Сохраняющаяся враждебность в американо-иранских отношениях все больше дестабилизирует международную обстановку и представляет собой реальную угрозу международной безопасности. Вряд ли следует ожидать каких-либо серьезных изменений в политике США по отношению к Ирану в обозримом будущем. Скорее всего, Вашингтон продолжит курс на ужесточение ограничительных антииранских санкций финансового и торгово-экономического характера, усилит давление на своих партнеров в Европе и Азии, чтобы они более активно включались в блокаду Ирана. Главная ставка будет делаться на экономическое удушение ИРИ и провоцирование внутренних конфликтов в этой стране. По линии спецслужб и неправительственных организаций Вашингтон может увеличить помощь и поддержку различным эмигрантским иранским политическим группам, а также представителям национальных меньшинств Исламской Республики Иран (азербайджанцы, курды, белуджи и др.).
Вероятность осуществления наземной военной операции США (Израиля) против Ирана или нанесения ими ракетно-бомбовых ударов по ядерным и другим объектам ИРИ остается крайне незначительной. Вашингтон и Тель-Авив (Иерусалим) вряд ли решатся на открытую военную авантюру против Ирана с непредсказуемыми для них последствиями. При всей скудности их стратегического мышления, инстинкт самосохранения в кабинетах заокеанских стратегов все же присутствует. Они будут вынуждены считаться и с общественным мнением своей страны и с ИРИ - 80-ти миллионной региональной державой, влиятельным исламским государством с довольно развитой промышленностью и современными вооруженными силами.
Однако, угрозы США и Израиля военным путем решить проблему ракетно-ядерной программы Ирана останутся в качестве одного из элементов информационно-пропагандистской войны и психологического давления на Тегеран. Время от времени отдельные американские и израильские политики и западные СМИ будут вновь и вновь озвучивать такие воинственные сценарии.
Одновременно, Вашингтон продолжит реализацию планов создания, так называемых, "поясов безопасности" вокруг Ирана (монархии Персидского залива, Ирак, Азербайджан, Грузия, постсоветские государства Центральной Азии). В этих целях ускорятся массированные поставки самого современного американского оружия, включая системы ПВО и ПРО, в соседние с Ираном страны. Только арабам Персидского залива Пентагон планирует в ближайшие 3-5 лет поставить вооружений на общую сумму свыше 120 млрд. долларов США. Так, буквально на днях управление военного сотрудничества США уведомило конгресс о намерении Катара закупить 11 комплексов противоракетной обороны "Пэтриот" на сумму в 9,9 млрд. долларов США. В комплект поставки войдут все системы, необходимые для развертывания ПРО, — радары, системы управления, пусковые установки, системы обеспечения, боевой подготовки и 768 боевых противоракет AC-3. Ранее Катар запросил Вашингтон о возможности поставки двух комплексов с заатмосферными ракетами-перехватчиками THAAD на сумму в 6,5 млрд. долларов США. Судя по настроениям в американском конгрессе, все просьбы монархий Персидского залива будут незамедлительно удовлетворяться. Против этого не возражают даже руководство Израиля и еврейское лобби в конгрессе США. Администрация США смогла убедить их, что в нынешних условиях Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) становится как бы региональным "мини-нато" и будет выполнять роль жандарма в регионе и щита Израилю со стороны Ирана. Постсоветским государствам Центральной Азии администрация США пообещала безвозмездно передать вооружение и боевую технику выводимых из Афганистана воинских контингентов НАТО. Если к этому добавить ускоренную милитаризацию с помощью США и Израиля Азербайджана и Грузии, то в период второго срока президентства Обамы кольцо американских военных баз и плацдармов вокруг Ирана может замкнуться.
Одной из важных и актуальных для Б.Обамы целей остается - во что бы то ни стало ускорить смену режима в Сирии, чтобы лишить ИРИ последнего союзника в регионе и, тем самым, свести влияние Тегерана в регионе до миниума. Эту задачу Вашингтон уже сейчас пытается решить с помощью своих традиционных партнеров (Саудовская Аравия, Катар, Турция, клан Харири в Ливане). После состоявшегося переизбрания Обамы на второй срок не исключается и более жесткий вариант вмешательства Запада в сирийский конфликт путем направления воинских контингентов в эту страну или ракетно-бомбовых ударов НАТО по объектам сирийских правительственных войск под предлогом необходимости проведения "миротворческой" операции. Якобы, таким образом можно будет спасти сирийский народ от гуманитарной катастрофы. Мир уже был свидетелем подобных акций в Ираке и Ливии и хорошо знаком с их негативными последствиями.
В целом, прошедшая выборная кампания в США не дает каких-либо оснований надеяться на коренные изменения к лучшему во внешней политике США. Более того, она показала, что в этой стране все еще популярны воинственные заявления "политиков-ястребов" типа Ромни.
Президент США Б.Обама во многом остается в плену этих агрессивных, широко распространенных в США, взглядов и настроений и будет вынужден проводить прежний курс в интересах крупных американских и транснациональных корпораций, военно-промышленного комплекса ("оружейных баронов"), еврейского и других лобби в американском конгрессе. И хотя в Вашингтоне постепенно приходят к пониманию, что им так и не удалось построить монополярный мир, время их безраздельной мировой гегемонии не наступило и теперь вряд ли когда наступит, но синдром "Богом избранного народа", которому предстоит "осчастливить Человечество по своему образцу и подобию", похоже еще долго будет господствовать в умах среднего американца. Вашингтон и дальше будет пытаться силой насаждать повсеместно образцы своей, прогнившей насквозь, демократии.
Эксперт по проблемам международной безопасности, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Иран, США, Барак Обама, Израиль