Безусловно, руководство Южного Курдистана обладает сугубо конфиденциальными и секретными данными, на основании которых определяет стратегию и тактику своей политической деятельности. Очевидно, что существуют объективные причины для существенного ограничения доступа гражданского общества автономного региона к информации особой важности. Однако, слишком суженная и неразумно формализованная односторонняя связь региональной власти с народом лишает общество возможности адекватно и объективно реагировать на происходящие события. Более того, структура деления управленческих полномочий исключительно по партийно-территориальному признаку наносит колоссальный ущерб политике и экономике, что резко отрицательно влияет на обеспечение полного единства и сплоченности власти и народа. В таких условиях невозможно продуктивно бороться с антиконституционным и авторитарным государством в Ираке.
Президент и Правительство Южного Курдистана должны быть свободны от партийного давления на исполнительную власть народа во всех сферах управления автономным регионом, особенно в области федеративных отношений с Багдадом, экономики, безопасности и внешнеполитической деятельности. Многопартийность должна иметь место только в рамках работы Парламента автономного региона. Недопустимо превращать администрацию Президента и кабинет Правительства автономного региона в площадку для политических дискуссий между двумя правящими партиями, а также выяснения отношений с оппозицией. Такая "многоголосица" для "полусвободного" автономного региона весьма опасна, какими бы совместными заявлениями о союзе и партнерстве не прикрывались реальные политические расхождения и соперничество сторон. Народ все видит и, вероятно, хочет непосредственно участвовать в политических процессах на правах носителя суверенитета, а не источника партийных массовок.
Вместе с тем, объединяющая политическая позиция всех курдских партий автономного региона, честно говоря, по идее сводится к тому, что в Ираке необходимо осуществить переход к фактически арабо-курдской конфедерации равноправных государство-образующих субъектов с единой валютой, системой обороны и безопасности, энергетической и транспортной инфраструктурой. Но о создании такого государства надо было думать в 2003 году, когда прорабатывались и согласовывались конституционные основы новой республики при помощи и под контролем США. Ныне формально действующая Конституция – это основополагающий Закон федеративной арабской исламской республики Ирак и точка. Этот Закон никогда не будет выполняться должным образом, поэтому федеративные отношения между Багдадом и Эрбилем могут регулироваться только соглашениями и договоренностями сторон, постоянно находящимися в состоянии острого конфликта интересов, что изначально было заложено в суть Иракской конституции американского производства. Следует заметить, что Госдеп США благоразумно и дальновидно предусмотрел в этом главном документе Ирака процедуру возврата курдских провинций ("спорных территорий") и право автономного региона на юридически и политически обоснованный выход из федерации с целью обретения полной независимости и государственного суверенитета Южного Курдистана, принимая во внимание бесконечность и справедливость национального стремления курдского народа к этой заветной цели. В этой связи возникают вполне резонные вопросы:
1. Почему руководство автономного региона не проявляет решительность и не провозглашает независимость Южного Курдистана в условиях начавшейся открытой военно-политической конфронтации с Ираком?
2. Неужели только вооруженная интервенция в Южный Курдистан и война с Ираком могут послужить веской причиной для выхода из "инвалидной" федерации?
Как бы хотелось получить ответы от Первых лиц Курдистана.
Теги: Мураз Аджоев, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, курды, США