Вместо того, чтобы восстановить разрушенные длительной войной системы жизнеобеспечения, водо и электроснабжения, дороги, мосты, промышленность, сельское хозяйство, построить школы, больницы, жилье для населения, защитить иракцев от непрекращающихся террористических актов, правительство Ирака пошло на беспрецедентные закупки тяжелых вооружений и боевой техники.
Как известно, Ирак заказал в США партию из 36 истребителей F-16. В контракте предусмотрена также подготовка личного состава ВВС Ирака, поставка дополнительного оборудования и вооружения к самолетам, радиолокационных средств и создание системы противовоздушной обороны. Иракцы получат и американские танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты. Всего, в ближайшие годы для нужд силовых структур Ирака планируется закупить только в США вооружений и боевой техники на общую сумму в 32 млрд. долларов.
Чтобы создать видимость диверсификации источников вооружений, а также с учетом доставшегося в наследство от саддамовского режима арсенала оружия советского производства, премьер-министр Нури аль-Малики пытается наладить военно-техническое сотрудничество и с другими странами.
Так, в ходе его официального визита в Москву в начале октября 2012 года, якобы, обсуждались перспективы возобновления военно-технического сотрудничества с Россией. По сообщениям иракских СМИ, Ирак намерен закупить в РФ вооружений на сумму в более чем 4,2 млрд. долларов США (30 ударных вертолетов Ми-28, 42 зенитных ракетно-пушечных комплекса "Панцирь"). Ожидается, что в дальнейшем могут быть заключены и новые контракты на поставку истребителей МиГ-29, радиолокаторов, бронетехники и других российских вооружений.
Продолжается сотрудничество Ирака в области ВТС и с Украиной, начало которому было положено еще в 2005 году, когда иракской стороне было передано безвозмездно вооружение и боевая техник украинского военного контингента, покидавшего страну по окончании своей миссии в составе иностранной коалиции войск. Позже были заключены контракты на поставку в Ирак из Украины танков, бронетранспортеров, грузовиков, вертолетов, транспортных самолетов на сумму свыше 2 млрд. долларов США.
Власти Ирака также договорились о приобретении 24 учебно-боевых самолетов L159 (легкий многоцелевой штурмовик) в Чехии на сумму в 1 млрд. долларов США.
Таким образом, многострадальный Ирак вместо восстановления разрушенного длительной войной народного хозяйства и ускоренного решения социально-экономических задач втягивается в новую гонку вооружений. Из бюджета страны изымается около 40 млрд. долларов США. Такая, ничем не оправданная, ускоренная милитаризация страны ведет не только к дальнейшей радикализации иракского общества, но и вызывает явное непонимание и настороженность со стороны соседних государств: Ирана и Турции. При этом наибольшее опасение политикой Багдада "пушки вместо масла" высказывают иракские курды, которые не исключают повторения времен С.Хусейна, когда центральное иракское правительство не останавливалось перед применением артиллерии, авиации и бронетехники против курдских повстанцев.
Понятно, что ведущим партнером Ирака в области ВТС остается Вашингтон. Какие же цели преследует администрация США, затевая эти опасные игры с новыми арсеналами вооружений?
Весьма прозрачным является стремление заокеанского партнера превратить Ирак в свой плацдарм в регионе против заклятого американского врага – Ирана. Не исключено, что в кабинетах Госдепа и Пентагона уже сейчас вынашиваются планы нового вооруженного ирако-иранского конфликта (как известно, восьмилетняя война между этими государствами во времена Саддама Хусейна унесла около 2-х миллионов жизней с обеих сторон).
Одновременно дается серьезный карт-бланш и американским "оружейным баронам": миллиарды нефтедолларов вновь потекут в качестве сверхприбылей на счета владельцев американских корпораций ВПК.
При этом офисные стратеги в Вашингтоне явно не учитывают, что, насажденный в Багдаде не без их помощи, режим Нури аль-Малики является весьма непрочным и недолговечным. С большим трудом пробившийся к власти на второй срок, Малики не пользуется сколько-нибудь весомым авторитетом не только среди арабов-суннитов и курдов, но даже среди арабов-шиитов, выходцем из которых он является. Бряцание оружием только окончательно оттолкнет от него Тегеран, Анкару и Иракский Курдистан, да и не придаст авторитета среди арабских политических группировок внутри страны. Существует вполне реальная угроза распада Ирака по этно-конфессиональному признаку или возобновления новой гражданской войны. В чьих руках тогда окажется оружейный арсенал, кто и против кого его использует? Похоже, что сегодня об этом авторы концепции Большого Ближнего Востока не задумываются. Еще гремят взрывы и льется кровь на улицах сирийских городов, а в Ирак уже пошли массированные поставки вооружений.
Эксперт по проблемам Ближнего и Среднего Востока Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Ирак, Курдистан, Нури аль-Малики, Россия, Украина, Чешская Республика, США, Турция, Иран, Саддам Хусейн