Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики в сопровождении пяти министров прибудет в Москву уже сегодня - 8 октября. Во время своего трехдневного визита одним из основных вопросов станет налаживание военно-технического сотрудничества.
Появились сведения о предстоящих закупках вооружений в России, которые выведут Ирак, если контракты (объемом до 5 млрд. долларов) будут подписаны, в пятерку основных покупателей российского оружия. Визит и особенно продажа вооружений в еще далеко не спокойный Ирак свидетельствует, что Москва делает ставку на Багдад, что в принципе идет в логике российской внешней политики, как правило, воздерживающейся от поддержки оппозиционных политических течений. Российские вооружения позволят Ираку диверсифицировать источники получения оружия, тем более, что Россия менее жестко ограничивает сферу его применения, чем страны запада, особенно США, ведущие не столь однозначную игру в Ираке.
Это косвенно свидетельствует, что и в курдском вопросе, Москва вряд ли будет готова поддержать какие-либо радикальные шаги, в том числе и в случае отделения Южного Курдистана от Ирака. Это отражает российский подход к проблемам Ирака, в котором доминирует тема сохранения территориальной целостности Ирака, а также ставка на безусловный приоритет отношений с центральным правительством. Ирак, восстановивший довоенную добычу нефти, может купить и уже закупает многие виды вооружений, помимо России, в США (объем контрактов - около 15 млрд. долларов), странах Европы, в постсоветских государствах. Парадоксально, но даже США не обеспокоены тем, что эти вооружения могут быть использованы правительством против своего народа. Поставки вооружений в Ирак уже идут, страна уже израсходовала десятки миллиардов долларов на вооружения, хотя стране еще очень далеко до элементарного восстановления основ экономики и инфраструктуры, обеспечивающей хотя бы сносные условия жизни населения.
Российские поставки, если они будут, несмотря на свой объем (стоимость американского импорта вооружений в Ирак в разы больше), принципиально не изменят ситуацию в стране, обладающей почти 260-тысячной армией, хотя вряд ли можно абстрагироваться от возможных негативных последствий этих действий, в случае возникновения в стране внутреннего конфликта. Логика и структура этих закупок указывает, что это – оружие на случай внутреннего конфликта. А он может возникнуть не только с курдами (что в принципе возможно), и даже, прежде всего, не с курдами, которые готовы защищать свою автономию с оружием в руках, но на них пока еще Багдад не покушается, а с силами джихадистского интернационала, подобными тем, которые сейчас составляют большинство в вооруженной "сирийской" оппозиции. Возможно, что именно ситуация в Сирии стала катализатором предстоящих сделок. Крушение Сирии, безусловно, усложнит внутреннюю ситуацию в Ираке, где арабы-сунниты недовольны потерей своего привилегированного положения, да и обострит его внешние проблемы.
Идеально было бы воздерживаться от поставок оружия в страны, природа политических систем которых до конца не определена, и ситуация в которых чревата внутренними межконфессиальными или межэтническими конфликтами. Но в мире все еще идет обратный процесс: страны-производители оружия конкурируют за рынки, преследуя свои цели (прибыль, рабочие места) и не считаясь с последствиями, которые возникнут в странах-покупателях.
Ирак не страдает от недостатка вооружений, часть которых Саддам Хусейн закупал в СССР, их там даже слишком много, его главная проблема - способность, а чаще всего неспособность политических сил, представляющих разные, а главное соперничающие этноконфессиональные группы, договориться между собой. Стоит подчеркнуть, что Багдад параллельно настойчиво поднимает вопрос о сдаче соединениями курдских пешмерга, контролирующими территорию Иракского Курдистана и не допускающими туда силы федерального правительства, тяжелых вооружений, полученных ими после разгрома саддамовского режима. Новые поставки вооружений в Ирак, уже осуществляемые со стороны США, и потенциально возможные со стороны России, на мой взгляд, не приведут к решению основных проблем этой страны.