Турция пытается вразумить Асада
10 октября турецкие истребители принудили к посадке сирийский пассажирский лайнер Airbus А320, следовавший по маршруту Москва–Дамаск. Затем в течение пяти часов турки, как они утверждают, изымали из аэробуса российский "груз военного назначения", предназначенный Сирии. Анкара обвинила Москву в "контрабандных поставках оружия" режиму в Дамаске. Параллельно развивался другой сюжет: буквально за день до перехвата лайнера Владимир Путин и турецкий премьер Рэджеп Эрдоган договорились об отсрочке рабочего визита хозяина Кремля в Анкару, намечавшегося на 14–15 октября. Ключевой темой встречи должна была стать Сирия: Эрдоган ждал от Путина ответа на вопрос "Что делать с Башаром Асадом?" — ведь Анкара находится в шаге от войны с союзником и протеже Москвы. Как поведет себя Турция после скандала с самолетом и резкого похолодания отношений с Россией — разбирался The New Times.
На фото: Перехваченный сирийский Airbus A320 в аэропорту Анкары
Премьер Эрдоган, находившийся в момент перехвата лайнера с визитом в Казахстане, говоря о характере груза, произнес слово "боеприпасы" и уточнил, что производила их по заказу сирийского минобороны российская госкомпания, какая именно — не сказал. Но премьер, скорее всего, был неточен. На борту лайнера, как уверяют компетентные источники в Анкаре, находились радиолокационное оборудование для ПВО и элементы ракетных систем, о которых сирийские военные срочно попросили Москву в начале сентября* * 12 октября глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что в самолете было оборудование для РЛС. . Полноценные контракты за такое крохотное время не оформляются, так что речь шла о "серых поставках", и, возможно, даже без ведома Кремля. Впрочем, детальную информацию о грузе турки, скорее всего, не выдадут. Информацию о нем, как и о полете лайнера, как уверяют источники The New Times в Анкаре, турецкие спецслужбы получили от ЦРУ загодя. "Так уже бывало: когда Оджалан (лидер Курдской рабочей партии (КРП). — The Nеw Times) хотел укрыться от турецких спецслужб в Кении, те ждали его уже на борту самолета — информация пришла от ЦРУ", — рассказывает на условиях анонимности дипломатический источник в Анкаре. Разумеется, заранее знал о перехвате сирийского лайнера и премьер Эрдоган. Среди дипломатов в Анкаре бытует мнение, что, скорее всего, Эрдоган лично сообщил Путину в телефонном разговоре 9 октября о готовящейся операции и они решили, что лучше отложить запланированную встречу до более благоприятной дипломатической погоды. Не случайно 10-го числа на пике скандала и взаимных дипломатических упреков Анкары и Москвы в Кремле вдруг назвали новую дату визита Путина в Турцию — 3 декабря.
Кто стрелял?
Скандал с сирийским Airbus А320 случился в момент, когда ситуация на сирийско-турецкой границе накалена до предела. Со стороны Сирии за последние десять дней уже шесть раз обстреливалась турецкая территория. Причем в последнем случае, как уверяют в Анкаре, "стопроцентно огонь вела артиллерия регулярной армии". Ясно, что это цена, которую Анкара платит за поддержку сирийской оппозиции: на турецкой территории расположены базы Свободной армии Сирии (САС), состоящей в основном из суннитов, и ее штаб под командованием генерала Рияда Асада. От шальных снарядов в уезде Акчакале (провинция Шанлыурфа) погибли четверо турецких полицейских и пятеро мирных жителей. Наблюдатели гадают: у кого первого — у Эрдогана или Асада — не выдержат нервы.
9 октября в приграничные с Сирией районы прибыл глава турецкого генштаба генерал Недждет Озель. "Еще один такой залп — и пусть Дамаск пеняет на себя", — заявил он. Турецкий парламент уже дал армии карт-бланш на боевые действия за рубежом. Заручилась Турция и поддержкой руководства НАТО, членом которой является. В свою очередь, Башар Асад, по данным источников в Анкаре, отдал распоряжение своим генералам не вести боев с оппозицией вблизи границы с Турцией. "На самом деле пока до конца неясно, кто ведет обстрел турецкой территории, — считает турецкий аналитик Карим Латиф. — Это могут делать неподконтрольные руководству САС отряды оппозиции — дабы вовлечь Турцию в войну и ускорить конец режима Асада; а могут и сирийские курды — еще одна "головная боль" Анкары". Однако профессор-политолог из Стамбульского университета Садраддин Кылыдж считает, что и официальный Дамаск вполне способен сознательно провоцировать турок: "Втянув Турцию в сирийские события, Асад скажет миру: смотрите, мы же говорили, что боремся с внешней угрозой — вот вам доказательство".
Среди дипломатов в Анкаре бытует мнение, что, скорее всего, турецкий премьер Эрдоган в телефонном разговоре 9 октября лично сообщил Путину о готовящемся перехвате сирийского лайнера и они решили отложить запланированную встречу до более благоприятной политической погоды.
