В политическом смысле Южный Курдистан подобен условно используемому в спорах "стакану с водой", который с первого взгляда кажется "наполовину полным". Однако, с точки зрения тяжелейшей кризисной общественно-политического ситуации, давно возникшей в Иракском исламском государстве с "бутафорной" конституцией, очевидно, демократический Южный Курдистан – это скорее "полупустой" федеративный субъект, но с "наполовину полной" социально направленной рыночной экономикой.
Внешнеэкономические и полит-дипломатические связи Южного Курдистана, подверженные "капризным" нападкам со стороны Багдада, не позволяют этому важнейшему субъекту федерации планировать и практически осуществлять крупномасштабные инфраструктурные и инвестиционные проекты в области энергетики, транспорта и безопасности, жизненно и системно необходимые для долгосрочного и полноценного развития региона и всего Ирака.
Откровенное нежелание Багдада признавать верховенство действующей Конституции страны в части административно-территориальной и управленческой самостоятельности Южного Курдистана ярко проявляется в злонамеренном отклонении юридических вопросов, связанных с принятием законов о нефти и газе, о порядке обязательного финансирования вооруженных сил региона из федерального бюджета, о механизме восстановления административно-правового статуса курдских провинций Киркука и Мосула.
Правительство страны давно и упорно противопоставляет явно радикальные политические взгляды ортодоксальных исламистских сообществ, всегда выражавших анти-курдскую идеологию в этом арабском государстве, прогрессивному стремлению народа Южного Курдистана к демократии и полной самостоятельности в рамках конституционного федерализма.
К сожалению, политическая среда в Южном Курдистане была несколько перенасыщена иллюзорно-декларативными призывами партийных деятелей к продолжению диалога с авторитарной центральной властью и переговоров со всеми участниками политического процесса с целью достижения очередного соглашения о соблюдении конституционных норм федеративной республики в интересах сохранения единства и целостности Ирака. В определенной степени такая позиция только мешала гражданскому обществу автономного региона адекватно реагировать на антигосударственную политику и тактику Премьер-министра и правящего арабо-шиитского политического союза.
Более того, некоторые региональные политики, к сожалению, перестали достаточно ответственно относиться к тому факту, что курдский народ во всех частях Большого Курдистана, в том числе и в самом Ираке, фактически находится в состоянии незатухающего военно-политического конфликта с государственными режимами. Мирный способ отстаивания интересов и прав курдского народа должен предполагать очень активную, целенаправленную и согласованную борьбу объединенных политических сил нации против нынешней анти-курдской государственной стратегии в Ираке, Иране, Турции и Сирии. Мирная борьба и диалог с такими хорошо "проверенными" противниками допустима и приемлема, но ни в коем случае не с "пустыми руками".
Уверенные рассуждения некоторых политиков о необходимости настойчивого строительства конституционной демократии и федерализма в Ираке или о бессмысленности вооруженного сопротивления курдов в других регионах могли бы иметь серьезное обоснование, если на противоположной стороне вдруг и чудесным образом возникло понимание и появилось раскаяние властвующих или рвущихся к всеобъемлющей власти оголтелых шовинистов и фашистов, всегда и во все времена враждебно-пренебрежительно относящихся к курдскому этносу, курдской культуре и истории.
Следует обратить внимание курдских "пацифистов", что второго десятилетия относительно спокойного развития в Южном Курдистане, вероятнее всего, больше не будет, если "миротворцы" из региональной партийно-политической элиты не выйдут из состояния глубокой эйфории и не вспомнят во всех трагических деталях уроки хотя бы относительно недалекого прошлого из жизни курдского народа в том же Ираке.
В условиях принципиальной борьбы народ должен быть избавлен от влияния "убаюкивающего" синдрома "полунезависимой" автономии и "почти" демократического общества, даже если речь идет о мирных способах отстаивания прав и свобод. Южный Курдистан не может быть вечно то ли "полупустым", то ли "наполовину полным". Если половина "стакана" будет принадлежать Правительству Ирака, курдское самоуправление обречено быть либо "полупустым", либо "наполовину" федеральным.
Пора признать, что Южный Курдистан не сможет долго просуществовать в качестве половинчатого субъекта федерации. Поэтому надо наполнить свой "стакан" до предела своим независимым суверенитетом и во избежание дальнейших провокаций со стороны Премьер-министра и анти-курдских сил в Ираке, во имя мира и безопасности населения Президент Южного Курдистана вправе в соответствии с Конституцией объявить о выходе автономного региона из несостоявшейся федерации.
Сегодня вполне оправданно и обоснованно, учитывая антиконституционную и антигосударственную деятельность Правительства страны, провозгласить независимость и предъявить ультиматум Багдаду с требованием незамедлительного вывода всех армейских и полицейских подразделений из курдских провинций Киркука и Мосула, возложив всю ответственность за возможно вынужденное применение курдской стороной военной силы на главу кабинета министров аль-Малики.
Слишком медлить с выходом из горящего Ирака очень опасно и неразумно. Если Турция, Иран и "новая" Сирия будут дожидаться итогов международного признания курдского государства, не прибегнув к возможности опережающего установления прямых межгосударственных и дипломатических отношений, в том числе для согласования механизмов выполнения требований курдского народа, это обстоятельство будет учтено руководством Южного Курдистана как в ходе установления будущих двусторонних связей и определения направлений сотрудничества, так и в процессе предстоящих международных переговоров по урегулированию геополитики курдского вопроса в целом.
Приказ Президента и Главнокомандующего о полной боевой готовности вооруженных сил "Пешмерга" к защите населения и всей исторической территории Южного Курдистана был отдан Масудом Барзани, конечно, не только для упредительного устрашения "безумных голов" в Багдаде, а прежде всего для обеспечения начала организационной подготовки к провозглашению новой независимой, суверенной и демократической республики в южном регионе Большого Курдистана.
Теги: Мураз Аджоев, Курдистан, Иракский Курдистан, курды, Киркук, Мосул, Иран, Турция, Сирия, иракская армия, пешмерга, Масуд Барзани