преступлениях, к смертной казни через повешение. К смертной казни приговорен также зять Т. аль-Хашими, выполнявший функции его секретаря. Сам Т. аль-Хашими, находящийся в Турции, отрицает все обвинения в свой адрес, называя политику действующего правительства "охотой на ведьм", а приговор считает политически мотивированным. В своем заявлении он подчеркнул: "Я останусь в Турции, пока моя политическая проблема не решится. И я продолжу работать для своего государства как вице-президент, поскольку у меня есть обязательства перед иракским народом" Т. аль-Хашими призвал иракцев поддерживать оппозицию премьер-министру Н. аль-Малики, которого он обвинил в разжигании межобщинной вражды. Вместе с тем, политик признавал, что он не может "гарантировать непричастность кого-либо из членов своей охраны к террористической деятельности".
Турция заявила, что не выдаст Т. аль-Хашими властям Ирака.
18 сентября в Багдаде сообщили, что дело Т. аль-Хашими может быть пересмотрено, для чего в Федеральном суде должно быть открыто повторное расследование в отношении политика. Новое разбирательство будет начато в ответ на поданную оппозиционным блоком "Аль-Иракия" апелляцию на вердикт в отношении вице-президента, являющегося лидером входящей в политический блок Исламской партии Ирака.
Политические наблюдатели в Ираке отмечают, что политический конфликт между Т. аль-Хашими и Н. аль-Малики, который является инициатором судебного преследования, уже давно перерос в межконфессиональное противостояние на уровне страны.
По информации СМИ, в сентябре в Стамбуле прошли три встречи иракских суннитских политиков, обсуждавших вопрос о возможности создания в Ираке отдельного суннитского региона.
17 сентября Совет представителей (нижняя плата иракского парламента) утвердил новый состав Высшей независимой избирательной комиссии страны. Из восьми избранных членов комиссии четыре представляют правящий шиитский Национальный альянс, два человека – оппозиционный блок "Аль-Иракия" и два человека – альянс двух правящих партий Региона Курдистан. Кроме того, должен быть избран еще один член комиссии от национальных и религиозных меньшинств. В этой связи представители иракских христиан заявили: "Мы с сожалением говорим, что председательство в Совете представителей нарушило закон об избирательной комиссии, оставив только одно место для меньшинств" в новом составе комиссии.
В сентябре в различных городах Ирака прошли массовые антиамериканские демонстрации, участники которых протестовали против созданного в США антиисламского фильма "Невинность мусульман". Премьер-министр Ирана Н. аль-Малики назвал фильм "расистским", но при этом призвал мусульман выражать свой протест без насилия. Основными организаторами демонстраций стало движение, возглавляемое радикальным шиитским лидером М. ас-Садром, и шиитский Высший исламский совет Ирака. Отметим, что шииты и сунниты проводили свои демонстрации отдельно друг от друга. Наряду с осуждением провокационного фильма, манифестанты выражали протест против роста бедности, плохой работы коммунальных служб, коррупции в органах власти, отсутствия безопасности в стране, безработицы. При этом эксперты отмечают способность движения М. ас-Садра в короткие сроки мобилизовать своих сторонников для участия в массовых акциях одно-временно по всей стране.
В начале сентября в Багдаде власти произвели массовое закрытие ночных ресторанов, клубов и прочих "увеселительных заведений", причем процедура исполнения принятого решения напоминала спецоперацию: к ней было привлечено большое число сотрудников полиции и спецслужб, а порой использовались даже армейские подразделения. Акция проходила без предъявления судебных решений, постановлений или иных документов. Полиция ссылалась лишь на "указания руководства". В этой связи оппозиционный блок "Аль-Иракия" выступил с заявлением, в котором осудил действия властей, назвав принятые меры "безответственными и направленными на ограничение свобод", проводимыми в рамках организованной кампании, способной лишь усугубить раскол иракского общества. Часть жителей столицы называет произошедшее "вопиющим беззаконием", в то время как другая расценивает действия властей как "возвращение к истинным ценностям".
