Есть страны, которые прямо подчеркивают, что у них нет постоянных союзников, но настаивают, что у них есть постоянные интересы. У курдов, было время, не было никаких союзников, кроме гор, но и в это время у них были национальные интересы. Причём долгое время, буквально десятилетия главный интерес курдов состоял в том, чтобы выжить, сохраниться как народ со своим языком и своей культурой. Это была непростая задача. Были моменты, когда курды как этнос оказывались на грани жизни и смерти, и те политики, которые сегодня руководят страной, хорошо помнят эти тяжёлые времена.
Сегодня курды отошли от этой опасной черты: они заявили о себе миру, они показали, что способны создать успешное государство, но главное то, что сам народ вырос и численно, и изменился качественно. Выросло поколение курдов, которое не нюхало пороха, если можно использовать такую формулу, говоря об Ираке, где война, кажется, не кончается никогда. Это поколение точно вышло из под арабской руки, сегодня граница Курдистана четко определяет, где кончается внешнее силовое влияние.
Как распорядиться судьбой этого поколения? И главное, каков сегодня главный, доминирующий интерес курдов? Возможно, что кому-то этот вопрос покажется лишним, поскольку всё ясно и определенно: пока есть шанс, курды должны добиться независимости. И вопрос стоит даже не о том, когда начать, а иначе: почему они не сделали этого вчера? Но поскольку, несмотря на референдум, и периодические решительные заявления политиков, это не произошло ни вчера, ни позавчера, есть причины, которые удержали и по-прежнему удерживают народ от этого шага. То, что повседневно крутится в умах миллионов, политики выражают как национальные интересы. Миллионы простых людей не обладают геополитическим видением ситуации, но они собственной шкурой чувствуют эту ситуацию, и надо улавливать их настроения.
Перед курдами стоит дилемма, если продолжать оставаться в составе Ирака, то население Курдистана вырастет еще на несколько миллионов. Это будет здоровое, крепкое, образованное население, воспитанное в курдской культуре, поскольку дети и молодёжь учатся в национальных школах и на родном языке. Курдистан быстро растёт, и его экономических и военный потенциалы, несомненно, станут много больше через несколько лет. Буквально за последние годы возникла новая инфраструктура внешнеэкономических связей, которая даёт надежду на устойчивость региона в случае экономической конфронтации с Багдадом. В конце концов, идёт подготовка ядра будущих вооруженных сил: готовятся офицерские карды, молодёжь проходит военную подготовку. Курды не сидят без дела и в самом Ираке, они активно действуют на внутрииракской политической сцене, занимая последнее десятилетие важные политические позиции, в том числе и пост президента Ирака. Курды прилагают колоссальные усилия на поле внешней политики, стремясь заручиться или сохранить поддержку государств мира, особенно традиционно влиятельных на Ближнем Востоке, и многое им удаётся. Курды сегодня делают многое из того, чего они никогда в своей истории не делали. Это – неоценимый опыт, меняющий культурный код курдского этноса. Однако параллельно с этим происходит консолидация центральной власти в Ираке на авторитарной основе, идёт перевооружение армии, она комплектуется теми, кто лоялен новой власти. Курдам, даже решая оборонительные задачи, будет сложно совладать с ней, поскольку они лишены тяжёлых вооружений и авиации. Сохраняется опасность, что Багдад на этой основе может начать отыгрывать то пространство свободы (автономии), и те де факто государственные прерогативы, которые получил Курдистан при падении саддамовского режима. Конечно, надо учитывать, что перемены идут и в других частях Ирака, и что они далеко не все угрожают курдам, многие шаги дают основание для надежды на реальное федеративное развитие Ирака.
Опасность изменения баланса сил осознаётся политическими руководителями Ирака, отсюда заявления президента Иракского Курдистана, что курды согласны оставаться только в составе демократического и федеративного Ирака, а иначе они реализуют своё право на независимость. Эти заявления адресованы и своему народу, и Багдаду, и другим странам, а многие страны, особенно участвовавшие в международной коалиции, сохраняют большой интерес к событиям в Ираке. Это – продуктивная позиция, которая влияет на политику Багдада, вынуждая его идти на компромиссы, и она в выгодном свете представляет Эрбиль мировому сообществу. Тем более, что с чего бы ни начиналась операция в Ираке (2003), дальше упор был сделан на создание демократических основ политической жизни в этой стране. И этим оправдывались жертвы, которые нёс иракский народ, и коалиционные силы. Это – существенный фактор, который курды могут и должны использовать. Существенно меняется ситуация на Ближнем Востоке. Сегодня уже немыслимо повторить многое из того, на что мир закрывал глаза, когда это творил саддамовский режим.
Безусловно, курдам нужна не только надежда, но и нужны чёткие международные гарантии того, что демократическое развитие Ирака необратимо, а статус-кво, закреплённый на живую нитку в Конституции 2005 года и давший шанс на успешное совместное проживание разных по культуре народов на территории Ирака, не будет нарушен, а наоборот, будет закреплен и развит, что предполагают основополагающие статьи этой Конституции. Национальные интересы курдов требуют времени на максимально полное восстановление всех потенциалов народа и его самого. Курды прожили в весьма относительном спокойствии всего лишь двадцать лет, но реально много меньше. Это – очень маленький срок, чтобы полностью восстановить силы народа. Нужны ещё 20-30 лет мира, чтобы Курдистан, независимо от формального статуса, но в рамках тех полномочий, которыми он обладает сейчас, и тех, что ему предоставляет Конституция 2005 года, превратился в практически несжимаемый и недеформируемый курдский остров, который со временем будет прирастать другими курдскими территориями, превращаясь в огромный архипелаг - Большой Курдистан.
Спрашивают, зачем президент Курдистана Масуд Барзани едет в Россию, где недавно с успешным визитом побывал премьер-министр Ирака Нури эль-Малики, который по многим вопросам не сходится с Масудом Барзани, а то и прямо противостоит ему. Действительно, если думать в терминах конфронтации или только об этом или следующем годе, то этот визит мало что может изменить в положении курдов в Ираке, но если считать на десятилетия, то в этом визите большой смысл. И очень важно, что на фоне визита в Москву Нури эль-Малики этот шаг в принципе не может быть воспринят как конфронтационный, как ведущий к осложнению отношений внутри Ирака.
Нынешняя Конституция Ирака даёт курдам возможность ещё, как минимум, 5-10 лет без существенных ограничений решать задачи национального строительства, создания, пестования собственной нации. Нужны новые рычаги для мощного качественного роста. Нужны международные гарантии, а Россия готова отстаивать нормы международного права, которые могут поддержать мирные направления развития иракской ситуации, в том числе и мирного взаимодействия под федеральной эгидой Багдада естественных частей современного Ирака – курдской, суннитской и шиитской.
Предстоящий визит президента Курдистана Масуда Барзани в Россию расширяет горизонты курдской политики, создаёт новые предпосылки для утверждения и укрепления курдской государственности. Он обязательно приведёт к новым шагам в развитии российско-курдского экономического сотрудничества. Более того, это важнейший политический шаг навстречу России и Курдистана, долгожданный шаг после вынужденного перерыва. Курды переросли свои горы, которые столетиями прикрывали их от врагов. Национальные интересы Курдистана предполагают широкое сотрудничество со многими странами, приобретение новых и восстановление отношений со старыми друзьями.
Теги: Вадим Макаренко, курды, Курдистан, Ирак, Иракский Курдистан, Масуд Барзани, Россия