На фото: Раненый сирийский беженец (в центре) только что переплыл на лодке пограничную с Турцией реку Оронтес.
Старая "заноза"
Эрдоган недолюбливает Башара Асада и считает его предателем. Сирийскую политику в отношении Турции он однажды назвал "занозой, которая с годами превращается в нарыв". "Кризис двусторонних отношений назрел задолго до того, как режим Асада начал массово убивать сирийских суннитов, чего Турция, оспаривающая с Саудовской Аравией пальму первенства в суннитском мире, допустить не может, — рассказывает The New Times Садраддин Кылыдж. — Еще Асад-отец поддерживал деньгами, оружием, дипломатией сепаратистов из Курдской рабочей партии — Абдулла Оджалан одно время жил в Дамаске".
После прихода к власти в Дамаске Асада-сына в 2000 году отношения заметно потеплели: они с Эрдоганом начали дружить семьями, дважды вместе отдыхали в Анталье. Когда в марте 2011-го в Сирии начались массовые протесты, Эрдоган позвонил Асаду: "Башар, не стреляй в народ, иначе я тебе ничем не помогу". Глава турецкого МИДа Ахмед Давутоглу без малого десяток раз слетал в Дамаск, убеждая Асада начать диалог с оппозицией. "Асад давал обещания: принять Гальюна* * Бурхан Гальюн, лидер базирующегося в Анкаре оппозиционного Национального совета Сирии. , создать переходное правительство и т.д., но ни одно из них не выполнил, — рассказывает Садраддин Кылыдж. — После этого Анкара прервала всякие отношения с Асадом. Тот в свою очередь вспомнил "наследие" отца — начал поддерживать оружием и деньгами РПК".
Сейчас вопрос в том, у кого первого не выдержат нервы — у Эрдогана или Асада
На фото: Жители Акчакале (Турция) оплакивают земляков, погибших в результате артобстрела со стороны Сирии
Российская карта
"Режим Асада поддерживает не только Россия, но также Китай и Иран. Но если Пекин и Тегеран оказывают Дамаску только политическую и военную поддержку, то Россия — и политическую, и военную, и финансовую, — размышляет турецкий аналитик Карим Латиф. — Эрдоган понял: ключ к решению сирийской проблемы находится у Путина".
В ходе июльского рабочего визита в Москву Рэджеп Тайип Эрдоган как мог делал реверансы российской стороне. Турция, уверял он Владимира Путина, откажется от идеи вступить в Евросоюз, если Россия согласится принять ее в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Кроме того, окончательно договорились, что Россия построит в Аккуе (Турция) первую в стране АЭС (цена контракта — $20 млрд), причем на особых условиях: Россия будет владеть контрольным пакетом акций турецкой компании, которая будет управлять станцией. Эрдоган дал устное согласие Путину на участие России в строительстве нефтепровода Самсун–Джейхан, по которому через территорию Турции в Европу будет прокачиваться азербайджанская нефть. Наконец, еще в начале июня Эрдоган лично одобрил сделку по продаже Сбербанку РФ турецкого банка — Денизбанк — за $3,5 млрд. В обмен на все это Эрдоган хотел получить от Москвы один-единственный сигнал: ее поддержка режима Башара Асада не вечна, возможны коррективы политики. Когда дошли до Сирии, он спросил Путина: "Как бы отнеслась Россия к формированию в Дамаске переходного правительства? Причем без Башара Асада". Путин ответил в том духе, что возражать против такого поворота событий не станем, но кто мог бы возглавить переходный кабинет? У Эрдогана ответ был наготове: Фарук аш-Шараа, вице-президент Сирии, суннит, он не замаран преступлениями против народа, против его кандидатуры не возражает сирийская оппозиция. У Москвы, как выяснилось, эта фигура тоже не вызывала идиосинкразии. "Но тогда надо придумать какой-то выход для Асада", — настаивал Эрдоган. Путин обещал подумать.
На фото: Три бронетанковые бригады армии Турции уже дислоцированы на границе с Сирией
Цена раздумий
Прошло три месяца. Идея с переходным правительством так и осталась на бумаге — Москва все еще "думает". "Возможно, Путин сознательно тянет время, но в этом есть колоссальный риск, — заметил в разговоре с The New Times на условиях анонимности высокопоставленный турецкий дипломат. — Если сирийцы продолжат провокации на границе, Эрдоган не станет ждать, пока Путин прибудет в Турцию со своим планом по Сирии: турецкие войска, а конкретно три элитные бронетанковые бригады, в конце октября перейдут сирийскую границу. Марш-броска до Дамаска им не потребуется: будет создана, к примеру, 50-километровая зона безопасности — под предлогом защиты государственной границы и лагерей сирийских беженцев, а также борьбы с курдским сепаратизмом".
Создание буферной зоны, подчеркивает источник журнала, будет означать не только оккупацию, но и фактическую дезинтеграцию Сирии. И России, с учетом ее собственного югоосетинского опыта, нечего будет на это возразить — ни в ООН, ни где-либо еще.