Власти Ирака сообщили о намерении сменить до конца текущего года государственные гимн и флаг страны. Заявлено, что новая государственная символика станет "объединяющим фактором" для населения Ирака, который пережил "десятилетия насилия, лишений и раздробленности". Действующий иракский национальный гимн – песня "Моя родина" – был утвержден в 2004 году распоряжением главы Коалиционной временной администрации П. Бремера. Этот орган управлял Ираком с 2003 по 2005 год. В настоящее время правительство выбирает между шестью предложенными вариантами нового флага.
В сентябре центральное правительство Ирака и власти Региона Курдистан достигли соглашения о нефтяных платежах, по которому Багдад пообещал выплатить все долги за экспортированную курдскую нефть и в дальнейшем оплачивать работу иностранных компаний на территории автономии. Взамен в Эрбиль возобновит поставки нефти центральному правительству, прерванные четыре месяца назад.
21 сентября премьер-министр Ирака Н. аль-Малики и президент Ирака Дж. Талабани посетили Сулейманию – административный центр одноименной провинции в курдской автономии, где встретились с президентом Региона Курдистан М. Барзани. На встрече, помимо путей урегулирования затянувшегося политического кризиса в Ираке, также был обсужден весьма важный для судеб иракского единства вопрос о реализации 140-й статьи Конституции Ирака, согласно которой в провинции Таамим (Киркук) необходимо провести референдум. На нем население региона должно ответить на вопрос: останется ли провинция в составе Ирака или войдет в состав курдской автономии. Провинция Таамим обладает 13% доказанных запасов иракской нефти и является вторым крупным поставщиком нефти в стране, и к тому же себестоимость ее добычи в этом районе считается самой низкой в Ираке. Местные политические наблюдатели отмечают, что федеральное правительство, учитывая растущую экономическую и политическую мощь Региона Курдистан, решило пойти автономии на уступки и, завоевав расположение М. Барзани, оттянуть еще на несколько лет проведение референдума, результаты которого будут явно не в пользу Багдада.
Федеральное правительство Н. аль-Малики болезненно воспринимает автономную внешнеторговую и внешнеполитическую деятельность Эрбиля. В Багдаде некоторые политики из блока "Государство закона", возглавляемого Н. аль-Малики, обвиняют власти курдской автономии в нарушении конституции Ирака, сепаратном пограничном контроле, заключении самостоятельных сделок с иностранными нефтяными компаниями и подготовке боевиков из числа сирийских курдов. В ответ на это президент Региона Курдистан М. Барзани обвинил багдадские власти в стремлении установить в Ираке "диктатуру и монархию", заявив, что "курдский народ не будет жить при диктатуре" и может принять "другое решение".
Тем временем в самой курдской автономии происходит сближение входящего в правящую коалицию Патриотического союза Курдистана, возглавляемого президентом Ирака Дж. Талабани, и оппозиционной курдской партией "Горан". Две партии выступили с совместным заявлением о необходимости введения в Регионе Курдистан парламентской системы правления и критикуют деятельность М. Барзани и возглавляемой им Демократической партии Курдистана.
Арабские политики в Мосуле объявили о создании "Фронта спасения Найнавы". Главной целью этой организации провозглашено противодействие "курдскому доминированию" в шести районах северной провинции, особенно "курдскому контролю над нефтью и сельским хозяйством".
В целом сложной остается экономическое и социальное положение Ирака. В стране продолжают иметь место перебои в подаче электроэнергии, остро ощущается нехватка пресной воды, значительные трудности испытывает транспорт и сельское хозяйство, на высоком уровне остается безработица, многочисленные трудности имеются в сфере здравоохранения и медицинского обеспечения населения. Сохраняющаяся в Ираке политическая нестабильность, отсутствие в стране необходимой законодательной базы, проблемы в деле обеспечения безопасности, всесилие местной бюрократии отталкивают многих иностранных инвесторов от работы в стране.
В этих условиях продолжает в целом успешно развиваться нефтяная отрасль. Экспорт иракской сырой нефти в сентябре превысил 2,6 млн баррелей в день, а суточная добыча нефти превысила 3,3 млн баррелей. При этом доходы от нефтяного экспорта составили 8,4 млрд долларов при средней цене за баррель в 107 долларов.
