Линия, которая гипотетически угадывалась в российско-иракских военно-технических контрактах, стала прорезаться с поразительной быстротой после того, как Турция, ссылаясь на разведданные, принудила сирийский самолет, производивший рейс Москва – Дамаск, произвести посадку в Анкаре 10 октября. Турецкие власти сообщают, что на борту самолета обнаружено военное оборудование, не уточняя, что именно они нашли. Кроме того, пытаясь оправдать свои действия рассказами о находках "продукции военного назначения", Турция, даже если ее находки можно трактовать таким образом, не опирается в своих действиях на правовые нормы, поскольку в отношении Сирии нет международных санкций, и действия Турции носят односторонний характер, идущий в разрез с международными нормами. Как бы там ни было, Россию логикой позиционирования влечет в иранско-сирийский лагерь, к которому, конечно, примыкает и Ирак.
России до последнего времени удавалось сохранять хорошие отношения с Турцией, премьер-министр которой посетил Москву в июле этого года, но видимо, без особого результата, поскольку российская позиция по Сирии не изменилась, разве что в сторону ужесточения. После инцидента с сирийский самолетом, на борту которого были российские граждане, планировавшийся на ближайшие дни визит президента России Владимира Путина в Турцию был отложен. Думаю, что случай с самолетом и российскими гражданами, что были на его борту, - это только повод, реальная причина в том, что никто не может дать гарантии, что операция против Сирии не начнется во время визита российского президента, или сразу после него. В России не хотят повторения ситуации "080808" в каком бы то ни было виде. Россия предлагает линию на предсказуемую, согласованную и мирную политику, когда одна сторона не диктует другой, как той жить.
Россия не может резко разорвать отношения с Турцией, на территорию которой из-за русско-украинской грызни по поводу доходов от экспорта среднеазиатского газа в Европу, она завела мощнейший газопровод "Голубой поток" и все еще планирует строительство нового. Кроме того, стороны заинтересованы во взаимном консенсусе в отношении Кавказа, где, правда, Россия постепенно возвращает себе преимущественные позиции. Турция также заинтересована не только в российских туристах и в российском рынке сбыта своей продукции: без России нельзя решать вопросы в районах, которые являются зонами обоюдного интереса для Москвы и Анкары.
Сегодня в отношениях с Турцией российская сторона реально только теряет: теряет туристов для своего побережья Черного моря, теряет деньги за прокачку газа, которые лучше было бы поделить с Украиной, теряет в том, что Турция блокирует союзную России Армению, тем самым, хотя не только этим, вмешиваясь в армяно-азербайджанский конфликт. Список можно продолжить. Турция выигрывает, получив ключи к российскому газу, идущему в Европу, выигрывает влияние, выступая в роли арбитра на Кавказе, а главное, создавая культурные, идеологические, кадровые условия для перекомпоновки геополитического пространства Кавказа с разворотом его устремлений на Ближний Восток, т.е. фактически на Анкару.
Россия многое проигрывает, но от нее зависит еще многое. Прежде всего, сейчас она может повлиять на то, как квалифицировать нынешние действия Турции в отношении Сирии. В принципе оценка ясна: Турция предоставила свою территорию для размещения баз для вооруженной "сирийской" оппозиции. Через Турцию идет "гуманитарная" поддержка оппозиции, которая давно уже состоит преимущественно из террористов-интернационалистов, отметившихся во всех горячих точках Ближнего и Среднего Востока. Кроме того, Турция использует любой предлог для нагнетания напряженности, не просто угрожая оружием, а реально изготовившись – получив санкции своего парламента на проведение трансграничной операции против Сирии. Плохо, что решение турецкого парламента, принятое с соответствующей пропагандисткой помпой, не получило должной международной оценки, и прежде всего со стороны Совбеза ООН. Это надо сделать. Конечно, США проголосуют против и, естественно, заблокируют резолюцию, но в Совбезе ООН должно быть прямо заявлено, что силовые действия в отношении Сирии не допустимы, как не допустимы односторонние действия Турции, или любые многосторонние действия (Турция с кем бы то ни было в качестве партнеров) против Сирии. Вопреки здравому смыслу и реальному положению Сирию, в пограничной полосе с которой с помощью внешних сил, и прежде всего Турции, создана зона хаоса, где идет вооруженное сопротивление властям страны, пытаются представить в качестве страны, провоцирующей Турции, а с ней и весь блок НАТО к военному ответу Дамаску.
Сегодня ясно, что российская ставка на Турцию как стратегического партнера, а это часто звучало в последние годы, была ошибочной. Это проявилось в 2008 году, когда Турция не заблокировала Черноморские проливы для кораблей НАТО, как это предполагает конвенция Монтрё, защищающая интересы Черноморских стран, еще яснее это сейчас, когда Россия не может остановить Турцию, по инерции проводящую трансграничные операции в Ираке, где давно уже нет диктатора, а сейчас нацелившуюся на Сирию. По крайней мере, России, имеющей реальные национальные интересы в регионе Ближнего Востока, нельзя в стратегическом плане полагаться на Анкару, которая пытается решать принципиальные вопросы в этом регионе в духе неоосманизма, видимо, рассматривая независимые страны как свои (временно вышедшие из подчинения) вилайеты.