Складывается впечатление, что возникла трагикомическая ситуация, демонстрирующая правоту пословицы, что нельзя сидеть сразу на двух стульях. Правда, России когда-то это удавалось. Например, она поставляла оружие одновременно и в арабские страны Персидского залива, и, как минимум, их геополитическому противнику – Ирану. Но этот фокус с Ираком, видимо, всё-таки не прошел.
В субботу 10 ноября представитель премьер-министра Нури эль-Малики заявил, что Ирак аннулирует контракт с российскими компаниями, занимающимися экспортом вооружений, сославшись на якобы заподозренную или обнаруженную коррупционную составляющую в этих контрактах. Отставок в этой связи в самом Ираке пока нет. Идёт следствие. Со следствием в Ираке шутить не стоит, что прекрасно видно по делу вице-президента Тарика эль-Хашеми, которому вынесено уже несколько смертных приговоров. Может быть, ещё рано, но решение уже принято: заявлено об аннулировании контрактов.
Есть разные мнения по поводу того, что является истинной причиной этого решения. Одни выдвигают в качестве таковой давление США, которые были шокированы и визитом, и заключенными соглашениями, хотя это не было новостью октября, соглашения готовились и об этом было известно. Американское давление не могло бы вызвать такой быстрой реакции в Ираке, поскольку Нури эль-Малики – расчетливый и упорный политик, которого силой не возьмешь, он гнёт своё. Принятое решение - это, скорее всего, реакция на запланированный в Россию визит Масуда Барзани и на те соглашения, которые планировалось достичь в ходе этого визита.
С курдами в Москве можно было сейчас договориться только об одном – о разработке их нефтяных и газовых месторождений. Курды готовы на более тесное сотрудничество, но остальное вообще не в компетенции Москвы. Но даже намечавшиеся договоры российских компаний на разведку и добычу нефти и газа в Курдистане были не приемлемы для премьер-министра Нури эль-Малики, который даже отказался от поездки на Генассамблею ООН, чтобы достаточно внезапно посетить в начале октября Москву. Там он, как ему казалось, заключением огромных контрактов - 4.2 млрд. долларов - вновь купировал (обрубил) долго находившееся в загоне курдское направление российской политики.
Премьер Малики ошибся. Он не был правильно понят, поскольку, скорее всего, потому что он прямо не говорил, что контракт на поставку вооружений с Ираком на баснословную сумму будет реализован только в том случае, если Россия откажется от энергетических планов в Курдистане, т.е. от разработки нефти и газа на его территории. Не говорил, потому что ему казалось, что это – и так прозрачно ясно. Но в нынешней России думают, что всё, что не запрещено прямо в договоре, то разрешено, поэтому никто после подписания контрактов не подумал дать задний ход в экономических связях с Иракским Курдистаном. Однако оказалось, что действительно у каждого договора, особенно договора на поставку вооружений, есть политический контекст, который и определяет то, как всё-таки звучит прописанная буква и каков нигде прямо не обозначенный дух договора.
Правительство Нури эль-Малики не раз заявляло, что не потерпит деятельность компаний, которые одновременно обслуживают и "иракские", и "курдские" нефте-газовые интересы. Конечно, Багдаду непросто справиться с американской "Эксон", но, если кто-то думает, что модель компании "Эксон" подходит для него, он должен ещё раз хорошо посмотреть на себя, не ошибается ли он, оценивая свои возможности.
После возникшего кризиса в иракско-российских отношениях президент Курдистана Масуд Барзани отложил свой визит в Россию. Причины не сообщаются, но можно предположить, что сейчас между Москвой и Багдадом или между теми, кто готовил контракты на поставку вооружений, идут консультации, как выйти из неприятного положения, в которое попала Москва, попытавшись сделать акробатический трюк, на который сил сегодня хватает только у США, да и то не каждый раз.
Теги: Вадим Макаренко, Россия, Ирак, Иракский Курдистан, курды, Курдистан, Нури аль-Малики, Масуд Барзани, Тарик аль-Хашими, США, ООН, нефть, Exxon Mobil