Ближний Восток рискует вступить в новую эпоху дележа границ.
Место действия выглядит заимствованным из некоего библейского сюжета. Вы пробираетесь через заросли высоких камышей, пересекаете реку Оронтес с турецкой стороны в небольшой гребной лодке, а на противоположном берегу, недалеко от сирийского города Даркуш, вас уже встречают боевики местного подразделения так называемой Сирийской свободной армии. Один из них показывает снятую на мобильный телефон фотографию только что переправленной на территорию Турции сирийской девочки, которая была смертельно ранена во время вертолетной атаки правительственных войск на ее родную деревню. С вертолетов, как утверждают повстанцы, сбрасывали бочки, начиненные взрывчаткой и гвоздями, и одна из таких бочек попала в ее дом. Невдалеке отсюда мы видим три свежие могилы, выкопанные прямо в грязи, там похоронили мертвые тела, принесенные течением реки. Время от времени на поверхность воды всплывает оторванная рука или нога. Хотя мы находимся на «освобожденной» территории, фоном для нашего разговора служит шум канонады – какой-то городок, расположенный в горах, подвергается артиллерийскому обстрелу.
Я спрашиваю местного полевого командира по имени Муатазим Била Абул Фида, каков, по его мнению, будет окончательный исход боевых действий. Его ответ подкупает своей честностью. «Без помощи со стороны Ирана и группировки «Хезболла» он бы уже давно потерял власть», - говорит полевой командир о президенте Башаре Асаде. Однако, с его точки зрения, даже если президент уйдет, нормализовать ситуацию сразу не удастся. «Процесс урегулирования может занять от пяти до шести лет, - добавляет он, - исламистские партии хотят установить в стране законы шариата, а нам нужна демократия».
Во время визита на турецко-сирийскую границу я был поражен тем, насколько разнятся взгляды встреченных мной людей на будущее Сирии. Подчас это обескураживает, даже раздражает. Например, бизнесмен-христианин из Алеппо утверждает, что, если бы сегодня провели выборы, президент Асад победил бы, «набрав 75% голосов», так как сирийцы в большинстве своем устали от войны и тоскуют по тому порядку, который был в стране при его правлении. С другой стороны, когда несколькими часами ранее я брал у людей интервью в лагере для сирийских беженцев, созданном турецкими властями на окраине города Антакья, расположенного недалеко от границы, молодые сунниты, бежавшие из Латакии, оплота режима Асада, члены которого преимущественно являются алавитами, рассказывали мне о несправедливости государственной системы в стране, упирая на то, что алавиты обладают непропорционально большой властью и влиянием. «Когда мы начали протестовать, призывая к проведению реформ, режим просто не стал ничего делать, - поведал мне человек по имени Яхья Афацеса, - но лишь только наши требования свободы зазвучали громче, правительственные войска напали на нас. Так что мирно бороться с режимом у нас не было никакой возможности».
Тем не менее, он и его коллеги настаивают на том, что виновата во всем семья Асада, а не секта алавитов, представляющая собой одно из ответвлений шиизма, члены которой доминируют в правительственных структурах Сирии. Молодые люди, отвечающие на мои вопросы, мыслят светскими категориями. Они до сих пор гордятся тем, что в их стране люди, принадлежащие к разным религиозным конфессиям, издавна жили в мире и согласии друг с другом. Следует помнить, что такое гармоничное сосуществование имеет давние корни в регионе. Перед посещением лагеря беженцев я встречался с сотрудниками Торговой палаты Антакьи. Президент палаты с гордостью рассказал мне, что в городе, находящемся на расстоянии нескольких миль от сирийской границы, действуют более 20 различных церквей и мечетей, есть даже синагога. Поэтому я повторю еще раз – в регионе существует культурная основа для плюрализма мнений, на которую может опереться новое правительство Сирия. Однако вместе с тем наблюдаются и противоположные тенденции.
Вот вам конкретный пример. В Антакье я побеседовал с двумя турками, экспертами по логистике. Они много говорили о так называемом «арабском иностранном легионе», состоящем из боевиков, приехавших из Чечни и Ливии, которые прошли через их города и пересекли реку Оронтес, чтобы принять участие в войне, разворачивающейся в Сирии. Эти люди подняли на смех саму идею того, что Сирия может выйти из войны демократическим государством, ведь основными поставщиками оружия для участников конфликта являются придерживающиеся исламистских взглядов монархии Саудовской Аравии и Катара. Эти монархии хотят, чтобы Сирия из страны, где доминируют шииты и которая имеет тесные связи с Ираном, превратилась в государство, управляемое суннитами. Установление в Сирии демократии, вне всяких сомнений, не числится в списке их первоочередных задач.
У одного из этих турок есть бизнес в Катаре. Чтобы работать или заниматься бизнесом в Катаре, иностранцу необходимо разрешение на трудовую деятельность от местного поручителя. «Если у вас есть такое разрешение, и вы хотите покинуть страну, вам потребуется получить согласие на это у поручителя, - рассказывает турок, - когда поручитель умирает, вышеуказанные полномочия переходят к его сыну». Сын катарского поручителя этого человека очень молод. «И, тем не менее, - сетует турок, - я не могу уехать без его разрешения. Я занимаюсь в Катаре бизнесом, но не имею там никаких прав. Мы в шутку называем себя «современными рабами». Разве такая страна может принести демократию в Сирию?»
Подобные истории наглядно демонстрируют, насколько различны, а подчас и противоположны друг другу интересы и мотивы, лежащие в основе сирийской революции. Без сильного лидера, способного увлечь за собой и объединить граждан, которого к тому же поддержит международное сообщество, установить порядок стране невозможно даже в случае отстранения режима Асада от власти. Более того, по своим возможным последствиям тот хаос, который мы сегодня наблюдаем в Сирии, выглядит гораздо хуже беспорядка в любой другой стране региона.
Сирия является краеугольным камнем Ближнего Востока. Если она сегодня распадется на части, это негативно скажется на обстановке в регионе. Границы Сирии остаются неизменными с того времени, как британская и французская колониальные державы разделили арабские провинции Османской империи после Первой мировой войны. Если режим Асада падет и сирийское государство рухнет, гражданская война перекинется на территорию других стран региона и старые границы пошатнутся. Ливанские шииты примкнут к сирийским алавитам и шиитам, курды в Сирии, Ираке, Иране и Турции постараются объединиться для того, чтобы образовать независимый Курдистан, а сунниты из Ирака, Иордании и Сирии сплотятся в борьбе против шиитов в Ливане, Сирии, Иране, Ираке, Саудовской Аравии и Бахрейне.
Так что Ближний Восток рискует вступить в новую эпоху дележа границ, причем их установление будет осуществляться по принципу «сделай сам». В этом случае демаркацию станут проводить не колониальные державы сверху, а сами местные жители снизу.
Томас Фридман (Friedman Thomas L.), "The New York Times", США
Фото: EPA
Теги: Сирия, Турция, Свободная сирийская армия, Башар Асад, Иран, Катар, Ирак, Иордания, Ливан, Саудовская Аравия, Бахрейн, Томас Фридман