Сформированная из представителей Турции и командования НАТО группа военных специалистов приступила к осмотру площадок для размещения зенитно-ракетных комплексов Patriot на турецко-сирийской границе. Эксперты подозревают, что НАТО планирует закрыть сирийское воздушное пространство для любых полётов в рамках подготовки наземного вторжения в эту страну.
Германия выразила готовность поставить две батареи ракет, а Нидерланды - одну батарею. Формально комплексы предназначены для недопущения ракетных атак со стороны Сирии.
Официальная позиция Турции сводится к нежеланию быть вовлечённой в сирийский конфликт и страху перед гипотетическим сирийским химическим оружием. Ситуация усугубляется тем, что кризис в Сирии приобрел долговременный характер и в перспективе может затронуть Иран, а Анкара заинтересована в участии НАТО в его разрешении. Иными словами, Patriot на турецко-сирийской границе играют исключительно оборонительную роль. Натовцы особо подчёркивают, что комплексы ПРО не имеют никакого отношения к возможному введению в небе Сирии запретных зон для полетов сирийской правительственной авиации.
Однако эксперты не вполне доверяют этим заявлениям. Да, конечно, Patriot вполне могут использоваться для защиты территории Турции от высокотехнологичных воздушных атак. Но по своим тактико-техническим характеристикам они предназначены, скорее, для борьбы с самолётами и лишь частично адаптированы для решения ограниченных задач противоракетной обороны. Дальность перехвата баллистических целей этим комплексом не превышает 25 километров при максимальной высоте перехвата 15 километров. Получается, что полностью потенциал Patriot раскрывается как раз при создании бесполётных зон.
О таких зонах говорил в Берлине и первый заместитель главы МИД России Андрей Денисов. По его словам, ракетный комплекс Patriot является "с технической точки зрения и в плане обслуживания сложной системой". "Персонал, который работает с ней, проходит длительную подготовку, его отличает высокий профессиональный уровень, - продолжил Денисов. - Это серьезное оружие, которое должно быть направлено против серьезных вызовов. Поэтому сразу возникают вопросы: "Какие собственно угрозы имеются в виду? Кто кому угрожает и с какого направления?"
Все ответы, которые мы получали, сводятся к успокаивающим заявлениям, - сообщил Денисов. В военно-политических вопросах нужны четкие исчерпывающие объяснения: от кого исходит угроза, для чего, на какой срок и с какой целью. Расположение комплексов Patriot вдоль границы с Сирией может быть связано с какими-либо неизвестными Москве планами по установлению так называемых бесполетных зон, подчеркнул Денисов. "Возможно, это и не так, но мы пока пребываем в неведении, нам необходимо больше информации, - отметил он. - Если речь идет о проведении мер ограничительного характера в отношении Сирии, то подобные мероприятия могут осуществляться только решением Совета Безопасности ООН".
Тем временем американская газета The Washington Post публикует статью бывшего госсекретаря США Кондолизы Райс, в которой та допускает, что гражданская война в Сирии – это финальный акт драмы о распаде ближневосточных государств в их нынешнем виде. Из рук американцев ускользает шанс уберечь целостность в регионе и восстановить ее на более прочном фундаменте толерантности, свободы, а впоследствии и демократической стабильности, - пишет Райс.
По её мнению, если не считать Египта, Ирана и Турции, ближневосточные государства – искусственные образования, чьи границы были наспех нарисованы британцами и французами без учета национальных и конфессиональных нюансов. После так называемой арабской весны эти искусственные государства могут развалиться. Райс дает Вашингтону совет: по примеру Франции, Великобритании и Турции признать недавно сформированную оппозицию, затем снабдить сирийскую оппозицию оборонительным оружием и задуматься о создании бесполетной зоны.
Из статьи бывшего госсекретаря непонятно, почему, если Запад так халатно установил границы в регионе сто лет назад, местные жители должны согласиться с тем, чтобы Запад устанавливал эти границы вновь. Но для нас главным является тезис о бесполётной зоне, которая так необходима американцам, если они соберутся поддержать сирийскую оппозицию огнём и мечом своих элитных наземных войск. Вполне можно допустить, что размещение комплексов Patriot в Турции является частью подготовки к интервенции. В этом случае тактико-технические особенности этой системы не входят в логическое противоречие с задачами операции. Всё становится на свои места.
О том, что администрация президента США Барака Обамы рассматривает варианты более активного вмешательства в конфликт, чтобы помочь повстанцам одержать победу над Башаром Асадом, сообщила газета The New York Times со ссылкой на источники в американском руководстве. Её журналисты допустили возможность отправки в Сирию офицеров ЦРУ или других союзных спецслужб для тесной работы с местными повстанцами. Впрочем, по их мнению, этот вариант рискован и маловероятен. Однако мы все знаем, что американцы, порой, реализуют самые рискованные и маловероятные сценарии, если только они сулят им геополитическую выгоду.
В общем, многое свидетельствует о том, что Альянс намерен выбрать самый плохой вариант из всех худших. В этой мутной истории непонятна роль Германии, которая, напомню, заявила о готовности поставить Турции две из трёх ракетных батарей.