Иракское правительство сообщило о намерении в период с 2013 по 2017 год выделить на развитие инфраструктуры и проекты в других сферах от 250 до 275 млрд долларов. Ирак приглашает иностранных инвесторов участвовать в реализации этих проектов. Так, речь идет о жилищном строительстве, туризме, сельском хозяйстве, промышленности, высшем образовании и др.
Ирак и Иордания договорились построить новый трубопровод для поставок легкой и тяжелой нефти и газового конденсата из Ирака в Иорданию. Подписан меморандум о сотрудничестве, по которому Ирак увеличит поставки нефти в Хашимитское королевство с 10 до 15 тысяч баррелей в сутки. Поставки по новому трубопроводу будут осуществляться при наличии у Ирака свободных объемов, а также в зависимости от потребностей иорданской стороны. Также две соседние страны начнут работы по реализации проекта строительства газопровода для транспортировки иракского газа в Иорданию. Багдад и Амман договорились провести совместную разведку месторождений углеводородов.
На территории Ирака приостановлены лицензии на осуществление деятельности турецкими компаниями. Действие лицензий было приостановлено иракцами до дальнейшего уведомления на время "проверки". Считается, что данное решение стало ответом на отказ правительства Турции выдать Багдаду осужденного иракским судом вице-президента страны Т. аль-Хашеми. Отметим, что турецкие компании проявляют особую активность на территории Северного Ирака, который стал их важным торговым партнером.
Таким образом, в сентябре 2012 года внутриполитическая ситуация в Ираке не претерпела существенных изменений. В стране продолжается за-тяжной политический кризис, урегулирование которого в ближайшей пер-спективе вряд ли возможно.
В сентябре 2012 года в сфере внешней политики иракское руковод-ство продолжало уделять повышенное внимание ситуации в Сирии и вокруг нее, а также отношениям с другими соседними государствами.
14 сентября премьер-министр Ирака принял делегацию оппозиционного Сирийского национального совета, посетившую Багдад. В ходе встречи обсуждались вопросы, связанные с кризисом в Сирии, "пути прекращения кровопролития и поиска путей политического урегулирования". Н. аль-Малики призвал сирийских оппозиционеров воспользоваться опытом Ирака в период после смены власти в стране. Глава правительства подтвердил позицию Багдада "в поддержку сирийского народа в поиске таких решений, которые сохранили бы единство Сирии и предотвратили бы сползание к гражданской войне". Было подчеркнуто, что Ирак "не пожалеет усилий, чтобы оказать поддержку любому политическому решению, согласованному с си-рийцами, и найти выход из сложной ситуации".
В сентябре Вашингтон усилил давление на Багдад с целью вынудить его воспрепятствовать переброске через иракское воздушное пространство иранских военнослужащих и военных грузов для режима президента Сирии Б. Асада. По информации Госдепартамента США, Иран задействовал для этих целей 117 самолетов. По мнению США, лучшее, что могут сделать иракцы — это заставлять иранские самолеты приземляться для инспекции грузов. В итоге власти Ирака уведомили Иран о том, что самолеты, летящие из этой страны, будут досматриваться. Ранее Тегеран заверил иракское руководство в том, что поставляет в Сирию исключительно гуманитарную помощь.
21 сентября в Багдаде сообщили, что Ирак запретил пересекать свое воздушное пространство северокорейскому самолету, заподозрив, что на его борту перевозят оружие в Сирию.
30 сентября глава иракского МИДа Х. Зибари сообщил, что власти Ирака намерены приземлять и досматривать следующие из Ирана самолеты на предмет перевозки вооружений в Сирию, подчеркнув, что Ирак "не хочет служить транзитным пунктом для вооружения или финансирования участников сирийского конфликта". В то же время в Багдаде признают, что у иракцев нет возможностей для принуждения к посадке иранских самолетов в случае необходимости. Речь идет об отсутствии у Ирака боевых самолетов и соответствующих наземных средств ПВО. Тем не менее, 1 сентября по приказу иракских властей иранский самолет, совершавший рейс в Сирию, совершил посадку в Ираке. После досмотра, в ходе которого на его борту не было обнаружено военных грузов, самолету было разрешено вылететь в Дамаск.
