Могут сложиться иллюзии, что курдско-иракский кризис, длящийся уже не одно десятилетие, можно решить формальным и как можно более скорым провозглашением независимости Курдистана. К сожалению, это иллюзия.
Мы являемся свидетелями возвращения этого хронического кризиса, спровоцированного империалистическим разделом территорий Османской империи в пользу Великобритании, в очередную фазу военного противостояния. Сейчас складывается линия, которая в дальнейшем станет линией курдско-арабского разграничения территорий в Ираке. Легитимизация этой границы, а тем более раздел земель - это неизбежная, но нескорая перспектива, а де факто она возникает в эти дни в реальном противостоянии войск пешмерга и войск регулярной иракской армии на подступах к Киркуку, Дуз Хурмату также, как уже двадцать лет назад де факто возникла курдская государственность на территории Ирака. Она сложилась в пределах бесполетной зоны, введенной западными державами в ответ на уничтожение мирного курдского населения, и после свержения кровавого режима Саддама Хусейна получила статус иракской автономии в пределах трех курдских провинций Дохук, Эрбиль и Сулеймания, а сам Ирак и по конституции, и реально стал и до последнего времени оставался федеральным курдско-арабским образованием.
Было бы наивно думать, что арабы, даже если сейчас в Багдаде доминируют шииты, а не сунниты, легко отдадут территории, руку на которые наложил Саддам Хусейн. Именно Хусейн, понимая, что курды усиливаются, предпринял меры, чтобы оторвать от Курдистана его богатейшие и исторически наиболее важные для формирования полнокровной и самодостаточной курдской нации территории. Они были отрезаны в ходе административных реформ и были не просто подчинены провинциям с преобладающим арабским населением, но центральное правительство предприняло меры, чтобы изгнать курдов с родных мест, а на их местах, часто просто в их же домах разместить переселенцев из арабских районов Ирака. Эту политику террора режим Саддама Хусейна довел до геноцида курдов, используя не только силовые методы против мирных жителей, но и химическое оружие.
Сейчас эти территории обозначены в Ираке как "спорные", и их судьбы определена Конституцией 2005 года, еще в 2007 году там должны были пройти перепись населения, а затем референдум, чтобы решить судьбу этих территорий. Процедура нелегкая во многих отношениях, когда трудно отстоять именно права изгнанников-курдов, поскольку многие семьи, спасая жизни детей, уехали не только с этих территорий, но и из страны, но курды согласились на нее. Однако центральное правительство застопорило шаги в этом направлении, заблокировав движение и к переписи, и к референдуму.
После войны 2003 года, в которой Иракский Курдистан по существу был союзником международной коалиции, курды сохраняют некоторые позиции на спорных территориях. Сейчас наступает час испытаний, когда станет ясно, насколько курды способны удержать эти территории, поскольку, и это видно по поведению премьер-министра Нури эль-Малики, вопрос будет решаться силой, а не за столом переговоров. Безусловно, ввод регулярной армии на эти территории представляет собой нарушение всех существовавших ранее политических договоренностей, и является прямым нарушением Конституции Ирака, предусматривающей порядок определения административной судьбы этих территорий.
После первых столкновений между пешмерга и войсками, введенными на спорные территории, Эрбиль направил свою делегацию в Багдад, чтобы попытаться урегулировать проблему, которую создал премьер-министр, сформировав незаконными решениями 1 сентября "Командование Диджле (Тигр по названию реки Тигр. - В.М.)". Командованию были определены в качестве зоны ответственности провинции Киркук, Салахеддин и Дьяла, в пределах которых располагается значительная часть "спорных" территорий. Курды сразу отреагировали на этот шаг, назвав его неконструктивным и провокационным, а также потребовали расформировать это формирование, которое было создано вопреки не только духу, но и букве действующего законодательства, предусматривающему необходимость получения согласия законодательной власти на подобные меры, но Малики за разрешением в парламент Ирака не обращался. Кроме того, фактически все военные полицейские формирования на этих территориях подчинены Командованию Диджле, что де факто означает введение на этих территориях режима чрезвычайного положения, что требует соблюдения определенных процедур, в частности согласия президента Ирака, который является главнокомандующим вооруженными силами Ирака.
Реально эти действия Малики угрожают не только курдам, но и арабам-суннитам, поскольку новое командование должно взять под всесторонний контроль, включая и часть полицейских функций, и значительную часть арабских (суннитских) территорий. Сложность ситуации на них как раз и состоит в том, что они неоднородны в этническом отношении и в том, что там есть в связи с этим ряд специфических проблем, которые могут побудить их жителей голосовать за те силы, которые выступают против федерализма, за централизацию независимо от конфессиональной окраски сил, проводящих политику централизации. Именно такой альянс был сорван перед прошлыми выборами в парламент страны, что не позволило Малики набрать нужное число голосов, чтобы сформировать правительство большинства. Нынешние действия можно рассматривать как часть усилий Малики по концентрации власти накануне провинциальных выборов, которые намечены на 20 апреля 2013 года. Именно провинциальные выборы зададут фон и тренд на выборы парламента в 2014 году, и на обоих выборах вопрос о политической судьбе Малики будет ключевым. Малики больше не может рассчитывать на курдскую поддержку. Ему необходимо большинство, которое он, имея оппозицию внутри шиитского лагеря, рассчитывает получить за счет завоевания значительной части суннитских голосов из числа тех, кто не доволен усилением курдов и перспективой возврата им отобранных ранее территорий, а тем более перспективой курдской независимости. Малики делает ставку на технократические и силовые методы, а его оппоненты в шиитской среде уповают на повторение событий арабской весны, но уже в Ираке, используя против Малики и обвинения в коррупции, и обвинения в злоупотреблении властью. Но практически все арабы – и противники, и сторонники Малики - против усиления курдов, в которых они видят устремленность к обособлению.
Переговоры, на которые курдская делегация прибыла с компромиссным планом, предполагавшим отвод войск, введенных с обеих сторон, и сохранение статус-кво на спорных территориях, существовавшего до 15 ноября, закончились безрезультатно, хотя на какой-то момент появился проблеск надежды, что стороны не прейдут Рубикон. Малики даже пригласил в качестве посредника американского генерал-лейтенанта Роберта Каслана, отвечающего в посольстве США в Ираке за безопасность в Ираке. Военные, казалось бы, договорились, но соглашение не получило одобрения Нури эль-Малики. Переговорщики вернулись к своим правительствам, новая дата переговоров не назначена. Возможно, что Малики ужесточил позицию, поскольку начался новый сбор голосов за его отставку с поста премьер-министра, на что он отреагировал дальнейшими угрозами.
Теги: Вадим Макаренко, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, курды, иракская армия, пешмерга, Киркук, Дияла, Саддам Хусейн, Нури аль-Малики, Dijla, США