"Германия – член НАТО. Хотя действительно это вызывает удивление. Уж Германия могла бы воздержаться от подобного рода сомнительных инициатив, - считает главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. - Лично у меня это вызывает большое удивление. Потому что для Германии такие инициативы чреваты. Тем более, не будем забывать груз исторического прошлого, который висит до сих пор на Германии.
Разумеется, появление немецких расчётов и немецких комплексов Patriot - это интернационализация сирийского конфликта. В любой момент он может быть переведён в горячую фазу. Тем более, идёт процесс политического признания со стороны стран ЕС и НАТО сирийской оппозиции. По всей видимости, скоро будет сформировано сирийское правительство в изгнании. Параллельный центр власти уже от имени сирийского народа может обратиться к НАТО за поддержкой. И такая поддержка может быть в любой момент оказана. Это всё укладывается в схему будущей военной операции Альянса в Сирии".
Один из немногих сдерживающих создание над Сирией бесполётной зоны факторов – необходимость испрашивать разрешение на неё у Совбеза ООН. Здесь надо учитывать, что по крайней мере один из членов Совета Безопасности – Россия – после ливийского прецедента, когда её фактически обманули относительно целей и задач аналогичной операции, вряд ли наступит на те же грабли.
Москва уже выразила озабоченность планами развертывания натовских Patriot на турецко-сирийской границе, подчеркнув, что этот шаг повысит риски дальнейшей дестабилизации ситуации в регионе. Однако генсек Альянса Андерс Фог Расмуссен заявил, что решение НАТО не касается третьих стран. Что ж, это справедливо. Но тот же исторический опыт подсказывает, что очень скоро в натовские игры окажутся втянутыми – и не по своей воле – и больше всего пострадают как раз третьи страны, имеющие, по мнению натовского генсека, меньше прав на геополитической арене, чем государства Альянса.
Речь идёт, к примеру, о той же самой России. Предполагаемая поставка Анкаре зенитных ракет Patriot несет определенные риски для её (России) безопасности, считает ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Владимир Козин. Дело в том, что (как мы уже упоминали выше) Patriot выполняют функции перехвата и уничтожения не только аэродинамических целей в виде самолетов, но и баллистических ракет, то есть могут использоваться как средство противоракетной обороны. А это уже прямо касается российской стратегической обороны. Складывается такое впечатление, что под шумок сирийской гражданской войны Вашингтон пытается присоединить к своим усилиям по созданию разветвленной противоракетной инфраструктуры еще и Анкару, полагает Владимир Козин.
Он напомнил, что Турции уже передана мобильная радиолокационная станция ПРО с фазированной решеткой AN/TPY-2, которая вошла в информационно-разведывательный компонент создаваемой Соединенными Штатами глобальной системы перехвата баллистических ракет. Козин считает также, что российская сторона одновременно не может не учитывать размещение тактического ядерного оружия США на турецкой территории, которое, как и все американское ядерное оружие, непосредственно связано со средствами ПРО и обычными Вооруженными силами Альянса.
"Ожидаемые поставки ЗРК Patriot Анкаре – это не внутренний турецкий вопрос. Если эти поставки станут реальностью, это будет означать привнесение в военно-политическую ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке нового дестабилизирующего элемента, который будет иметь далеко идущие последствия", - констатирует эксперт.
Собственно, в истории с размещением Patriot третьей страной оказывается и сама Турция. Бывший председатель Совета ветеранов Турции, эксперт Билькентского университета Клорай Гюрбюз в интервью "Голосу России" отметил, что "управление этими ракетами будет осуществляться США, Израилем и Великобританией. Поэтому вряд ли можно сказать, что установка этих ракет в интересах Турции. Во-вторых, эти ракеты вполне справедливо воспринимаются соседними странами в качестве угрозы. То есть, размещая эти установки, мы тем самым еще больше ухудшаем свои отношения с Ираном, Ираком и Сирией, возникнут проблемы и с Россией. Мало того, что от этой системы нет никакой пользы, так она еще и доставляет нам немало проблем, особенно в отношениях с нашими соседями".
"С помощью Турции будет обеспечиваться безопасность европейских стран и Израиля, – констатирует Клорай Гюрбюз. - Мы будем ловить ракеты тех стран, с которыми у нас пока нет глубоких противоречий. Страны региона из-за ближневосточной политики Соединенных Штатов и в связи с той ролью, которую возложили на Турцию в рамках проекта Большого Ближнего Востока, стали враждебно относиться к нашей стране. Устанавливая ракеты, Турция на ровном месте формирует вокруг себя вражеский пояс. Очевидно, что натовские страны используют Турцию против мусульманских стран, поскольку без привлечения Турции их антимусульманские действия воспринимались бы в качестве "крестовых походов".
Одним словом, решение о размещении ракет Patriot на турецко-сирийской границе пока больше создает проблем, чем решает их. Североатлантическому альянсу, Штатам и самой Турции имеет прямой смысл ещё раз продумать возможные последствия такого шага и перестать, наконец, пытаться обмануть других членов международного сообщества относительно своих целей и задач.
Фото: EPA
Теги: Турция, НАТО, Сирия, Германия, Нидерланды, Иран, МИД РФ, Россия, ООН, Кондолиза Райс, США, Египет, Франция, Великобритания, Барак Обама, ЦРУ, Башар Асад