3 сентября министр иностранных дел Ирака Х. Зибари и помощник госсекретаря США Э. Джонс обсудили в Багдаде перспективы сотрудниче-ства в вопросах обеспечения безопасности на иракско-сирийской границе.
Ирак в сентябре посетили американские сенаторы Дж. Маккейн, Дж. Либерман и Л. Грэхем, которые были приняты Н. аль-Малики. В ходе встречи глава иракского правительства отметил необходимость большей координации в отношениях между Ираком и США. Также Н. аль-Малики подчеркнул, что Ирак проводит политику невмешательства в дела других стран и открыт для отношений со всеми странами, которые уважают его суверенитет и не вмешиваются в его дела.
США выразили свою обеспокоенность вынесением заочного смертного приговора вице-президенту Ирака Т. аль-Хашими. В Вашингтоне считают, что это может усугубить внутриполитический кризис в стране.
Сложности сохраняются в иракско-турецких отношениях. В начале сентября Анкару посетил спикер иракского парламента У. ан-Нуджайфи, который имел встречу с премьер-министром Турции Р. Т. Эрдоганом, обсудив с ним возможности урегулирования разногласий между двумя странами. В то же время Н. аль-Малики не принял личного приглашения Р. Т. Эрдогана посетить Турцию с визитом, объяснив свой отказ тем, что "не сможет ответить на его предложение в связи с запланированными на ближайшее время поездками". Со своей стороны, президент иракской курдской автономии М. Барзани призвал Анкару нормализовать отношения с Багдадом.
5 сентября Ирак и Ливия официально объявили о восстановлении ди-пломатических отношений, разорванных в 2003 году. В опубликованных одновременно в Багдаде и Триполи коммюнике министерств иностранных дел двух стран сообщается, что на переговорах в Каире главы внешнеполитических ведомств помимо восстановления дипотношений на уровне послов, также обязались "создать необходимые условия с целью скорейшего открытия миссий в двух столицах".
Великобритания будет расширять сотрудничество с правительством Ирака в сфере торговли и обеспечения безопасности. Об этом заявил посе-тивший в сентябре с официальным визитом Ирак министр иностранных дел Соединенного Королевства У. Хейг. По итогам переговоров в Багдаде было подчеркнуто, что экономические связи между двумя странами продолжают укрепляться и в интересах их дальнейшего развития в ближайшее время будет сформирован объединенный министерский совет. В октябре в Багдаде начнет работу британский визовый центр. У. Хейг подчеркнул, что стороны будут работать над усилением взаимодействия и в других сферах. По его словам, Великобритания продолжает поддерживать политический процесс, идущий в Ираке, и приветствует усилия иракских властей в деле обеспечения безопасности и борьбы с экстремизмом. Глава британского МИДа указал, что Соединенное Королевство будет и в дальнейшем оказывать Ираку содействие в данной области. "Позиции правительств Великобритании и Ирака по Сирии также совпадают", отметил У. Хейг.
По итогам встречи в Брюсселе делегации Совета представителей Ирака и Европейского парламента подписали 30 сентября совместную декларацию. В этом документе говорится о стремлении сторон укреплять дружественные отношения и сотрудничество в различных областях. В частности, было отмечено, что долгосрочное партнерство с Ираком в энергетической сфере позволит Евросоюзу диверсифицировать импорт углеводородного сырья.
Таким образом, в сентябре 2012 года военно-политическая обстановка в Ираке характеризовалась сложностью с элементами напряженности. В прошедшем месяце в стране ухудшилась ситуация в сфере безопасности, что связано с повышенной активностью экстремистских и террористических группировок, осуществивших многочисленные теракты и вооруженные нападения в различных районах страны. Растущее негативное влияние на ситуацию в Ираке оказывает гражданская война, продолжающаяся в соседней Сирии. По-прежнему далек от своего разрешения затяжной политический кризис, обусловленный борьбой за власть и серьезными противоречиями между ведущими иракскими политическими блоками.