Пешмерга приведены в боевую готовность. Приказано не поддаваться на провокации, но одновременно быть готовыми к отпору, в том числе и на спорных территориях. Команда последовала после первых столкновений 18 ноября в районе городка Дуз Кхурмато/ Tuz Khurmatu (существенно южнее Киркука), где курды встретили огнем продвижение танковых частей правительственной армии. Видимо, это - передовые части 9 дивизии, получившей приказ передислоцироваться из провинции Тикрит в Киркук (в 15 км от Киркука созданы лагеря Командования "Диджле/Тигр"). Есть первые жертвы. Похожий кризис был совсем недавно в районе сирийско-иракской границы, где смыкаются курдские территории Ирака и Сирии. Сейчас аналогичный кризис набирает обороты в самом сердце исторического Курдистана – боевые порядки создаются на подступах к Киркуку.
В Месопотамии началась "палестинизация" курдского вопроса в Ираке. Создание 1 сентября 2012 года командования "Диджле" (по-арабски Тигр) знаменует собой момент перевода режимом Малики курдских проблем, связанных c территориями, которые во время правления Саддама Хусейна были отторгнуты от Курдистана и сейчас являются предметом спора, в русло военного решения. Командование возглавил генерал-лейтенант Абдуламир аль-Зайди, одновременно являющийся командиром 12 дивизии, дислоцированной в провинции Киркук.
Возможно, что историки начнут отсчет этого периода с 8 мая 2012 года, когда премьер-министр Нури эль-Малики впервые за время пребывания в должности и сразу же с силовой поддержкой прибыл в Киркук заявить о своей позиции в отношении спорных территорий. Было заявлено о необходимости координации действий армейских сил в провинциях Дияла, Салахаддин, Киркук, Эрбиль и Мосул, и начато развертывание вооруженных сил непосредственно в провинции Киркук. Эти действия Малики были поддержаны Ираном, который в этот же день высказался за "территориальную целостность Ирака", что подразумевает недопущение образования на севере Ирака независимого курдского государства. Это свидетельствовало о том, что Малики координировал свои действия с Тегераном.
Внутренние и внешние силы, настроенные против создания независимого Курдистана, считают, что, не возвратив себе Киркук как историческую территорию и его нефтяные богатства как данное природой богатство, курды не начнут отделения от Ирака, поэтому в Багдаде в контроле над спорными территориями и, прежде всего, над Киркуком видят главный инструмент удержания курдов в составе Ирака. В этом есть часть правды, поскольку именно Киркук стал камнем преткновения в решении курдской проблемы еще во времена Саддама, остается он им и сейчас. Курды не согласны потерять Киркук, Мосул и другие свои территории, которые незаконно отторгнуты от них. Даже после падения режима Саддама Хусейна новая власть (вновь арабского большинства) в Багдаде блокирует шаги, предусмотренные Конституцией, чтобы путем референдума решить судьбу этих территорий.
Термин "палестинизация" курдско-арабских отношений вполне уместен, потому что это связано с отказом формально центрального правительства в Багдаде от признания исторических границ расселения курдов, на чем основана нынешняя Конституция Ирака, но и перевода отношений между курдской и арабской частями Ирака в военную плоскость. У курдов и арабов есть свой "Иерусалим", вокруг которого идут споры, – Киркук. Обе стороны намерены получить всю спорную территорию.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, курды, иракская армия, пешмерга, Киркук, Нури аль-Малики, Саддам Хусейн, Абдуламир аль-Зайди, Дияла, Салахаддин